Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

29 июля 1967 года — пожар на авианосце «Форрестол»

Дата в календаре: 29.07.2024

Катастрофа с многочисленными человеческими жертвами на авианосце «Форрестол» в 1967 году — одна из крупнейших в истории авианосцев. Произошла она 29 июля 1967 года около 10:50 по местному времени в Тонкинском заливе.

По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты «Зуни» под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолетов F-4 «Фантом». Самолет готовился к нанесению удара по территории Вьетнама в ходе участия США в войне во Вьетнаме (1965–1973 гг.).


Около 10:50 по местному времени реактивный снаряд, находившийся в подкрыльевой многоствольной пусковой установке самолета, самопроизвольно запустился. Ракета перелетела через полетную палубу и ударила в подвесной топливный бак под крылом готовившегося к взлету штурмовика A-4 Skyhawk.

Благодаря предохранительному механизму ракета не взорвалась, однако бак сорвало с крыла, и вытекшее из него топливо воспламенилось. От перегрева начали взрываться топливные баки других самолетов, и пламя стало распространяться по палубе. Через несколько минут начали взрываться бомбы.

Первой через полторы минуты после начала пожара взорвалась бомба старого образца AN-M65 времен Второй мировой войны, сорвавшаяся с подвески одного из самолетов. Взрыв разрушил самолет, сделал пробоину в палубе и разлетевшимися осколками убил находившуюся на палубе пожарную команду, кроме троих человек, которые были тяжело ранены. Осколки также пробили топливные баки двух стоявших рядом самолетов.

Всего на палубе взорвалось 9 бомб, из них — 8 AN-M65 старого образца с взрывчаткой типа «Composition B» и 1 новая, сдетонировавшая при близком разрыве AN-M65. Бомбы пробили в бронированной палубе большие отверстия, через которые горящее топливо стало стекать внутрь — в жилые помещения и на палубу ангара.


1967 год был годом наивысшей нагрузки американской морской авиации с момента окончания Второй мировой войны. В общей сложности палубные самолеты совершили свыше 50 000 боевых вылетов по целям во Вьетнаме.

Для команд, готовивших машины, это означало непрерывный конвейер взлетов, посадок и подготовительных процедур. «Рабочий день» в этих условиях достигал более 16–18 часов в сутки. В итоге палубные специалисты максимально упрощали процесс подготовки, весьма вольно обходясь с утвержденными протоколами.

Такая вольность и стала причиной пуска «Зуни». По правилам пусковые установки LAU-10/A, каждая из которых содержит четыре 127-мм реактивных снаряда, должны оставаться в небоеготовом состоянии до момента установки самолета на катапульту.

После этого техники, обслуживающие машину, подключают к LAU-10/A кабель бортового питания и выдергивают чеку предохранителя. Ракеты встают «на боевой взвод» — жми кнопку и запускай. Даже если в этот момент произойдет случайный пуск, ничего страшного не случится: палуба перед готовыми к взлету самолетами пуста, и ракета просто улетит «в сторону горизонта», упав в воду.

Техники изобрели способ облегчить собственную жизнь. Машины подавались из ангара наверх уже с подключенными к пусковым установкам кабелями бортового питания. От возможного непроизвольного пуска ракеты отделяла только предохранительная чека с красной «лентой-ремувкой» (REMOVE BEFORE FLIGHT — «удалить перед полетом»), которую выдергивали уже на катапульте.

По общепринятой на сегодняшний день версии, чеку из пусковой установки выдернуло набегавшим потоком воздуха, потому что авианосец шел полным ходом.


Помимо этого обстоятельства было еще одно. В момент возникновения пожара авианосец находился на «Янки Стейшн» (англ. Yankee Station — «Станция Янки») — географической точке в Тонкинском заливе, откуда авианосцы США обычно наносили удары по республике Вьетнам. За предыдущие 4 дня авиагруппа совершила 150 боевых вылетов и ощущала нехватку боеприпасов. Чтобы быстро ее восполнить, с судна снабжения были загружены бомбы AN-M65. Они использовали в качестве взрывчатки «композицию B», тогда как современные бомбы снаряжались более температуроустойчивой взрывчаткой «композиции H6».

Командир «Форрестола» не был в восторге от такого пополнения запасов. 28 июля 1967 года он решил принять AN-M65 на борт авианосца только потому, что иначе вылет 29 июля мог сорваться из-за нехватки боеприпасов.

Хранение в легких укрытиях в тропическом климате не сделало бомбы лучше. Их корпуса покрылись ржавчиной, на поверхности были заметны влажные пятна от потеков флегматизатора, говорящие о деградации взрывчатого вещества. Не лучше выглядели и покрытые плесенью разрушающиеся деревянные ящики.

Предсказать свойства бомб не брался ни один из инженеров-оружейников «Форрестола»: «Может быть, это старье не взорвется? А если наоборот, рванет раньше времени, да еще с увеличением мощности?». Наиболее мрачные «мастера арсенала» ставили на случайный взрыв при старте с катапульты. Рвануло, однако, не доходя до старта. По последующим оценкам, в 1,5 раза мощнее номинала.

Все прочее, включая неготовность экипажа бороться с действительно масштабным пожаром, лишь добавило проблем.

В результате инцидента погибли 134 и ранены 161 человек. Материальный ущерб составил 72 миллиона долларов, не считая стоимости сгоревших самолетов. Многие самолеты были сброшены за борт во избежание возгорания и взрывов. Из военно-морского регистра был вычеркнут 21 самолет.

Пожар показал, что на палубе необходимо иметь тяжелые бронированные автопогрузчики, поскольку попытки сбрасывать самолеты за борт силами команды оказались неэффективными. Итогом событий стал строжайший запрет на использование списанных боеприпасов и нарушение процедур подготовки к вылету. Всех членов палубных команд авианосцев стали одинаково усиленно готовить к борьбе с огнем.


Дата для календаря:  29.07.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры1277
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт