Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Как в досудебном порядке оспорить предписание органа госпожнадзора: новые требования с 1 июля 2021 года

Спикер Баскаков Сергей Анатольевич
Практикующий арбитражный юрист. Специалист по юридической безопасности бизнеса.

В своем докладе Сергей Анатольевич разъяснил следующие моменты:

  • обязательность процедуры обжалования решений и действий (бездействия) органа государственного пожарного надзора до обращения в суд;

  • механизм досудебного обжалования по новым требованиям Федерального закона № 248-ФЗ;

  • каков срок для обжалования предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации;

  • перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы;

  • нужно ли обжаловать предписание при отмененном постановлении о привлечении к административной ответственности;

  • что важно учитывать при оспаривании предписания;

  • основные требования к предписанию, как виду ненормативного правового акта;

  • как приостановить или продлить срок исполнения предписания.

Презентация
Баскаков Сергей Анатольевич
Скачать
Видео
Ответы на вопросы

Что может стать основанием для отмены постановления о привлечении к адм. ответственности?

Из содержания ст. 24.5 КоАП РФ следует, что основаниями для отмены постановления о привлечении к административной ответственности может служить наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства.

Что может стать основанием для отмены решения о проведении проверки?

В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее — ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

Если вы считаете, что решение о проведении проверки и включении вашего бизнеса в план проверок принято ошибочно, то проверку можно отменить. Такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489».

Указанным постановлением предусмотрены порядок подачи заявления, порядок рассмотрения заявления, порядок исключения проверки из ежегодного плана и форма заявления об исключении ежегодной проверки в отношении юридического лица или ИП.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые полагают, что проверка в отношении их включена в ежегодный план в нарушение положений ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, подают в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана (п. 2 Правил).

Такое заявление и прилагаемые к нему документы направляются в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (п. 3 Правил).

Также Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 утверждены «Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года».

В соответствии с указанными Правилами внесение изменений в ежегодный план осуществляется уполномоченными должностными лицами посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, а исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана возможно по следующим основаниям:

  • в связи с ликвидацией организации, прекращением гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, влекущими невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

  • в связи с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;

  • в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект контроля, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

  • в связи с прекращением действия лицензии или ее аннулированием — для контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных в отношении лицензиатов;

  • в связи с исключением объекта контроля из перечня объектов контроля;

  • в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

  • в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в силу Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля. 

Является ли специалист по ГО и ЧС, на которого еще возложили обязанности по разработке документов по Пожарной безопасности на объекте, должностным лицом, которого могут привлечь к административной ответственности? На объекте выпущен приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение ПБ, общая ответственность лежит на главном инженере, по отдельным цехам ответственность лежит на начальниках цехов.

К ответственности за нарушение требований пожарной безопасности могут привлечь лицо, в действиях которого обнаружен состав соответствующего административного правонарушения или преступления.

Административную ответственность несут организации, нарушающие правила пожарной безопасности, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане (ч. 1, ст. 20.4 КоАП РФ).

На уровне организации ответственным за пожарную безопасность является ее руководитель, а также собственник недвижимости/объекта, где находится организация. При этом в качестве должностного лица могут привлечь работника организации, ответственного за пожарную безопасность. Именно эти лица обязаны организовать и обеспечить выполнение юридическим лицом требований пожарной безопасности.

Поэтому, если специалист по ГО и ЧС не назначен приказом руководителя как ответственное лицо за пожарную безопасность, он не должен нести административную ответственность за совершение правонарушения в области пожарной безопасности.

Если поменялось юридическое лицо (Было ОАО стало ООО с новым ИНН, ОГРН и т. п.), правомочна ли проверка МЧС в ближайшие 3 года?

Смена организационно-правовой формы юридического лица является одной из форм реорганизации (преобразования). Об этом сказано в пункте 1 статьи 57 Гражданского кодекса.

Присвоение налоговой инспекцией нового ИНН возможно и в том случае, если происходит реорганизация юридического лица в форме слияния и разделения.

Ежегодные планы на 2022 г. формируются с учетом особенностей проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428, которым утверждены «Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 14 указанных Правил исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана возможно по следующим основаниям:

  • в связи с ликвидацией организации, прекращением гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, влекущими невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

  • в связи с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;

  • в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект контроля, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

  • в связи с прекращением действия лицензии или ее аннулированием — для контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных в отношении лицензиатов;

  • в связи с исключением объекта контроля из перечня объектов контроля;

  • в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

  • в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

При этом реорганизация организации, в т. ч. изменение ее наименования, является лишь основанием для внесения соответствующих изменений в ежегодный план сведений о контрольном (надзорном) мероприятии, что не влечет его отмену.

Таким образом, факт изменения организационно-правовой формы юридического лица перед проведением проверки не будет являться основанием для исключения проверки из ежегодного плана в ближайшие 3 года.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 15 № 247-ФЗ не допускается оценивать соблюдение обязательных требований, содержащихся в документах, отмененных в рамках «регуляторной гильотины», а также привлекать к административной ответственности за невыполнение указанных норм. Распространяется ли действие данной статьи на СП (например, СП1.13130.2009)?

Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 15 Закона № 247-ФЗ, независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, а несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Однако из каждого правила есть исключения.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 247-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона № 247-ФЗ не применяются.

Вот этим правом Правительство и воспользовалось, приняв Постановление от 31 декабря 2020 г. № 2467 (далее — Постановление № 2467). Указанные в Перечне нормативные правовые акты подлежат применению при осуществлении государственного контроля и после 1 января 2021 года.

Срок действия части из перечисленных в Перечне актов ограничен конкретным периодом времени, начиная с 1 марта 2021 года и заканчивая 1 сентября 2022 года.

Между тем в указанном Перечне нет СП 1.13130.2009.

Это означает, что положения частей 2 и 3 статьи 15 Закона № 247-ФЗ распространяются на указанный нормативный правовой акт.

Таким образом, если вашу организацию обвиняют в невыполнении обязательных требований, содержащихся в конкретном нормативном правовом акте, вступившем в силу до 1 января 2020 года (!), то эта претензия может быть правомерна только в том случае, если данный акт указан в Перечне, утвержденном Постановлением № 2467. Если же — нет, то действия контролирующего органа незаконны, соответственно, и для привлечения субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности нет оснований.

Как в досудебном порядке оспорить предписание органа госпожнадзора: новые требования с 1 июля 2021 года

  • ФИО спикера Баскаков Сергей Анатольевич
  • Описание спикера Практикующий арбитражный юрист. Специалист по юридической безопасности бизнеса.
  • О курсе

    В своем докладе Сергей Анатольевич разъяснил следующие моменты:

    • обязательность процедуры обжалования решений и действий (бездействия) органа государственного пожарного надзора до обращения в суд;

    • механизм досудебного обжалования по новым требованиям Федерального закона № 248-ФЗ;

    • каков срок для обжалования предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации;

    • перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы;

    • нужно ли обжаловать предписание при отмененном постановлении о привлечении к административной ответственности;

    • что важно учитывать при оспаривании предписания;

    • основные требования к предписанию, как виду ненормативного правового акта;

    • как приостановить или продлить срок исполнения предписания.

  • Видео Youtube https://kinescope.io/200693586


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт