Реформа контроля и надзора 2021 (обзор ФЗ № 248-ФЗ от 31.07.2020)
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Реформа контроля и надзора 2021 (обзор ФЗ № 248-ФЗ от 31.07.2020)

Дата актуализации статьи: 18.01.2021 18.01.2021
прослушать текст

31 июля 2020 года на официальном портале правовой информации был опубликован Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248-ФЗ).

Действие ФЗ № 248-ФЗ начинается с 01.07.2021 года, за исключением отдельных его положений:

  • ч. 11 ст. 30 вступает в силу с 1 января 2022 года;

  • ч. 2 ст. 39 вступает в силу с 1 января 2023 года.

Реформа НЕ распространяет свое действие на ряд областей деятельности, а именно:

  • контроль за кредитными организациями и банковскими группами;

  • налоговый контроль;

  • валютный контроль;

  • таможенный контроль;

  • контроль за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;

  • контроль в сфере корпоративных отношений в АО;

  • контроль в сфере закупок по 223-ФЗ и госзакупок;

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

  • контроль в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;

  • контроль за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе.

Давайте рассмотрим основные значимые моменты ФЗ № 248-ФЗ.

1. Переход на онлайн-взаимодействие (ст. 21, 40)

Составление документов контрольно-надзорными органами будет осуществляться в электронной форме с подписанием усиленной ЭЦП. Причем до 31 декабря 2023 года сохранится возможность направления документов в адрес юридического лица и ИП на бумажном носителе в ряде случаев, например, в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу такого лица.

Между тем, контролируемое лицо, в свою очередь, также должно обеспечить направление документов в адрес проверяющих органов в электронном формате.

Жалобу можно будет подать только в электронном виде посредством Единого портала госуслуг или аналогичных порталов.

2. Приоритет на профилактические мероприятия (ст. 8)

Профилактические мероприятия ставятся в приоритет над контрольно-надзорными. Их предусмотрено несколько видов:

  • меры стимулирования добросовестности (ст. 48) — нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц;

  • самообследование (ст. 51) — самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований. В рамках такой меры также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме и по его результатам есть возможность принять декларацию соблюдения обязательных требований;

  • профилактический визит (ст. 52) — проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. О таком визите обязательно делается предварительное уведомление не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

3. Независимая оценка соблюдения обязательных требований (ст. 54)

Такую оценку смогут проводить организации, независимые от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, которые аккредитованы в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.

Результатом оценки является заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований, и в течение его срока действия плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

4. Членство в саморегулируемой организации (СРО) (ст. 55)

Деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов СРО, с которой было заключено соглашение о признании результатов деятельности.

Заключение такого соглашения возможно только в случае если предмет контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов идентичен предмету контроля либо охватывает более широкий круг вопросов.

5. Страхование как основание для освобождения от плановой проверки (п. 9 ст. 25)

Предусматривается возможность освобождения от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица.

6. Введение более «мягких» контрольно-надзорных мероприятий

  • мониторинговая закупка (ст. 68), ее цель — осуществление сделки для последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на экспертизу, испытание, исследование;

  • выборочный контроль (ст. 69) — контрольное (надзорное) мероприятие, представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и / или качеству;

  • инспекционный визит (ст. 70) — контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и / или владельцем (пользователем) производственного объекта.

В ходе него могут быть проведены: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, которые должны находиться в месте нахождения контролируемого лица либо объекта контроля.

Предварительного уведомления о таком визите не предусмотрено.

  • выездное обследование (ст. 75), его цель — визуальная оценка соблюдения обязательных требований, в ходе которого может быть проведен осмотр общедоступных производственных объектов.

Предварительного уведомления не предусмотрено.

7. Уменьшение сроков проверок (ст. 72, 73)

Общий срок проведения документарной и выездной проверок сокращен до 10 рабочих дней. Сейчас такой срок составляет 20 рабочих дней.

8. Возможность отмены результатов контрольно-надзорного мероприятия (ст. 91)

Появилась возможность отмены результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время такая возможность предусмотрена только в отношении результатов проверки (ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Всего ФЗ № 248-ФЗ предусмотрено 11 видов грубых нарушения, они идентичны тем, что предусмотрены сейчас п. 2 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исключение — совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных ФЗ № 248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия.

Кроме того, с 1 июля 2021 года будет действовать запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура РФ.

Таким образом, мы рассмотрели основные значимые моменты нового Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 г.«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле РоссийскойФедерации».





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В сервис онлайн-консультирования нашего портал часто приходят похожие вопросы с просьбой разъяснить статус тех или иных документов, связанных как с вопросами пожарной безопасности, так и с вопросами обеспечения безопасности зданий и сооружений в целом. Мы решили объединить все поступившие вопросы и ответить на них в данной статье.
Безопасная эвакуация людей при пожаре является одним из способов их защиты от воздействия опасных факторов пожара, предусмотренных статьей 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В целях организации безопасной эвакуации на объектах защиты изготавливаются и размещаются планы эвакуации. О них мы и поговорим в этой статье.
Все мы многократно видели яркие таблички с различными, порой не всегда понятными символами, которые располагаются на стенах и дверях внутри зданий, на сооружениях и территориях предприятий. Это знаки безопасности. Часть из них используется для обозначения противопожарного инвентаря, первичных средств пожаротушения, водоисточников, телефонов и т.п. Такие знаки являются знаками пожарной безопасности.
S-885 (А006)
просмотры6385
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт