Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

16 июля 2007 года — фосфорная авария подо Львовом

Дата события: 16.07.2021

Таких городков, как Ожидов, что в 70 км от Львова, в Украине тысячи. Из достопримечательностей заповедный сосновый лес да железнодорожная станция.

Именно здесь, на железнодорожных путях, в 2007 году произошла одна из крупнейших экологических катастроф в мире. 16 июля 2007 года из Казахстана в Польшу через Ожидов следовал состав из 58 цистерн с желтым фосфором. Но к месту назначения он не прибыл.

В Ожидове 15 цистерн с химикатами сошли с рельсов, свалились в ров с трехметровой насыпи. Из-за утечки фосфора из одной цистерны произошло последовательное самовозгорание еще 6. Цистерны следовали со станции Аса (Джамбул, Казахстан) до станции Оклеса (Республика Польша). В тушении огня были задействованы около 500 пожарных и спасателей, а также 220 сотрудников милиции.

Белый фосфор (его еще называют «желтый» или «тетрафосфор») наиболее используемая форма фосфора. В чистом виде бесцветное стекловидное вещество. Транспортируется и используется в жидком растворе. Применяется в основном в сельскохозяйственной промышленности для изготовления минеральных удобрений. Высокотоксичен, опасен для человека.


«Пожар был страшный», вспоминают местные жители. Железная дорога видна из окон крайних хат, поэтому люди смотрели и на дым столбом, и на бело-мутное облако в небе. Спасатели, работавшие на месте происшествия, пытались накрыть горящий фосфор пеной, потому что водой потушить такое вещество невозможно. Все поле у железной дороги было забито спецтехникой.

Во время работ пострадали 13 человек (пожарные, железнодорожники и военнослужащие внутренних войск). Всех их госпитализировали, трое были в реанимации, к счастью, выжили. Также в те дни к врачам обратились несколько десятков местных жителей жаловались на одышку, першение в горле, сухой кашель, головную боль. Но опасных для жизни отравлений не было.

Ликвидировать открытое пламя удалось лишь на следующий день. Из продуктов горения образовалась большая туча, которую ветер потихоньку прогонял на север.

Тогда же стало известно, что зона поражения вырвавшихся в воздух токсичных фосфорных паров около 90 км2. Сюда попали 14 населенных пунктов, в которых проживали около 11 000 человек. Из пяти близлежащих сел было эвакуировано более 800 человек. Более 160 человек было госпитализировано.

Среди местных жителей ходили слухи о втором Чернобыле. Была эвакуация людей, но ехали в основном мамы с детьми и старики. Люди не хотели оставлять домашнее хозяйство: коровы, свиньи кто их кормить будет? Тогда думали: Чернобыль пережили, переживем и фосфор.


Но все же люди боялись за свою жизнь. В те страшные дни улицы Ожидова как будто вымерли стояли лишь милицейские патрули и машины скорой помощи. Тогда селянам запретили выпасать коров на местном пастбище, люди не пили воду из колодцев, некоторые уничтожили почти весь свой урожай.

Независимые эксперты из Польши не обнаружили опасных химических веществ в почве, воде Ожидова и ближайших населенных пунктов. И только непосредственно на месте самой аварии, возле железнодорожного полотна, содержание вредных веществ было превышено почти в два раза.

Сначала ходили слухи, что фосфор в земле повысит урожайность, но, к сожалению, это неправда. Многие ожидовцы выращивают овощи и зелень на продажу. В первый год после аварии на рынках покупатели крутили носом, когда слышали, что овощи из Ожидова. Но давно уже все в порядке, покупают как надо.

На подорванное из-за фосфорной аварии здоровье жители Ожидова тоже не жалуются. В селе уточняют, что в первый год после происшествия многие сетовали на одышку, кашель, першение в горле. В сельсовете просили людей обращаться к врачам, но большинство не прислушались. Постепенно и жалобы утихли.

Изначально называли несколько причин, из-за которых произошла катастрофа и некачественное железнодорожное полотно, и ошибки в работе машиниста. Но эксперты, работавшие на месте происшествия, обнаружили неполадки в самом поезде, а именно изношенность тех узлов, которые обеспечивают устойчивость вагонов на путях.

Виновными оказались частные казахстанские депо, которые плохо отремонтировали вагоны. Ранее в Казахстане реформировали железнодорожную отрасль, в результате чего многие вагонные депо перешли в частную собственность. Вагоны состава, который сошел с рельсов в Ожидове, ремонтировали в одном из таких учреждений. И отремонтировали кое-как, с помощью старых запчастей.

После выводов экспертов Генпрокуратура Украины передала материалы дела казахстанской стороне.



Дата для календаря:  16.07.2021
просмотры37
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.