Разногласия позиций МЧС и Минстроя в вопросах применения пожарных требований при размещении зон безопасности на балконах квартир

Дата актуализации статьи: 12.02.202112.02.2021

В декабре 2020 года мы подробно рассказывали нашим читателям об особенностях реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности при пожаре маломобильных групп населения (далее – МГН) в зданиях многоквартирных жилых домов средней этажности, разложив буквально по полочкам все тонкости хитросплетений требований различных нормативных документов в области пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики. При желании вы можете ознакомиться с указанной статьей по этой ссылке.

Главным выводом указанного материала было то, что при соблюдении определенных требований и условий в качестве мероприятий, направленных на обеспечение безопасности МГН при пожаре, допускается размещение зон безопасности на открытых балконах квартир. Этот вывод был подкреплен официальным письмом ФАУ «ФЦС», являющегося подразделением Минстроя России.

Но дело в том, что когда мы готовили ту статью, то направили аналогичный вопрос с просьбой разъяснить порядок применения требований пожарной безопасности еще и в ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Так как ответ из подразделения МЧС был получен значительно позднее, чем из Минстроя, в статью он не попал. При этом не осветить его мы просто не имеем права, поскольку позиция ФГБУ ВНИИПО МЧС России отличается от позиции ФАУ «ФЦС». Приводим содержание письма:

«В ответ на Ваше обращение сообщаю, что на основании положений раздела 9 СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути Нажмите для перехода на ПожВики и выходы Нажмите для перехода на ПожВики» в зданиях класса Нажмите для перехода на ПожВики Ф1.3 допускается предусматривать пожаробезопасные зоны 4-го типа на поэтажных площадках лестничных клеток, в том числе типа Л1. При этом двери выходов с этажей на лестничную клетку следует предусматривать противопожарными 2-го типа.

Также сообщаю, что концепция противопожарной защиты МГН, заложенная в СП 1.13130.2020, предусматривает возможность безопасного дальнейшего перемещения человека из пожаробезопасной зоны по направлению выхода наружу из здания (через объем лестничной клетки или посредством лифта).

Таким образом, размещение пожаробезопасной зоны на балконе квартиры в здании класса Ф1.3, как правило, будет противоречить указанной концепции, а также требованиям п. 9.2.3 СП 1.13130.2020, согласно которым наружные стены в местах примыкания пожаробезопасной зоны должны предусматриваться без иных проемов, за исключением проемов эвакуационной лестничной клетки.

Возможность размещения пожаробезопасной зоны на открытом переходе лестничной клетки типа Н1 не противоречит требованиям п. 9.2.3 СП 1.13130.2020. При этом, по аналогии с требованиями п. 9.2.2 СП 1.13130.2020, ширина глухого простенка между пожаробезопасной зоной на балконе (зоной непосредственного размещения людей) и ближайшим проемом в наружной стене, за исключением проема эвакуационной лестничной клетки, должна составлять не менее 2 м».

Подведем итог. Грубо говоря, Минстрой устраивает возможность размещения «безопасных зон» на балконах квартир, а МЧС считает, что размещение там «пожаробезопасных зон» противоречит концепции противопожарной защиты МГН. Причем в своем ответе подразделение Минстроя учитывает требования трех документов в области пожарной безопасности, а подразделение МЧС руководствуется только СП 1.13130.2020.

Что ж, с сожалением приходится констатировать очередное доказательство несовпадения взглядов в вопросах обеспечения безопасности при проектировании зданий у двух министерств, отвечающих за техническое регулирование в области пожарной безопасности.

В любом случае в рассмотренном нами вопросе мы в обязательном порядке должны руководствоваться частью 15 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 6.2.25 СП 59.13330.2016 в части возможных существующих вариантов устройства безопасных зон для МГН и требованиями раздела 9 СП 1.13130.2020, а не делать выбор между позициями двух министерств. 



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также

Данной публикацией мы начинаем цикл статей, посвященных введению в действие с 19 сентября 2020 года нового свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (нормативная база), в котором мы расскажем о его отличиях от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (нормативная база).

Продолжаем анализ по сравнению требований введенного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» и действовавшего ранее СП 1.13130.2009«Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». В данной статье мы расскажем об отличиях в общих требованиях к путям эвакуации.
В данной статье мы расскажем об отличиях общих требований к эвакуационным и аварийным выходам, содержащихся в новом своде правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», от требований действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
S-965 (А001)
просмотры181
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.