Привлечение к ответственности за неправильный монтаж пожарной сигнализации лица, осуществляющего ее техническое обслуживание
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер(1).png
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

Привлечение к ответственности за неправильный монтаж пожарной сигнализации лица, осуществляющего ее техническое обслуживание

Дата актуализации статьи: 05.07.2023 12:25:00 05.07.2023
прослушать текст

В очередном материале рубрики «Судебная практика на PRO ПБ» размещаем решение Арбитражного суда города Москвы от 10 мая 2023 года по делу N А40-81560/2023.

Коротко о содержании дела:

Инспектор пожарного надзора при проведении проверки организации выявил нарушения пожарной безопасности, связанные с монтажом пожарной сигнализации. На основании этого был составлен протокол в отношении индивидуального предпринимателя, который осуществлял обслуживание систем противопожарной защиты данного объекта. Индивидуальный предприниматель с протоколом не согласен, поскольку читает, что в нем нет состава административного правонарушения.

Кто из них прав, узнаете, прочитав решение суда. Скачать копию решения можно здесь.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 2 мая 2023 года Дело N А40-44458/2023

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 мая 2023 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Махлаевой Т.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шестаковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: УНПР ГУ МЧС России по г. Москве

к ответчику: ИП Юрченко О.А.

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 28.02.2023 N 24

при участии:

От заявителя: Куприянов М.А. (уд., дов. от 30.12.22)

От ответчика: Юрченко О.А. (паспорт)

УСТАНОВИЛ:

УНПР ГУ МЧС России по г. Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ИП Юрченко О.А. к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель общества возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки государственным инспектором г. Москвы по пожарному надзору - главным специалистом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве майором внутренней службы Куприяновым Михаилом Андреевичем, на основании решения о проведении плановой выездной проверки N 18 от 31 января 2023 года, была проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в здании и помещениях Федерального государственного бюджетного учреждения "Морская спасательная служба" (далее - ФГБУ "Морспасслужба"), по адресу: 115407, г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34, корп. 1, в следствии чего установлено: что, в соответствии с договором N МСС-199/2022 (на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, внутреннего противопожарного водопровода, видеонаблюдения, контроля управления доступом в зданиях ФГБУ "Морспасслужба") от 23.05.2022 (далее - Договор) ИП Юрченко О.А. обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, внутреннего противопожарного водопровода в зданиях ФГБУ "Морспасслужба" (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему договору, являющееся его неотъемлемой частью).

На объекте ФГБУ "Морспасслужба", по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34, корп. 1 в соответствии с пунктом 3.4 Договора, а так же в соответствии с пунктом 2.2.8 Технического задания, ИП Юрченко О.А. обязан оказывать услуги по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту в соответствии с требованиями нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности, указанных в Техническом задании к настоящему Договору, а также в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и технических требований по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем, не вошедших в Техническое задание, а также созданных и опубликованных после его подписания.

ИП Юрченко О.А., являясь физическим лицом, имеющим лицензию N 77-Б/08362 от 30.12.2020 в области лицензируемого вида деятельности, производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не обеспечил выполнение всех лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности при проведении работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты на объекте ФГБУ "Морспасслужба" по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34, корп. 1.

17.02.2023 года в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34, корп. 1 в здании и помещениях ФГБУ "Морспасслужба" ИП Юрченко О.А. нарушил требования: Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР в РФ), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - 123-ФЗ), Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - 184-ФЗ), а также нормативные документы по пожарной безопасности: строительные нормы и правила, национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила): приборы и функциональные модули систем противопожарной автоматики размещены на основании из горючих материалов; расстояние между приборами и функциональными модулями модули систем противопожарной автоматики менее 50 мм; отдельные извещатели пожарные расположены на расстоянии менее 0, 5 м до стен (перегородок), а также других строительных конструкций; линии связи проложенные за подвесными потолками не крепятся к стенам и/или потолкам с выполнением опусков (при необходимости) к подвесному потолку; допускается совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями; настенные речевые оповещатели расположены на расстоянии менее 2,3 м. от пола до оповещателя. (2 этаж, коридор N 43 по БТИ), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

28.02.2023 в отношении ИП Юрченко О.А. составлен протокол об административном правонарушении N 24 в присутствии ИП Юрченко О.А.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ-99), лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации, требуется получение лицензии.

В силу п. 2 ст. 3 ФЗ-99, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или з форме электронного документа.

Лицензия, как следует из пп. 1, 2 ст. 9 ФЗ-99, предоставляется на каждый вид деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ-99 грубым нарушением лицензионных требований является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Пунктом 36 ст. 12 ФЗ-99 в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включено оказание услуг связи.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 1 части 1 статьи 57 Закона ФЗ-248 наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении за несоблюдение обязательных требований, являющихся предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только по итогам контрольного (надзорного) мероприятия и оформления его результатов.

Судом установлено, что в протоколе об административном правонарушении указано, что ИП Юрченко О.А. на объекте защиты, расположенном по адресу: 115407, г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34 корп.1 нарушил следующие требования: Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР в РФ), Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - 123-ФЗ), Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - 184-ФЗ), а также нормативные документы по пожарной безопасности - строительные нормы и правила, национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Между тем, в отношении ИП Юрченко О.А. проверка не проводилась. Нарушения, выявленные административным органом, не могут быть вменены Ответчику, поскольку данные нарушения относятся исключительно к производству работ по монтажу систем противопожарной автоматики, которые ИП Юрченко О.А. не осуществлял. По договору N МСС-199/2022 от 23 мая 2022 года, заключенному между ФГБУ "Морспасслужба" и ИП Юрченко О.А., Ответчик осуществляет только техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, внутреннего противопожарного водопровода, видеонаблюдения, контроля управления в здании ФГБУ "Морспасслужба" по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34 корп.1 в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1) к договору и не производит их проектирование и монтаж, в связи с чем вина ИП Юрченко О.А. не доказана.

Статьёй 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. 

В соответствии с актом проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 19 января 2023, подписанным Ответчиком и представителем юридического лица ФГБУ "Морспасслужба", системы обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты находятся в рабочем состоянии, что свидетельствует о надлежащем выполнении ИП Юрченко О.А. условий договора.

В акте плановой выездной проверки N 18 от 17 февраля 2023 года, должностным лицом надзорного органа также не указано, что система обеспечения пожарной безопасности находится в нерабочем состоянии, из чего следует, что на момент проведения проверки она находилась в исправном состоянии.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя отсутствуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ и основания для привлечения ИП Юрченко О.А. к административной ответственности.

Кроме того, суд отмечает, что трехмесячный срок привлечения к административной ответственности по данному нарушению, на дату составления полного текста решения, истек.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности составляет три месяца (по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судьей).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для привлечения ООО "Фора телеком" к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ также в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

На основании ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.71, 75, 167-170, 176, 202-206 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления УНПР ГУ МЧС России по г. Москве о привлечении ИП Юрченко О.А. к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья:

Т.И. Махлаева






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-2653(A001)
просмотры4656
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт