Что изменилось в государственном надзоре и муниципальном контроле с января 2025 года
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер(1).png
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

Что изменилось в государственном надзоре и муниципальном контроле с января 2025 года

Дата актуализации статьи: 09.01.2025 07:00:00 09.01.2025

28 декабря 2024 года официально опубликован Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле). Нововведения затронули более половины статей закона — 51 статью из 98 имеющихся.

Так как отношения по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора в настоящее время регулируются указанным Законом о контроле, нами подготовлена сравнительная таблица со всеми внесенными в него изменениями.

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ ИЗМЕНЕНИЙ

Также в данной статье мы проанализируем основные из указанных нововведений.

Осуществлено совершенствование профилактических визитов

Изменениями устанавливается два вида профилактических визитов: обязательный профилактический визит, интегрированный в систему управления рисками (статья 52(1)), и профилактический визит по инициативе контролируемого лица (статья 52(2)).

Так, законом предусмотрено проведение обязательных профилактических визитов, не предусматривающих отказ контролируемого лица от их проведения, в отношении конкретных объектов контроля в зависимости от присвоенной им категории риска, а также обязательных профилактических визитов по поручению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.

Также Правительством могут быть установлены иные случаи проведения обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.

При таких профилактических визитах инспектор вправе осуществлять определенные контрольные (надзорные) действия (в том числе осмотр, инструментальное обследование, экспертизу и т. д.). Срок проведения обязательного профилактического визита теперь составляет до десяти рабочих дней, но может быть продлен при необходимости проведения экспертизы, испытаний.

Если по итогам такого визита выявлены нарушения обязательных требований и они не устранены до окончания проведения визита, контролируемому лицу выдается предписание.

Второй вид профилактических визитов — по инициативе контролируемого лица. Но такой визит возможен только в случае, если контролируемое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.

Подать заявление о проведении профилактического визита можно через портал «Госуслуги». Новшеством является возможность проведения в рамках такого визита отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания (исключительно при согласии контролируемого лица). Однако предписания по итогам таких визитов выдаваться не могут.

Но есть существенная оговорка: если при проведении профилактического визита установлено, что объект представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспектор незамедлительно организует проведение контрольного (надзорного) мероприятия.

Добавлена отдельная статья об индикаторах риска (статья 61(1))

При «срабатывании» индикатора риска инспектор обязан отреагировать и представить мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Методическое обеспечение разработки и утверждения индикаторов риска осуществляется Минэкономразвития России.

Введена возможность применения публичных оценок

Данное понятие появилось в Законе о контроле впервые. Публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований — один из критериев добросовестности контролируемого лица. Эта оценка может присваиваться объекту контроля по результатам проведения контрольного (надзорного) или профилактического мероприятий, но только если это предусмотрено положением о виде контроля. Будет ли внесено соответствующее изменение в положение о федеральном государственном пожарном надзоре — увидим в ближайшем будущем.

Закреплены основные механизмы моратория на проведение проверок, а также расширено использование мобильного приложения «Инспектор»

Если ранее в Законе о контроле была указана периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий для объектов всех категорий, кроме низкого риска, то теперь плановые КНМ предусмотрены только для объектов чрезвычайно высокого и высокого риска. Причем для объектов чрезвычайно высокого риска — не менее одного, но не более двух плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год (как и было ранее), а для объектов высокого риска возможны два варианта: одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год.

Также добавлена возможность проведения обязательных профилактических визитов (т. е. с возможностью выдачи предписания) для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.

Закреплена возможность проведения профилактических визитов и контрольных (надзорных) мероприятий (инспекционного визита, выездной проверки, рейдового осмотра) посредством использования мобильного приложения «Инспектор». С использованием данного мобильного приложения отныне могут дистанционно (без выезда инспектора на объект) проводиться такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент.

Статьей 56 Закона о контроле в новой редакции предусмотрено, что Правительством Российской Федерации могут быть определены случаи, при которых возможно проведение контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения «Инспектор» без согласования с органами прокуратуры.

Установлены основы для заключения соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (статья 90(2))

Отныне контролируемое лицо вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом такого соглашения. При этом оно обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений обязательных требований. После заключения соглашения приостанавливается действие предписания.

Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры и должно включать перечень выявленных нарушений, программу их устранения и срок исполнения соглашения. Примечательно, что контрольный (надзорный) орган или орган прокуратуры вправе признать соглашение неисполненным до дня истечения срока его исполнения.

В Закон о контроле добавили статью 90(1) о предписаниях. Новая норма устанавливает, что помимо описания нарушения и срока его устранения в предписании должны быть указаны: перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения и перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения.

Появление данной статьи должно сделать предписание более эффективным и понятным документом для контролируемых лиц.

Введено основание для отказа в доступе на объект контроля

Изменениями предусмотрено право контролируемого лица отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, отсутствует либо нанесен некорректным образом двухмерный штриховой код (он же QR-код).

Уточнены требования к предостережению

Законом о контроле в новой редакции предусмотрено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать сроки для устранения нарушений (часть 2 статьи 49 Закона о контроле).

Однако следует заметить, что положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, предусмотрен такой критерий добросовестности, как непредставление подконтрольным лицом уведомления о принятии мер на объекте по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности. Т. е. после объявления контрольным органом предостережения непредставление контролируемым лицом указанного уведомления может повлечь за собой повышение категории риска объекта.

Новое основание для проведения КНМ

Новым основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий стало уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита (пункт 9 части 1 статьи 57 Закона о контроле). Тут следует отметить, что для контролируемого лица наиболее предпочтительным является обязательный профилактический визит, а не контрольное (надзорное) мероприятие, т. к. по результатам профилактического визита при выявлении нарушений лицо не привлекается к административной ответственности (за исключением случаев, когда на дату проведения профилактического визита истек срок исполнения предыдущего предписания).

Введен срок, в течение которого можно провести новое КНМ без согласования после составления акта о невозможности проведения КНМ

Изменениями введено ограничение по времени принятия решения о проведении повторного контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если предыдущее мероприятие завершилось актом о невозможности (часть 11 статьи 65 Закона о контроле). Теперь решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры может быть принято не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия (ранее этот срок не был ограничен).

Внеплановые КНМ по контролю исполнения предписаний — только по согласованию

Внесенными изменениями предусмотрено, что внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в связи с истечением срока исполнения предписания может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. Ранее в Законе о контроле такие КНМ допускались без согласования с органами прокуратуры, однако положениями постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 было введено временное ограничение и согласование таких КНМ все-таки требовалось. Теперь необходимость согласования закреплена в Законе о контроле.

Внеплановые документарные проверки требуют согласования

Внеплановая документарная проверка теперь может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (за исключением отдельных случаев, описанных в части 9 статьи 72 Закона о контроле). До настоящих изменений все внеплановые документарные проверки проводились без согласования.

В данной статье проанализированы основные изменения в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Многие положения перешли в него из временного моратория, установленного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, закрепив таким образом положения моратория на постоянной основе. Очевидно, что государственный контроль (надзор), в том числе и пожарный надзор постоянно совершенствуются, модернизируются. Нельзя оставаться квалифицированным специалистом, не держа руку на пульсе изменений, которых в наше время вводится достаточно много. Наш портал, как обычно, будет держать вас в курсе всех последних нововведений.







Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-3275 (A041)
просмотры3631
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт