Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

27 апреля 1942 года — катастрофа на шахте в Хонкейко в Манчжурии

Дата в календаре: 27.04.2024

Угледобыча на протяжении нескольких веков играла ведущую роль в удовлетворении энергетических потребностей развивающегося человечества, в некоторых странах лидирующие позиции этой отрасли принадлежат и по сей день. Добыча угля всегда была и остается пожаровзрывоопасным процессом, и потому данная статья посвящена крупнейшей аварии в истории добывающей отрасли.

Китай всегда занимал лидирующие позиции в рейтинге стран-добытчиков и экспортеров угля. В 1905 году начала работу одна из крупнейших шахт того времени Бэньсиху (другое название — Хонкейко). Запасы природных ресурсов данного месторождения были значительны, что позволило Японии и Китаю, не стесняя друг друга, успешно заниматься масштабной добычей руды и угля.

Со временем шахта все больше переходила под контроль японцев, а в начале 1930-х, когда Япония вторглась на северо-восток Китая, шахта окончательно перешла во владение про-японского марионеточного государства.


На шахте разрабатывались четыре угольных пласта, вскрытых наклонными стволами. В то время охраны труда как таковой попросту не существовало, да и в мировом сообществе то и дело возникали локальные и масштабные военные конфликты — никому не было дела до гигиены и безопасности труда. Совокупность этих факторов привела к тому, что условия труда на угледобыче были невыносимыми: без того тяжелый физический и вредный труд дополняли острый дефицит продуктов питания и одежды, процветание различных болезней, инфекций и длительность рабочей смены по 12 часов.

Рабочие, преимущественно корейцы и китайцы, подвергались постоянным нападкам под выдуманными предлогами, периметр шахты был огражден и охранялся. Успешная массовая эксплуатация дешевой рабочей силы позволила руководству шахты попросту отказаться от механизации производственных процессов и соблюдения правил безопасности.

Рекордная для того времени добыча в объеме 900 тысяч тонн угля в год достигалась путем безжалостной эксплуатации 4500 рабочих. В забоях периодически выделялся метан, и возникали отдельные вспышки. Тем не менее шахта считалась неопасной по газу и пыли, разрабатывала угольные пласты с выходом летучих веществ в объеме 18 %. По мнению японского руководства, такая пыль не являлась взрывоопасной, а значит, мер по улучшению ситуации не требовалось.

В скором времени началась Вторая мировая война, которая сулила рабочим не только дополнительное ухудшение условий труда, но и высокий риск гибели в результате различных диверсий и саботажей в ходе военных действий воюющих сторон.

В результате одного такого военного саботажа 26 апреля 1942 года возникла необходимость в срочном ремонте воздушной линии электропередачи вблизи шахты. Обесточивание территории привело к прекращению подачи электроэнергии в шахту, что в свою очередь повлекло за собой остановку вентиляторов главного проветривания.

С началом активных боевых действий потребность в энергетических ресурсах только возросла, и потому руководство шахты решило не выводить рабочих на поверхность, дабы не прерывать процесс добычи. Более того, рабочие в шахте даже не догадывались, что вентиляция отключена. Через час электропитание шахты было возобновлено и в ближайшую минуту повторно прекращено: в шахте раздался мощный взрыв.

Оперативно по тревоге на место происшествия были вызваны спасатели, которые не могли сразу начать аварийно-спасательные работы из-за неисправности респираторов. Руководство повторно запустило вентиляторы, пытаясь повысить шансы на выживание у находящихся в шахте рабочих, вместе с тем приток свежего воздуха помогал не только людям, но и пожару внутри шахты.

В первый день из шахты было извлечено 268 раненых с признаками отравления угарным газом. В последующие 10 дней аварийно-спасательные работы сводились к извлечению лишь тел погибших. Большая часть рабочих погибла вдали от своих рабочих мест — это говорит о том, что причиной гибели людей являлся преимущественно не взрыв, а отравление продуктами горения.

Полноценное расследование аварии было совершено лишь после окончания Второй мировой войны специалистами Советского Союза. Ими был определен очаг взрыва: им оказалась одна из лав, оборудованных скребковым конвейером.

После обесточивания шахты, по причине отсутствия информирования рабочих, машинист конвейера решил, что остановка механизма произошла из-за неисправности пускателя. Он открыл его и стал искать причину неисправности. Как только электроэнергия начала поступать в шахту, в пускателе произошло короткое замыкание, воспламенившее скопившийся вблизи забоя метан. В свою очередь это привело к образованию облака пыли, взрыв которого и распространился по всем «допустимо» запыленным выработкам.

Резко ограниченная выработка угля вынудила японцев на разглашение информации об аварии, которую они в своих докладах именовали «незначительным происшествием», в котором погибло 34 рабочих. На установленном позднее памятнике погибшим было отображено куда большее число: 1327 человек. Истинное количество жертв, как полагают, составило 1549 человек.

Шахта находилась под ничуть не менее жестким контролем японской стороны вплоть до окончания Второй мировой войны. После вывода японских войск рабочие взяли шахту под свой контроль.

Большая часть мирового послевоенного сообщества считало шахту Хонкейко самым настоящим японским концлагерем. И хотя по этому вопросу после окончания Второй мировой войны судебный процесс не проводился, мировое сообщество сделало определенные выводы по обеспечению безопасности выработок угля на шахтах и улучшению условий труда шахтеров.


Дата для календаря:  27.04.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры479
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт