Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

26 ОКТЯБРЯ 1916 ГОДА – КАТАСТРОФА В БАКАРИЦЕ

Дата в календаре: 26.10.2025

В Архангельском порту на участке Бакарица при разгрузке корабля с взрывчаткой и боеприпасами произошел один из крупнейших в истории неядерных взрывов, унесший по официальным данным более 600 жизней. Это была крупнейшая в истории города техногенная катастрофа.

Пароход, который взорвался носил имя «Барон Дризен», он прибыл из Англии с грузом металлов, машин и боеприпасов, включая, химическое оружие и взрывчатку. На момент катастрофы в его трюмах оставалось 1600 тонн груза.

В полдень, когда грузчики разошлись на обед, на пароходе произошли два последовательных взрыва – сначала в носовой части трюма, где были складированы снаряды, а затем, в результате начавшегося пожара, и в кормовой части, где находилась взрывчатка.

Взрывы были такой мощи, что на расстоянии нескольких километров в домах вылетели оконные стекла, распахнулись двери, а содрогание земли ощущалось даже в соседних Холмогорах – более чем за 60 километров. На месте причала, где стоял «Барон Дризен», образовались две огромные воронки диаметром более 40 и 60 метров. Взрывной волной были уничтожены находившиеся рядом английский пароход «Эрль-оф-Форфер», 100-тонный кран, буксирный пароход «Рекорд», здания электростанции и пожарного депо. Были повреждены еще два крана и соседние причалы.


У пристаней и на реке в это время стояло 49 судов, некоторые из них тоже имели на борту взрывчатые вещества. Грузы, находившиеся на пристани, взлетели на воздух. Взрывы следовали один за другим – за несколько минут Бакарица превратилась в ад. На воздух взлетали целые вагоны с боеприпасами, разбрасывая снаряды, рвавшиеся в воздухе или при ударе о землю. Горящие ящики с патронами трещали, как пулеметы, и рассеивали во все стороны пули. В результате обломки, падавшие с большой высоты, причинили немалый ущерб стоявшим вблизи пароходам.

В результате взрывов начались пожары. Ветер разнес огонь на десятки соседних бараков, складов и других деревянных зданий. В частности, сгорела дотла почтовая баржа с международными посылками. Было уничтожено много грузов, в том числе уже разгруженная взрывчатка и снаряды, что спровоцировало новые взрывы, продолжавшиеся в течение нескольких часов. Погибли сотни людей – русских и иностранных моряков, портовых рабочих и простых жителей, оказавшихся неподалеку, включая женщин и детей. Число раненых составляло более тысячи.

Из доклада начальника архангельского порта Веретенникова известно, что взрывы унесли жизни 650 человек, ранено было 839. Однако, судя по всему, это заниженные цифры. На самом же деле могло погибнуть и пропасть без вести более тысячи человек.

При изучении причин трагедии следственная комиссия пришла к выводу, что это была диверсия. Таким образом, в октябре по России было нанесено два мощных удара. Взрыв на «Бароне Дризене» стал вторым мощным ударом по Российской империи.

После первого взрыва к месту катастрофы были направлены все имевшиеся на тот момент в Архангельске тральщики, буксиры, и пожарные команды (и даже старшеклассники гимназий и училищ). Уже через 30 минут после первого взрыва на Бакарицу прибыли Главный начальник Угрюмов и его помощник по технической части Федоров. К тому времени на территории порта остались только несколько офицеров и часть портовых, таможенных и железнодорожных служащих, многие из которых были ранены. Дополнительные спасательные силы и медицинская помощь прибыла из Вологды на специальном поезде. Из Йоканьги в Архангельск вышел крейсер «Виндиктив», взяв на борт всех плотников и рабочих, каких только удалось собрать. Одним из первых к месту катастрофы на моторном катере пришел начальник охраны военного района капитан 2 ранга Поливанов. Он, несмотря на продолжавшие взрывы и падающие кругом обломки, при помощи буксиров начал отводить от пристаней пароходы и ставить их в безопасные места.

Спасать выживших приходилось в сложнейших условиях. С особой опасностью были связаны работы по эвакуации из зоны пожаров резервуаров с отравляющими газами, которые были выгружены прямо на пристанях. Большое мужество проявили служащие санитарного поезда, которые занимались эвакуацией многочисленных раненых: производили поиски оставшихся в живых, организовывали доставку раненых на Соборную пристань, а оттуда распределяли по 19 лазаретам. Взрывы и пожары продолжались еще несколько дней. Фактически они прекратились только тогда, когда на Бакарице сгорело все, что могло гореть.


К сожалению, жертв было очень много. В момент взрыва большинство обитателей Бакарицы держались скученно: было обеденное время, и рабочие находились в своих бараках, а офицеры и служащие в столовой. Столовая пострадала меньше, но и там стеклами от выбитых окон многие были ранены. Бараки же почти все сгорели, превратившись в братские могилы для сотен рабочих. Многие легкораненые рабочие сразу же разбежались по своим деревням. В условиях войны власти постарались скрыть масштабы катастрофы. В результате военная цензура и правительственная комиссия, которая вела закрытое расследование причин и установление виновников взрыва в архангельском порту обходили вопрос о жертвах.

Также было очевидно, что катастрофа не только погубила сотни жизней, но и привела к огромным материальным потерям. По приблизительным подсчетам, взорвалось или было уничтожено около 30 000 тонн военных грузов. Эта цифра дает представление о страшной силе взрывов и пожаров. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей (по тем временам просто огромная сумма). Многие пристани были серьезно повреждены и требовали перестройки. В районе взрыва на пространстве в половину квадратного километра вся земля была изрыта. Все, что здесь находилось: бараки, складские помещения, подъездные пути и прочее, было уничтожено взрывами и сгорело.

Все говорило о том, что это была диверсия. У немцев был мотив и возможность, а ряд схожих случаев саботажа, пожаров и взрывов заставлял предположить, что взрыв на «Дризене» совсем не случайность и является делом рук вражеских агентов. С учетом того, что пароход только пришел из Нью-Йорка, не исключалось, что проникшие там на его борт агенты спрятали в трюм адскую машину с часовым механизмом.

Начавшаяся революционная неразбериха окончательно похоронила дело расследования. В результате причинами трагедии могли быть, как извечные русские безалаберность и беспорядок, за что должно было ответить высокое начальство, поэтому следствие и пришло в тупик. Так и диверсия, для которой имелись все условия.


Дата для календаря:  26.10.2025
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры703
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт