Обзор Проекта изменений, вносимых в ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01.07.2021
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Обзор Проекта изменений, вносимых в ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01.07.2021

Дата актуализации статьи: 23.09.2020
прослушать текст

Ранее в статье «Изменения в процедуре получения/переоформления лицензии с 01.01.2021 (Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» 99-ФЗ от 04.05.2011) мы уже рассмотрели изменения в Федеральном законе № 99-ФЗ, которые были утверждены на законодательном уровне и вступят в силу с 01.01.2021.

Между тем «регуляторная гильотина» достаточно интенсивно применяется в области проведения мероприятий по контролю (надзору ), а также в сфере лицензирования. Так, сейчас на рассмотрении находится очередной законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», разработчиком которого является Минэкономразвития России. Данным законопроектом предполагается внести изменения в более чем 100 законодательных актов, в том числе и вновь в Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — 99-ФЗ). С данным законопроектом можно ознакомиться на официальном портале проектов нормативных правовых актов.

Перечень находящихся сейчас на рассмотрении изменений в 99-ФЗ предусмотрен статьей 78 законопроекта, и основная их часть планируется к введению в действие с 01.07.2021, но есть и ряд норм со сроком вступления в силу с 01.01.2021. 

А теперь давайте разберемся, какие же основные изменения нам предлагает указанный законопроект.

1. Процедуру «переоформления» заменит процедура «внесения изменений в реестр лицензий»

В связи с введением с 01.01.2021 реестровой модели предоставления лицензии, то есть посредством внесения записи о ее предоставлении в специальный реестр, без выдачи самой лицензии, вполне логичным видится и данное нововведение.

Согласно ему, в случае необходимости внести какие-либо изменения, такая процедура будет осуществляться посредством внесения изменений в специальный реестр лицензий, а не через процедуру переоформления лицензии.

2. Уточнено определение «места осуществления лицензируемого вида деятельности»

Предлагается ввести указание на то, что это должен быть именно производственный объект, включающий в себя здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, водные, земельные и лесные участки, транспортные средства и другие объекты.

3. Вместо проверок вводится процедура установления соответствия соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям

Установление соответствия соискателя лицензионным требованиям будет осуществляться в формах:

3.1. Оценки соответствия в случаях:

  • подачи заявления о предоставлении лицензии,

  • подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий (при изменении/добавлении места осуществления деятельности и/или изменения перечня составов работ).

Такую оценку планируется проводить в 2 возможных формах.

1. Документарная оценка.

Проверяются сведения, содержащиеся в представленном заявлении и документах. Проводится по месту нахождения лицензирующего органа.

2. Выездная оценка.

Проверяется состояние производственных объектов, технических средств, оборудования, иных объектов, а также наличие работников.

Проводится по месту(-ам) осуществления лицензируемого вида деятельности.

Такая оценка осуществляется в соответствии с программой выездной оценки (перечень работ, выполняемых лицензирующим органом), если таковая будет утверждена уполномоченным лицом лицензирующего органа.

Уведомление соискателя лицензии/лицензиата о проведении выездной оценки должно быть осуществлено за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом.

Результат оценки должен быть оформлен Актом оценки. В случае выявления несоответствий соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям в Акте указывается, каким именно требованиям он не соответствует, а также каким НПА такое требование установлено.

3.2. Периодического подтверждения соответствия.

Такое подтверждение планируется проводить только в отношении лицензиатов, осуществляющих следующие виды работ:

  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (п. 14 ч.1 ст. 12 ФЗ №99-ФЗ);

  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 15 ч.1 ст. 12 ФЗ №99-ФЗ);

  • производство лекарственных средств (п. 16 ч.1 ст. 12 ФЗ №99-ФЗ);

  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (п. 19 ч.1 ст. 12 ФЗ №99-ФЗ);

  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (п. 39 ч.1 ст. 12 ФЗ №99-ФЗ).

При этом виде контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований уже не проводятся!

Периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям планируется осуществлять каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии, если иной период не будет предусмотрен соответствующим положением о лицензировании.

В данном случае основанием к такой оценке должно стать соответствующее заявление лицензиата, которое он самостоятельно должен подать не позднее чем за 40 рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия. К такому заявлению нужно будет приложить документы, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям.

Общий срок проведения лицензирующим органом процедуры периодического подтверждения соответствия не более 20 рабочих дней.

В случае если такое заявление лицензиатом не предоставляется, то лицензирующий орган обязан будет приостановить действие лицензии такого лицензиата. Такое приостановление осуществляется на основании решения лицензирующего органа, а срок такого приостановления может составить от 3 до 5 месяцев. Исчисление срока приостановления планируется осуществлять со дня наступления срока прохождения процедуры периодического соответствия.

Если же в период приостановления лицензии лицензиат так и не предоставит соответствующее заявление о прохождении процедуры периодического подтверждения, то действие лицензии прекращается.

Одновременно с процедурой периодического подтверждения соответствия лицензиат имеет право пройти процедуру оценки соответствия лицензионным требованиям (проводится при необходимости внесения изменений в реестр лицензий). В данном случае общий срок процедуры составит не более 30 рабочих дней.

Результатом периодического подтверждения соответствия может быть решение:

  • о соответствии лицензиата и внесении соответствующих сведений в реестр,

  • о направлении лицензиату перечня выявленных нарушений с указанием срока их устранения.

В случае если выявленные нарушения имели грубый характер и не были устранены в необходимый срок, действие лицензии приостанавливается на срок до 60 дней. По заявлению лицензиата такой срок может быть увеличен еще на 60 дней. Этот срок дается для ликвидации грубых нарушений лицензионных требований. Если и по истечении такого срока нарушения не были устранены лицензиатом, то действие его лицензии прекращается.

4. Лицензиат должен будет самостоятельно вносить изменения в реестр лицензий, не уплачивая при этом государственную пошлину

Такую обязанность решили наложить на лицензиата в случае, если у него меняется номер телефона или адрес электронной почты. Внесение таких сведений должно осуществляться лицензиатом посредством использования информационных систем при этом государственную пошлину уплачивать не нужно.

Правда, чтобы воспользоваться такой информационной системой, судя по всему, придется получить электронную цифровую подпись, что в свою очередь, является не бесплатной услугой.

Также положением о лицензировании конкретных видов деятельности могут быть предусмотрены и иные сведения, при изменении которых лицензиат должен будет внести соответствующие сведения в реестр лицензий самостоятельно. Правда, перед внесением таких изменений вносимые в него сведения могут быть подвергнуты автоматической проверке.

5. Выписки из реестра лицензий на бумажном носителе выдаваться не будут

Не успели еще вступить в силу изменения, внесенные в ФЗ № 99-ФЗ, о том, что в связи с введением реестровой модели предоставления лицензий предусматривается возможность получения выписки из такого реестра лицензий как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе (за плату), как их уже планируют изменить.

Таким образом, если данный законопроект удержит свои позиции в такой редакции, то с начала 2021 года выписка из реестра лицензий будет предоставляться бесплатно и только в форме электронного документа.

6. Уточняются возможности внесения изменений в реестр лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности, перечня работ, услуг

Если НПА РФ вносятся изменения в наименование лицензируемого вида деятельности и/или в перечень работ/услуг, которые выполняются, то обязанность по внесению соответствующих изменений в реестр будет распределяться следующим образом:

  • если таким НПА предусмотрена необходимость внесения изменений в соответствующий реестр – обязанность возлагается на лицензиата,

  • если НПА такого указания не содержит – внесение изменений осуществляется лицензирующим органом самостоятельно.

7. Лицензиату предоставляется право на отзыв заявления о предоставлении лицензии

Такое право может быть реализовано лицензиатом до момента принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии. Уплаченная государственная пошлина в данном случае возврату не подлежит.

8. Лицензия может быть предоставлена только в той части, в которой было подтверждено соответствие лицензионным требованиям

Если по результатам оценки соответствия лицензирующий орган выявит несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, то лицензия по просьбе соискателя может быть предоставлена только на те виды работ/услуг и/или на то место(-а) осуществления лицензируемого вида деятельности, в отношении которых было подтверждено соответствие соискателя лицензии.

 То есть, если вы, например, заявили в заявлении на предоставление лицензии 1-8 составов работ, но фактически при проведении лицензирующим органом процедуры оценки соответствия смогли подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям только по 1-5 составам работ, то у вас будет 2 варианта:

  • получить отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии,

  • изъявить желание на предоставление лицензии только на 1-5 составы работ.

Сейчас при любом несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям лицензирующий орган выносит только решение об отказе, права выбора у соискателя лицензии нет.

Указанное новшество считаем очень полезным, так как в данном случае соискатель лицензии имеет возможность не потерять государственную пошлину, уплаченную за предоставление лицензии (7500 руб.) Что касается недостающих составов работ/услуг или мест (-а) осуществления лицензируемого вида деятельности, то в последующем всегда можно будет добавить их посредством внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.

9. Уведомление о предоставлении лицензии будет направляться только на электронную почту, указанную в соответствующем заявлении

Такое уведомление будет содержать в себе ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий в сети «Интернет». Напомним, что такое уведомление должно быть направлено лицензирующим органом в течение 3 рабочих дней.

10. Добавится новое дополнительное основание для отказа в предоставлении лицензии

В дополнение ко всем имеющимся основаниям для отказа в предоставлении лицензии планируется добавить еще одно основание, которое планируется ввести в действие с 01.01.2022:

  • наличие у ю/л или ИП, обратившегося с заявлением о предоставлении лицензии, действующей лицензии на такой вид деятельности.

11. Лицензионное дело может вестись в электронной форме

Лицензирующему органу планируется предоставить право формирования и ведения лицензионного дела в электронной форме с использованием информационной системы. В настоящее время такой исключительной возможности лицензирующие органы не имеют, поэтому они вынуждены сохранять достаточно большие объемы бумажной информации по каждому соискателю лицензии или лицензиату.

12. Новые основания к внесению изменений в реестр лицензий

Планируется ввести новые основания, при наличии которых лицензиат должен будет пройти процедуру внесения изменений в реестр лицензий, а именно:

1. Реорганизация в форме слияния и присоединения

Правда, здесь есть оговорка о том, что внесение изменений в реестр лицензий по данному основанию будет возможно только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии или присоединении ю/л на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных ю/л, лицензии на один и тот же вид деятельности.

В настоящее время переоформление лицензии возможно только при реорганизации в форме преобразования.

Срок, в течении которого необходимо внести такие изменения, не должен превышать 15 рабочих дней.

2. Изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата

Такое основание планируется ввести в связи с тем, что такие данные будут содержаться в реестре лицензий в качестве обязательных, поэтому их изменение потребует прохождения процедуры внесения изменений в реестр лицензий.

13. При изменении места осуществления лицензируемого вида деятельности оценка соответствия не проводится в случаях:

  • переименования географического объекта,

  • переименования улицы, площади или иной территории,

  • изменения нумерации.

В таких случаях, при наличии у лицензирующего органа соответствующей информации, он вправе самостоятельно внести необходимые изменения в реестр лицензий. В данном случае лицензирующий орган о внесенных изменениях уведомит лицензиата.

14. Государственный лицензионный контроль (надзор) планируется осуществлять в следующих формах:

  • Профилактические мероприятия

- информирование (ст. 46 ФЗ № 248-ФЗ),

- обобщение правоприменительной практики (ст. 47 ФЗ № 248-ФЗ),

- меры стимулирования добросовестности (ст. 48 ФЗ № 248-ФЗ),

- объявление предостережения (ст. 49 ФЗ № 248-ФЗ),

- консультирование (ст. 50 ФЗ № 248-ФЗ),

- самообследование (ст. 51 ФЗ № 248-ФЗ),

- профилактический визит (ст. 52 ФЗ № 248-ФЗ).

  • Плановые контрольные (надзорные) мероприятия

  • Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия

Все указанные мероприятия планируется проводить в соответствии с ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (вступает в силу с 01.07.2021 за исключением отдельных положений) (ФЗ № 248-ФЗ).

Что касается лицензиатов, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности, см. п. 3.

15. Дополнительные основания для приостановления действия лицензии

К ныне действующим основаниям (ч. 1 ст. 20 ФЗ № 99-ФЗ) планируется добавить еще 3 основания:

  • лицензиатом не было подано заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям,

  • лицензиатом в срок не были устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленных в рамках процедуры периодического подтверждения соответствия,

  • отказ или уклонение лицензиата от периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.

Действие лицензии может быть приостановлено как в отношении всех содержащихся в ней видов работ, так и отдельных, в отношении которых лицензиат не прошел процедуру подтверждения соответствия лицензионным требованиям (см. п. 3.2.).

16. Дополнительные основания для прекращения действия лицензии

К имеющимся сейчас основаниям (ч. 13 ст. 20 ФЗ № 99-ФЗ) планируется добавить еще пять:

  • Установление факта представления заведомо ложных и/или недостоверных сведений, на основании которых было принято решение о предоставлении лицензии или о внесении изменений в реестр лицензий (в случае изменения видов работ/услуг или изменении адреса места осуществления деятельности).

  • Незавершение прохождения лицензиатом процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям или не проведение в отношении лицензиата контрольных (надзорных) мероприятий.

  • Если по истечении срока приостановления действия лицензии по основанию непредставления в лицензирующий орган заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям лицензиат так и не представил такое заявление.

  • Если по истечении срока приостановления действия лицензии по основанию неустранения грубых нарушений лицензионных требований, выявленных лицензирующим органом в рамках процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, указанные нарушения не были устранены.

  • В случае исключения в соответствии с НПА РФ отдельных работ, услуг из состава конкретного лицензируемого вида деятельности, если лицензия предоставлена только в отношении указанных работ/услуг.

17. Реестр лицензий будет содержать значительно больше информации

Реестр лицензий формирует и ведет лицензирующий орган, но объем сведений, которые он содержит, в настоящее время очень невелик, поэтому планируется увеличение количества содержащейся в таком реестре информации до следующей:

  • регистрационный № лицензии и дата ее предоставления;

  • полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование и организационно-правовая форма ю/л, адрес его места нахождения, номер телефона, адрес электронной почты, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, ОГРН;

  • ФИО ИП, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес места жительства, номер телефона, адрес электронной почты, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, ОГРНИП;

  • ИНН;

  • лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг;

  • даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;

  • основание и даты прекращения действия лицензии;

  • основания и даты проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, контрольных (надзорных) мероприятий, а также реквизиты актов, составленных по их результатам;

  • даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;

  • основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении, о возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;

  • основания, даты вынесения решений суда об аннулировании лицензий и реквизиты таких лицензий;

  • иные установленные НПА РФ сведения.

При чем выписка из такого реестра лицензий по умолчанию будет содержать в себе только первые 5 позиций. Также предусматривается, что выписка из реестра лицензий может содержать в себе и иные сведения.

18. Новый порядок присвоения регистрационного номера лицензии

Планируется, что с 01.01.2022 регистрационный номер лицензии будет присваиваться с использованием ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Таким образом, как вы видите, объем планируемых изменений к внесению в ФЗ №99-ФЗ достаточно велик! Некоторые из них не совсем понятны, а
некоторые очень даже полезны! Мы будем следить за дальнейшим развитием событий
в отношении данного законопроекта, а вы продолжайте следить за нашими
новостями!





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Что понимается под подтверждением лицензии МЧС, и какова ее периодичность? В чем заключаются новые полномочия МЧС по приостановлению и аннулированию лицензий? Как изменились требования к местам осуществления лицензируемых видов деятельности? Почему необходимо уведомлять МЧС о выполнении работ, предусмотренных лицензией МЧС, и когда необходимо начинать это делать? Об этом, а также об иных изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ, в части, касающейся лицензий МЧС, вы узнаете, прочитав данную статью.
Мы подготовили подробную пошаговую инструкцию о порядке заполнения и направления интерактивных форм уведомлений о начале и об окончании выполнения работ в области пожарной безопасности с использованием портала «Госуслуги».
В настоящее время порядок лицензирования, а также лицензионные требования к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены одноименным Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. Но, как мы уже знаем, оно утрачивает свою силу и перестает действовать с начала 2021 года.Новое Постановление № 1128 несколько расширяет и уточняет лицензионные требования в данной сфере деятельности. Рассмотрим подробнее, что именно изменится с 2021 года.
S-600 (А006)
просмотры9797
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт