Утверждаю
Начальник ЦОРДВО МВД России
генерал-майор милиции
С.Н.ГОЛОВАНОВ
7 мая 2010 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ВЫБОР И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ
Р 78.36.002-2010
Рекомендации разработаны сотрудниками Федерального государственного учреждения "Научно-исследовательский центр "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации и утверждены Центром оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны 7 мая 2010 года.
Предназначены для инженерно-технических работников вневедомственной охраны.
Введены с 7 мая 2010 г. взамен Р 78.36.002-99.
1. ВВЕДЕНИЕ
Необходимость создания новой редакции продиктовано стремительным развитием техники охранного телевидения, появлением новых технических возможностей и направлений, что естественно не было отражено в созданном в 1999 г. документе.
На сегодняшний день телевизионные средства наблюдения получили широкое распространение в системах безопасности. Система охранная телевизионная (СОТ) позволяет в реальном времени подразделениям охраны и иным заинтересованным лицам осуществлять оценку оперативной обстановки путем визуального наблюдения происходящих событий в поле зрения камер и обеспечивать передачу видеоинформации по имеющимся в наличии каналам связи.
Целью настоящих рекомендаций является оказание помощи подразделениям вневедомственной охраны и специалистам служб безопасности различных организаций в правильном выборе компонентов и структур СОТ для конкретных объектов.
ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России выражает признательность всем специалистам, принявшим участие в обсуждении первоначальных редакций документа, за высказанные ценные замечания.
Особо хотелось бы поблагодарить за участие в работе над документом зам. начальника 5 отдела ЦОРДВО МВД России Зуйкова Ю.Н. и начальника отделения 5 отдела ЦОРДВО МВД России Пограничного Ю.В.
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОТ
2.1. Телевизионные камеры СОТ и устройства для их оснащения
2.1.1. Телевизионные камеры
Телевизионная камера (далее - камера) - это устройство, преобразующее оптическое изображение охраняемой зоны в электрический видеосигнал.
Камера является важнейшим элементом системы, так как именно она создает видеосигнал, который в дальнейшем используется видеосистемой для анализа, детекции и хранения видеоинформации. От выбора камеры зависит, что и как будет видеть на экране видеомонитора оператор в постоянно меняющихся условиях наблюдения. Если необходимо не только следить за общей обстановкой в охраняемой зоне, но и идентифицировать людей, определять номер автомобиля и т.д., проектировщик должен выбрать камеру с действительно необходимыми функциями и техническими характеристиками. Причем главным условием при выборе камеры (да и всего остального оборудования СОТ) должно выдвигаться требование обеспечения необходимой безопасности объекта.
Современная камера представляет собой сложную электронную систему, состоящую из фоточувствительного элемента - матрицы, выполненной на приборах с зарядовой связью (ПЗС-матрица, в английской транскрипции - CCD) или на базе КМОП-структуры (КМОП - комплементарный металло-оксидный полупроводник, в английской транскрипции CMOS), и программно-аппаратных средств обработки сигнала в формат, предназначенный для вывода на устройства отображения.
Камеры делятся на (см. рис. 1, рис. 2 - здесь и далее рисунки не приводятся):
- аналоговые и цифровые;
- корпусные и бескорпусные;
- для внутреннего и уличного применения;
- стационарные;
- поворотные;
- купольные;
- для применения в особых условиях;
- черно-белого и цветного изображения;
- повышенной чувствительности;
- высокого разрешения;
- для скрытого наблюдения.
Разница между аналоговой и цифровой камерой в потребительском смысле заключается в том, что на выходе аналоговой камеры присутствует стандартный видеосигнал, а цифровая камера производит оцифровку аналогового видеосигнала с матрицы и передачу его по линии связи в виде цифрового кода. Как правило, при этом внутри цифровой камеры производится компрессия видеосигнала путем устранения "избыточности" видеоинформации. Если стандартный видеосигнал от аналоговой камеры подать на монитор, то на экране мы увидим изображение. Выходной сигнал от цифровой камеры, прежде чем попасть на экран монитора, должен пройти специальную обработку программным обеспечением компьютера (сервера).
В отдельных случаях цифровые камеры не производят компрессию видеосигнала, ограничиваясь при этом одной оцифровкой сигнала. В этом случае объем передаваемой цифровой информации резко возрастает. Данное техническое решение применяется в специальных приложениях теленаблюдения, где первостепенной задачей ставится получение высококачественного изображения. Дело в том, что практически любой вид компрессии приводит к снижению качества первоначального изображения. При этом допустимый уровень потерь качества изображения определяет степень компрессии.
Телевизионная камера характеризуется целым набором параметров, однако в большинстве случаев при выборе камеры достаточно иметь информацию о следующих ее характеристиках.
1. Формат матрицы - размер фоточувствительной области матрицы выражается в дюймах. Основными форматами являются: 1/4", 1/3", 1/2", 2/3" и 1".
Чем больше оптический формат, тем меньше (при прочих равных условиях) геометрические искажения изображения. В особенности это сказывается при больших углах зрения. В СОТ высокого качества изображения обычно используются камеры формата 1/2", 2/3" и 1". В настоящее время чаще всего используются камеры с матрицей 1/3". В последнее время на рынке появились миниатюрные камеры с матрицей формата 1/4". Как правило, при уменьшении формата матрицы шумовые характеристики камеры ухудшаются.
2. Разрешающая способность (разрешение в центральной области изображения или объектива) - максимальное количество телевизионных линий (ТВЛ), различаемых в выходном сигнале камеры при глубине модуляции (10 +/- 3)% (определение глубины модуляции, см. Приложение А).
На краях объектива телекамеры допускается некоторое ухудшение качества изображения. Чем выше разрешение камеры, тем более мелкие детали можно различить на изображении. Обычным разрешением считается 380 - 420 линий для черно-белых и 300 - 320 линий для цветных камер. В системах высокого класса используются, как правило, камеры с повышенным разрешением (500 - 600 линий для черно-белых и 375 - 450 линий для цветных камер).
Различают разрешающую способность по вертикали и по горизонтали.
Разрешающая способность по вертикали - максимальное число горизонтальных линий, которое способно передать оборудование. Разрешающая способность по вертикали ограничена количеством строк в кадре и определяется видом телевизионного стандарта (PAL или NTSC).
Разрешающая способность по горизонтали - это максимальное число вертикальных линий, которое способно передать оборудование. Фактически разрешение по горизонтали в основном и интересует потребителей, так как разрешающая способность по вертикали у стандартных камер одинакова. Чем больше вертикальных линий умещается по всей ширине строки, тем больше на изображении проработаны мелкие детали.
Разрешающая способность по горизонтали - зависит от глубины модуляции сигнала. При модуляции 100% разрешающая способность называется аппаратная резкость, при модуляции 50% - реальная разрешающая способность, а при модуляции 10% - предельная разрешающая способность.
Говоря о разрешении СОТ нужно не забывать и о сквозном разрешении всей цепочки используемого оборудования (видеотракта). Так, например, если мы имеем разрешение ТВ-камеры в 560 ТВЛ, а разрешение платы видеозахвата не превышает 380 ТВЛ, общее разрешение СОТ не может быть выше 380 ТВЛ.
Разрешающая способность СОТ не может быть больше разрешающей способности матрицы телекамеры, которая обычно выражается числом элементов матрицы (пикселей) по горизонту и по вертикали или в ТВЛ.
Примечание - с появлением дискретных структур (ПЗС) элементы изображения стали называться пикселами.
Пиксел (в разговорной речи пиксель, англ. Pixel - сокращение от picture element или picture cell - элемент изображения). Пиксел представляет собой неделимый объект прямоугольной, обычно квадратной, или круглой формы.
Для определения реального числа ТВЛ в СОТ используют проверочные таблицы (миры) (см. Приложение Б).
Проверка разрешающей способности по горизонтали с помощью тестовых таблиц осуществляется визуально с помощью анализа изображения на экране монитора и наиболее проста, однако этот метод зависит от субъективной различимости человеком ТВЛ. Поэтому, при наличии осциллографа с возможностью выбора строки видеосигнала и возможностью синхронизации по ним (например, осциллограф "Tektronix TDS 2024"), необходимо произвести измерения переходных характеристик с черного изображения на белое и наоборот, используя методику, приведенную в Приложении Г.
В эфирном телевидении наличие разрешающих способностей - как по горизонтали, так и по вертикали - создавало определенные неудобства в описании характеристик оборудования. Поэтому возникла необходимость выработать единый параметр для оценки разрешающей способности. Эта задача была решена путем пересчета разрешающей способности по горизонтали к разрешающей способности по вертикали, используя соотношение сторон экрана 4:3. В результате чего и появился коэффициент 0,75 (3 : 4 = 0,75), а за разрешающую способность принята одна телевизионная линия, или сокращенно "ТВЛ".
Пересчет дискретной структуры матрицы (пикселы) в ТВЛ происходит через поправочный коэффициент 0,75. Таким образом, если матрица камеры имеет размерность 500 пикселей по горизонту, то разрешение будет по горизонту 500 х 0,75 = 375 ТВЛ.
Но количество пикселов и связанное с этим разрешение - это только сравнение видеокамер или любого оборудования по "внешним" признакам, т.е. по количеству дискретных элементов в структуре матрицы.
3. Чувствительность
Различают: пороговую чувствительность и чувствительность, необходимую для нормальной работы СОТ.
Пороговая чувствительность - минимальная освещенность на матрице, при которой соотношение сигнал/шум в отдельных изделиях СОТ или в СОТ в целом равно 8.
Чувствительность, необходимая для нормальной работы СОТ, - освещенность на матрице, при которой СОТ реализует свои паспортные значения (прежде всего по разрешению).
Если не оговорено специально, то под чувствительностью необходимо понимать уровень освещенности, необходимый для нормальной работы СОТ.
Чувствительность традиционно выражается в люксах (лк) (см. Приложение А).
Выражение чувствительности в люксах не совсем корректно. Поэтому необходимо привязывать понятие чувствительности к соотношению сигнал/шум и учитывать спектральные характеристики источника освещения и телекамеры.
Нормальным считается отношение сигнал/шум 48 дБ. У камер высокого класса это отношение достигает 58 дБ. Более подробно об отношении сигнал/шум см. в Приложении Д.
Обычной чувствительностью считается 0,1 - 0,5 лк для черно-белых и 1 - 3 лк для цветных камер.
В системах, предназначенных для наблюдения слабо освещенных объектов, имеющих малую отражательную способность, используются камеры высокой чувствительности (порядка 0,01 лк).
Матрицы (ПЗС, КМОП) обладают очень важным свойством - они позволяют получать четкое изображение в условиях полной темноты при подсветке инфракрасными лучами. С этой целью некоторые камеры оснащаются встроенной ИК-подсветкой.
Синхронизация - привязка видеосигнала к фазе сетевого напряжения или внешнего источника синхроимпульсов или другого видеосигнала. Камеры, питающиеся от сети переменного тока (220 В/50 Гц или 24 В/50 Гц), синхронизируются от питающей сети. Камеры, питающиеся от источника постоянного тока (12 В), должны иметь вход внешней синхронизации, сигнал на который подается от специального устройства - синхронизатора. Отсутствие внешней синхронизации телевизионных камер от единого источника синхросигнала в значительной степени повышает утомляемость оператора СОТ, а при использовании в системе более 8 камер приводит к постоянным срывам изображения, потерям многих кадров, что делает наблюдение и видеозапись практически невозможными.
Примечание - при работе системы с платами видеозахвата нужно стремиться использовать ввод сигнала без использования процесса мультиплексирования канала.
Теоретически возможно добиться надежной работы синхронизации в СОТ, но режим мультиплексирования всегда будет требовать больше времени для ввода видеоизображения, чем прямой ввод сигнала. Использование мультиплексора в плате видеозахвата не повышает технические характеристики устройства, поскольку число каналов в этом случае может быть очень большим, а суммарное количество вводимых кадров или полукадров при этом не изменяется.
Электронный затвор - элемент конструкции матрицы, обеспечивающий возможность изменения времени накопления электрического заряда (выдержки). Электронный затвор позволяет получить приемлемое качество изображения быстродвижущихся объектов и обеспечивает работоспособность камеры в условиях высокой освещенности. Обычные электронные затворы обеспечивают регулировку выдержки в диапазоне от 1/50 до 1/10000 - 1/15000. Лучшие электронные затворы позволяют получить выдержки порядка 1/100000.
АРД - автоматическая регулировка диафрагмы - способность камеры управлять объективами с электрически регулируемой диафрагмой и встроенным усилителем (при управлении объективом без встроенного усилителя используется термин "прямое управление"). Наличие АРД является существенным достоинством камеры, так как регулировка глубины резкости без изменения диафрагмы принципиально невозможна. Это означает, что при электронном управлении затвором на матрице (без управления диафрагмой объектива) изображение объекта, находящегося на расстоянии, отличном от фокусного, будет недостаточно резким. Кроме этого, отсутствие регулировки диафрагмы приводит к резкому уменьшению диапазона управления световым потоком. Не следует использовать АРД совместно с электронной диафрагмой, особенно если камера не синхронизирована частотой сети переменного тока, так как в этом случае возможно появление эффекта "плавания" яркости или баланса белого на экране видеомонитора, что в значительной степени затрудняет работу оператора. Для подключения объектива с электрически управляемой диафрагмой в камере должны быть предусмотрены разъемы AI (автоирис) и/или DD/DC (прямое управление) и потенциометр регулировки уровня сигнала прямого управления.
Современные объективы в связи с уменьшением их габаритов имеют, как правило, прямоприводное управление (direct drive), поэтому камера должна иметь встроенную электронику для управления объективом.
Примечание - камеры, предназначенные для установки вне помещения, должны иметь АРД, что должно обеспечить работу в широком диапазоне освещенностей (как минимум от 1 люкса ночью до 100000 люкс в яркий солнечный день).
Автоматическая регулировка усиления (АРУ) - свойство камеры изменять коэффициент усиления видеотракта в зависимости от уровня видеосигнала. АРУ сглаживает изменения уровня сигнала и позволяет получить приемлемую картинку на мониторе при недостаточной освещенности объекта. Обычно диапазон регулировки усиления ограничивается 12 - 20 дБ (4 - 10 раз), большее увеличение усиления приводит к значительному зашумлению видеосигнала и, как следствие, ухудшению изображения.
Гамма-коррекция видеосигнала (гамма-коррекция) - нелинейное искажение видеосигнала для лучшего воспроизведения. Гамма-коррекция заключается в предварительном искажении видеосигнала с целью увеличения контрастности изображения на мониторе. Камеры с гамма-коррекцией сигнала имеют либо постоянный коэффициент
y - 0,45 (иногда 0,25),
либо изменяемый вручную (например, y - 0,25/0,45/1).
Компенсация "засветки сзади" (компенсация засветки телекамеры при наблюдении за предметом, освещенным сзади ярким светом) - способность камеры автоматически устанавливать выдержку и параметры усиления по выбранному фрагменту изображения. Достаточно часто применяется система "Back Light Compensation", обеспечивающая автоматическое управление диафрагмой, выдержкой, усилением и т.д., и ориентирующаяся на центральную часть экрана. В более сложных моделях в разных частях кадра адаптация к световым условиям происходит независимо друг от друга, что повышает качество изображения.
Канал звука - обеспечивает акустический контроль охраняемого (контролируемого) помещения с помощью микрофона. Для организации двунаправленного аудиоканала (например, в домофонных системах) кроме микрофона устанавливается динамик.
Напряжение питания. Большинство телекамер питаются либо от сети переменного тока 220 В/50 Гц, либо от источников постоянного тока напряжением 12 В. В последнее время все чаще используется переменное напряжение 24 В. Реже используется постоянное напряжение 9 В. Для питания нескольких камер в системе могут использоваться индивидуальные для каждой камеры источники либо общий источник. В последнем случае необходимо учитывать общее потребление камер. Необходимо иметь в виду, что цветные камеры очень чувствительны к перепадам напряжения в сети. Поэтому для их питания следует использовать специальные стабилизированные источники.
Общий подход при выборе блока питания заключается в необходимости иметь 30% запас по току питания от максимальных возможностей блока питания. Дело в том, что при максимальных нагрузках резко возрастает напряжение пульсаций на выходах блока и основные узлы начинают работать в перенапряженном режиме, что сказывается на качестве питающего напряжения и долговечности блока питания.
Второй аспект этого вопроса заключается в том, что многие телекамеры не допускают перенапряжение по цепям питания выше 13 - 14 В, а большинство блоков питания имеют разброс по уровню питающего напряжения от 12 до 14 - 15 В, что приводит к выходу из строя телекамер. Большинство охранных систем рассчитаны на большие диапазоны питающего напряжения, и разработчики блоков питания стремятся максимально использовать данный момент, т.е. при номинальном питающем напряжении в 12 В выдавать с блока питания 13 - 15 В. Таким образом, при большой длине провода возможно падение 2 - 3 В за счет омического сопротивления. В телевидении такой подход недопустим, если нет возможности плавно изменять питающее напряжение. Данную особенность необходимо учитывать при выборе марки блока питания. Желательно, чтобы блок питания имел возможность дискретного изменения питающего напряжения с шагом 0,1 - 0,4 В, что позволяет создать оптимальные напряжения питания на входе телекамеры.
Сечение проводов должно выбираться из расчета падения напряжения по длине кабеля. В приложении Е (не приводится) приведены требуемые сечения кабеля в зависимости от длины кабеля и тока нагрузки при падении напряжения по длине не более 5%.
Для камер цветного изображения важны такие характеристики, как автоматический баланс белого, т.е. способность камеры обеспечивать правильную цветопередачу при изменении условий освещения наблюдаемых объектов и стандарт кодирования цветового сигнала.
В настоящее время в СОТ в основном применяются цветные камеры. Однако камеры черно-белого изображения имеют лучшее разрешение, больший динамический диапазон, чувствительность. Цветные камеры необходимо устанавливать главным образом там, где требуется знать цвет объекта (например, автомобиля), т.е. на автостоянках, автозаправочных станциях и т.п.
В зависимости от требований, предъявляемых к системе, камеры могут оснащаться различными устройствами: объективами, защитными или декоративными кожухами, термостатами, кронштейнами, поворотными устройствами и т.п.
2.1.2. Объективы
Объектив - это устройство, формирующее изображение объекта в плоскости матрицы. Очевидно, что без объектива телевизионная камера работать не может. Объектив может быть встроенным в камеру или сменным.
Если камера не имеет встроенного объектива, в ее конструкции предусмотрен узел присоединения для установки сменных объективов. При выборе объектива для камеры следует учитывать, что применяются два типа стандартных конструкций узлов присоединения:
- тип "С" ("C-mount") - стандарт резьбового крепления объективов. Резьба 1" (2,54 мм), 32 шага на дюйм, расстояние от заднего фланца до матрицы 0,69" (17,526 мм). Для совмещения С-объективов и CS-камер требуется переходное кольцо;
- тип "CS" ("CS-mount") - стандарт резьбового крепления объективов, резьба идентична C-mount, но расстояние от заднего фланца до матрицы уменьшено до 12,5 мм. Объективы CS могут использоваться только с CS камерами. Этот тип крепления находит большее распространение в связи с тенденцией камер к миниатюризации.
Для камер с присоединительным узлом "С" подходят только объективы типа "С". Если камера имеет узел "CS", то к ней подходят объективы "CS" и "С" со специальным переходным кольцом. Подбирая объективы к камере, надо иметь в виду, что обычно они рассчитываются на матрицу определенного формата.
Миниатюрные камеры для скрытого наблюдения имеют специальную насадку с оптоволоконным кабелем, на конце которого крепится специальный объектив "pinhole" с диаметром зрачка от 0,9 до 2 мм.
Относительное отверстие F - отношение диаметра отверстия диафрагмы к его фокусному расстоянию, определяет освещенность на матрице. Чем меньше значение F, тем больше световой энергии проецируется на матрицу телекамеры.
По величине относительного отверстия объективы делятся на:
- сверхсветосильные от 0,7 до 2;
- светосильные от 2,8 до 4,5;
- малосветосильные от 5,6 до 16.
Объективы бывают сферические и асферические (см. рис. 3). Каждый из этих объективов может иметь просветленную или обыкновенную оптику.
Просветленная оптика уменьшает светорассеяние на пути прохождения светового потока до матрицы. Для уменьшения светорассеяния в объективе на линзы, имеющие контакт с воздухом, наносят специальное покрытие, и такие объективы носят название "просветленный объектив".
У просветленных объективов световой поток ослабляется в среднем на 10%, в то время как у непросветленного объектива ослабление доходит до 33%.
Сферические объективы получили большее распространение в связи с тем, что они изготавливаются из сферических линз, которые дешевы в изготовлении и технологичны.
Однако им присущи недостатки - так называемые сферические аберрации, которые ухудшают качество изображения (разрешающую способность) и ограничивают максимально возможное отверстие диафрагмы (F-число таких объективов обычно имеет величину F1.2 - F1.4).
Асферический объектив внешне отличается от сферических объективов видом передней линзы. У таких объективов аберрационные искажения имеют незначительную величину, что позволяет им иметь F-число F0.75 - F0.8. Такое маленькое значение F-числа позволяет в среднем в три раза увеличить световой поток, проходящий на видеокамеру.
Применение асферической оптики оправдано также в случаях, когда недостаток освещенности зоны наблюдения не может быть восполнен никаким другим способом.
Примечание - разрешение объектива должно соответствовать разрешению матрицы телевизионной камеры (определение разрешения объектива, см. приложение Ф - не приводится).
Фокусное расстояние f (мм) - характеризует величину угла зрения при определенном оптическом формате камеры. Чем меньше фокусное расстояние, тем больший угол зрения наблюдаемого пространства, можно получить и наоборот. Однако при очень больших углах зрения (порядка 90 - 120° и более) довольно сложно, а порой и невозможно рассмотреть детали картины. Наиболее приемлемым для оператора является угол зрения 60 - 70°, так как получаемое при этом изображение хорошо согласуется с характеристиками человеческого зрения. Объективы с большим фокусным расстоянием используются, когда требуется получить четкое изображение мелких деталей.
В практической деятельности объективы по углу зрения делят на следующие группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
УГОЛ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВОВ
Меньше 30 градусов
Длиннофокусный
От 30 до 60 градусов
Нормальный
Больше 60 градусов
Короткофокусный
Примечание - угол зрения камеры зависит от формата матрицы, так, для формата кристалла 1/2 дюйма фокусное расстояние объектива (f) от 4,8 до 12 мм дает угол зрения по горизонту приблизительно в 30 - 67 градусов, а для формата кристалла 1/3 дюйма для обеспечения аналогичноных углов зрения необходимо использовать объективы с фокусным расстоянием от 3,6 до 8 мм. В большинстве случаев использование объективов с фокусным расстоянием в 3,6 - 16 мм обеспечивает решение задач теленаблюдения в полной мере.
Рекомендуется при выборе фокусного расстояния объективов использовать специализированный программный продукт (программу) или калькулятор с возможностями произвести автоматический расчет угла поля зрения телекамеры в зависимости от высоты подвеса, угла наклона, фокусного расстояния объектива и т.д.
Трансфокатор - устройство, позволяющее изменять фокусное расстояние в широких пределах (ZOOM-функция). Объективы, снабженные трансфокаторами, называются вариообъективами. Фокусное расстояние может изменяться вручную либо путем сервоуправления. Вариообъективы, ввиду их большой стоимости, применяются только в тех случаях, когда необходимо быстро увеличить изображение мелкой детали (например, идентификации личности).
Как правило, трансфокаторами с сервоуправлением оборудуются поворотные телекамеры. Однако использование поворотных или купольных телекамер часто неоправданно, поскольку ручное управление такими камерами неэффективно. Гораздо эффективней использовать несколько стационарных камер для получения максимально широкого поля обзора.
Наиболее рационально использовать поворотные или купольные телекамеры, оборудованные объективом с трансфокатором для целей периметральной охраны. Тогда целеуказание им будет выдавать стационарные камеры или охранные извещатели.
2.1.3. Кожухи для внутренних и внешних применений
По конструктивному признаку телевизионные камеры можно подразделить на корпусные и бескорпусные. Бескорпусные камеры имеют значительно меньшие габариты и стоимость по сравнению с камерами в корпусе и часто используются в системах скрытого наблюдения. Камеры для открытого внутреннего наблюдения размещаются в защитных корпусах (кожухах), которые имеют разную форму, габариты, конструкцию крепления (потолочная, настенная, угловая) и позволяют выбрать оформление, наиболее подходящее к конкретному интерьеру. Камеры для использования на открытом воздухе помещаются в защитные кожухи, оборудованные подогревом, - гермокожухи. Гермокожухи предназначены для работы в широком диапазоне климатических условий и позволяют использовать различные комбинации телевизионных камер и объективов. Кожух снабжен солнцезащитным козырьком (либо фильтром), посадочным местом для установки камеры, термостатом и коммутационной панелью. Некоторые гермокожухи имеют дополнительное оборудование - вентиляторы, дворники, омыватели стекла. Следует отметить, что импортные нагреватели не всегда отвечают нашим климатическим условиям и не рассчитаны на сильные морозы.
2.1.4. Поворотные устройства
Поворотные устройства предназначены для телекамер с дистанционным управлением. Они обеспечивают поворот в горизонтальной (до +365°) и в вертикальной (до +/- 183°) плоскостях либо только в горизонтальной. Различают поворотные устройства с постоянной и с регулируемой угловой скоростью перемещения. Сигналы управления камерами преобразуются в заданные механические перемещения с помощью приемников телеметрических сигналов управления.
Как правило, вместе с поворотными устройствами поставляются пульты управления, с которых можно манипулировать также трансфокаторами объективов, если требуется получить укрупненное изображение.
К сожалению, единого стандартного протокола обмена между поворотным устройством и пультом управления (или видеосервером) не существует. Поэтому нужно учитывать совместимость между собой этих устройств. Как правило, в описаниях на эти устройства приводятся возможные форматы обмена, поэтому при комплектации СОТ оборудованием необходимо это учитывать.
2.1.5. Кронштейны
Кронштейны служат для крепления камер к стенам, панелям и другим несущим конструкциям и позволяют точно ориентировать поле зрения камеры в нужном направлении. Различают кронштейны для горизонтальной поверхности, для вертикальной поверхности, телескопические и т.п. Исполнение кронштейнов определяется, главным образом, эстетическими требованиями и нагрузкой: на кронштейнах для внутреннего применения крепятся камеры весом в несколько сот граммов, на кронштейнах для уличного применения - в несколько килограммов.
2.2. Устройства обработки и коммутации видеосигналов
Устройства обработки и коммутации видеосигналов - это устройства, управляющие потоками информации в СОТ: сигналами изображения, сигналами тревоги и управляющими сигналами. Использование устройств управления и коммутации видеосигналов позволяют существенно облегчить работу оператора, уменьшить стоимость системы в целом, синхронизировать работу системы охранного телевидения с другими системами безопасности объекта (системами охранно-пожарной сигнализации, контроля и управления доступом и др.).
Устройства обработки и коммутации видеосигналов подразделяются на:
- видеомониторы;
- последовательные переключатели (Switcher);
- видеоквадраторы (Quad spliter);
- мультиплексоры (Multiplexer);
- матричные коммутаторы (Matrix switcher);
- СОТ на базе персональных и специализированных компьютерах.
На рисунке 4 представлено оборудование пульта видеонаблюдения.
2.2.1. Видеомониторы
Видеомониторы - это устройства, преобразующие видеосигналы в двухмерное изображение.
В настоящее время применяются мониторы как с электронно-лучевыми трубками (далее - ЭЛТ, английское обозначение CRT), так и с жидкокристаллическими матрицами (далее - ЖК-мониторы, английское обозначение LCD). Использование мониторов на основе плазменных панелей в настоящее время не нашло широкого применения, прежде всего из-за высокой стоимости таких изделий.
К параметрам, характеризующим монитор, можно отнести:
- диагональ экрана - определяет размер экрана по диагонали, который принято обозначать в дюймах. Мониторы в системах охранного телевидения имеют следующие размеры экрана по диагонали: 5", 9", 10", 12", 14", 15", 17", 19", 22" и выше;
- соотношение сторон экрана - 4:3 (типовое разрешение при этом составляет 1024х768 пикс.), 5:4 (типовое разрешение при этом составляет 1280х1024 пикс.), 16:9 (типовое разрешение при этом составляет 1920х1080 пикс.), 16:10 (типовое разрешение при этом составляет 1650х1050 пикс.);
- линейность - геометрическая правильность воспроизведения изображения на экране монитора (данный параметр в большей мере относится к ЭЛТ);
- контраст - является важным показателем качества телевизионного изображения. Чем больше контраст, тем больше градаций яркости оно может иметь. Величина контраста телевизионного изображения непосредственно определяет количество различимых глазом градаций яркости. Хорошее качество телевизионного изображения соответствует значениям градаций яркости, равным 30 - 40, а максимально высокое - 100 - 130. Различают контраст телевизионного изображения общий (максимальный), определяемый для крупных участков изображения (размер которых составляет примерно половину площади телевизионного изображения), и детальный, когда размеры различающихся по яркости участков невелики (до 10 - 15% от ширины телевизионного изображения). Максимальное количество градаций яркости телевизионного изображения достигает 150 - 200, при достаточно высокой яркости экрана;
- яркость - под яркостью понимают усредненную за интервал времени нескольких телевизионных кадров яркость экрана. Измеряется на крупных светлых участках изображения площадью не менее 1 - 2 кв. см. Максимальная яркость телевизионного изображения на экране кинескопа (как цветного, так и черно-белого изображения) лежит в пределах от 140 - 160 до 200 - 250 кд/кв. м, а средняя яркость - соответственно от 40 - 50 до 80 кд/кв. м. Примерно такую же яркость телевизионного изображения (около 100 кд/кв. м) обеспечивают на внешнем отражающем экране (площадью от 1 - 2 до 10 - 12 кв. м) кинескопные и лазерные (с оптико-механическим сканированием светового луча) видеопроекторы;
- строчная частота (horizontal refresh rate). Эта характеристика определяет частоту обновления строки;
- кадровая частота (vertical refresh rate). Эта характеристика определяет частоту обновления кадра;
- ширина полосы пропускания видеотракта (bandwidth). Данная характеристика определяет максимальное количество элементов изображения, которые могут быть выведены в строке. Чем шире полоса пропускания, тем больше элементов изображения и тем выше четкость и разрешающая способность;
- апертурные искажения - искажения, обусловленные конечным размером (сечением) электронного луча кинескопа. Для воспроизведения мелких деталей вдоль строки электронный луч должен соответствовать тонко заточенному карандашу. При большом диаметре апертуры мелкие детали, расположенные вдоль строк, будут смазываться (данный параметр относится к ЭЛТ).
Цветные мониторы отличаются от черно-белых наличием специальной теневой маски, которая определяет точное попадание электронов на красный, синий и зеленый люминофоры.
Самые распространенные типы масок это "Shadow Mask" (теневая маска), "Slot Mask" (щелевая маска) и апертурная решетка "aperture grill".
Наилучшее качество цветного изображения дают мониторы с щелевой маской "Slot Mask".
Критерием качества (четкости) изображения является так называемый шаг зерна, или точки (dot pitch), который характеризует расстояние в миллиметрах между двумя элементами (точками) люминофора одинакового цвета. Чем оно меньше, тем выше качество изображения. Шаг зерна для разных масок приведен ниже:
"Shadow Mask" - 0,25 - 0,3;
"Aperture grill" - 0,23 - 0,27;
"Slot Mask"- 0,21 - 0,27.
В последнее время стали широко использоваться плоские жидкокристаллические мониторы.
Работа таких мониторов (LCD, Crystal Display) основана на изменении ориентации молекул жидких кристаллов (и, как следствие, на изменении их оптических свойств) под воздействием внешнего электрического поля. Экран LCD-монитора представляет собой матрицу ячеек таких кристаллов, каждая из которых может светиться нужным цветом. К достоинствам таких мониторов следует отнести:
- малые габариты и вес;
- низкое энергопотребление;
- плоскую поверхность экрана;
- идеальную геометрию без каких-либо искажений, присущих мониторам с ЭЛТ;
- отсутствие проблем с плохой фокусировкой, несведением лучей и мерцанием картинки;
- отсутствие паразитных излучений.
С другой стороны, жидкокристаллические мониторы обладают и рядом недостатков:
- меньший угол обзора по сравнению с ЭЛТ;
- меньшее быстродействие по сравнению с ЭЛТ;
- отсутствие возможности работы при минусовой температуре.
Поэтому требования, предъявляемые к ЖК-мониторам и к мониторам на ЭЛТ, различны.
Основные требования для ЖК-монитора:
- контраст - не менее 1:300 (Максимальное количество градаций яркости телевизионного изображения). Контраст определяется для крупных участков изображения перпендикулярно плоскости монитора в центре экрана;
- максимальная яркость - не менее 300 кд/м (измеряется на крупных светлых участках изображения площадью не менее 1 - 2 кв. см);
- время отклика (Т фронта, Т спада);
- Т фронта - не более 15 мс;
- Т спада - не более 15 мс.
Примечание. Т фронта - время переключения пиксела с черного на белый, при этом яркость пиксела должна измениться от 10% до 90% от максимального.
Т спада - время переключения пиксела с белого на черный.
При измерениях контрастность монитора должна быть максимальной;
- угол обзора по горизонтали и вертикали - не менее 120°.
Примечание. Угол обзора - максимальный угол обзора ЖК-монитора, при котором коэффициент контрастности снижается до 1:10 от стандартного значения, соответствующего перпендикулярному положению наблюдателя к плоскости экрана;
- срок службы ЖК-монитора - не менее 6-ти лет;
- кадровая частота при разрешении 1280х1024 пикселей - не ниже 60 Гц.
Основные требования для монитора с ЭЛТ:
- контраст - не менее 1:200;
- максимальная яркость - не менее 200 кд/кв. м;
- кадровая частота при разрешении 1024х768 пикселей - не ниже 100 Гц;
- срок службы монитора с ЭЛТ - не менее 3-х лет.
Монитор и все остальное оборудование СОТ должно обеспечивать непрерывный круглосуточный режим наблюдения.
Для наблюдения оператором полноэкранного изображения от одной телекамеры рекомендуется использовать монитор с размером по диагонали не менее 14", а для наблюдения изображений от нескольких камер - не менее 17 дюймов (желательно использовать мониторы с размером по диагонали не менее 19", 22").
Разрешение монитора с размером по диагонали 19" должно быть не ниже 1280х1024 точек (960 ТВЛ).
Выбирать монитор по разрешающей способности следует таким образом, чтобы она была выше, чем у применяемых телекамер, - монитор не должен ухудшать общее разрешение системы. При использовании в системе камер с обычным разрешением целесообразно выбрать монитор с обычным разрешением (600 - 800 ТВЛ для черно-белых и 350 - 400 - для цветных). В системах высокого класса, как правило, используются мониторы с разрешением 900 - 1000 ТВЛ (черно-белые) и 450 - 500 ТВЛ (цветные). При наличии в системе нескольких мониторов они, как правило, размещаются в специальных стойках.
2.2.2. Видеокоммутаторы последовательного действия
Видеокоммутаторы - это устройства, обеспечивающие последовательное переключение видеосигналов от нескольких телекамер на один или несколько выходов (мониторов). Видеокоммутаторы последовательного действия имеют автоматический и ручной режимы переключения камер, позволяющие просматривать сигналы от всех камер либо выборочно от некоторых из них. Число входных видеоканалов может быть от 4 до 16, а при использовании нескольких блоков коммутации - до 64. Однако на практике обычно используются коммутаторы на 4 или 8 входов, так как на системах с большим числом камер целесообразно использовать более сложную аппаратуру, имеющую расширенные функции, возможность программирования и т.п. Кроме этого, при использовании большого числа коммутируемых камер значительно увеличивается период обновления изображения от каждой из записываемых камер, что может привести к пропуску тревожной ситуации. При выборе коммутатора следует обратить внимание на то, чтобы он имел регулировку времени просмотра камер (желательно для каждой камеры раздельную), дополнительные - по количеству телекамер или более - входы тревоги для подключения приборов охранной сигнализации и один или несколько выходов тревоги. При срабатывании охранной сигнализации система из режима "листания" переходит в режим просмотра той камеры, в поле зрения которой произошло нарушение, что позволяет оператору получить исчерпывающую информацию о нарушении и принять соответствующие меры. Некоторые видеокоммутаторы имеют так называемый "залповый" режим работы, в котором изображения на мониторах формируются как связанные, синхронно переключающиеся между собой группы. Эта функция позволяет оператору увидеть охраняемый участок целиком перед тем, как перейти к следующему. Видеокоммутаторы последовательного действия являются сравнительно простыми устройствами и применяются, как правило, в небольших и недорогих системах.
Современные последовательные видеокоммутаторы имеют также ряд дополнительных функций, например:
- наличие встроенного генератора символов, времени, даты;
- наличие входа синхронизации;
- автоматическое и ручное "замораживание" кадра на экране видеомонитора;
- контроль пропадания видеосигнала, т.е. пропадание входного видеосигнала последовательный переключатель воспринимает как тревожную ситуацию.
Примечание. Здесь и далее следует учитывать, что отечественные и многие зарубежные средства сигнализации выдают извещение "Проникновение" размыканием контактов исполнительных реле, тогда как некоторые предлагаемые на рынке телевизионных компонентов устройства обработки видеосигналов реагируют на замыкание контактов "тревожных" входов. Очевидно, что применять такие устройства в системах видеоохраны совместно с указанными средствами сигнализации нельзя.
2.2.3. Видеоквадраторы
Видеоквадратор - это устройство, позволяющее одновременно выводить на экран видеомонитора изображения от четырех источников видеосигнала, размещая их в соответствующих сегментах экрана (определение по ГОСТ Р 51558-2000). Отличие от последовательного переключателя заключается в том, что с помощью квадратора оператор видит постоянно изображения всех четырех охраняемых зон объекта.
Видеоквадратор позволяет уменьшить количество мониторов в системе. Квадраторы высокого разрешения позволяют работать на одном мониторе с 8 камерами: они формируют две группы по 4 камеры и дают возможность по очереди выводить их на экран. Различают видеоквадраторы "реального времени", обеспечивающие одновременную смену изображений во всех 4-х квадрантах, и видеоквадратор последовательного типа, обеспечивающие скорость смены изображений в каждом квадранте с частотой в 4 раза ниже номинальной частоты полей. Большинство квадраторов могут работать как коммутатор последовательного действия, т.е. подключать любую из работающих камер к монитору. Квадраторы для СОТ должны иметь дополнительные (по количеству камер) тревожные входы для подключения средств сигнализации и обеспечивать вывод камеры на полный экран при срабатывании в ее зоне наблюдения средств сигнализации, режим "заморозки" кадра, т.е. возможность зафиксировать изображение в одном из сегментов, передачу сигнала тревоги прочим потребителям и при необходимости осуществлять запись. Видеоквадраторы, как и видеокоммутаторы последовательного действия, являются сравнительно простыми устройствами и применяются, как правило, в небольших и недорогих системах.
Существенным недостатком всех квадраторов является то, что качество изображения с одной камеры обычно на экране монитора не превышает 480 ТВЛ (при разрешении 1280х1024 пикселей монитора), что может привести к тому, что на мониторе не будут различаться мелкие детали изображения.
Данный недостаток квадраторов устраняется с помощью подключения к нему извещателей охранной сигнализации и связи их с телевизионными камерами. Тогда, при срабатывании охранного извещателя, изображение от связанной с ним "тревожной" телевизионной камеры выводится, как правило, на дополнительный "тревожный" видеомонитор в полноэкранном режиме без потери разрешения.
Современные квадраторы имеют также ряд дополнительных функций, помогающих оператору:
- контроль пропадания видеосигнала (пропадание входного видеосигнала квадратор воспринимает как тревожную ситуацию);
- цифровое увеличение изображения на экране видеомонитора;
- встроенный последовательный переключатель;
- балансировка яркости изображения от всех телевизионных камер (создание равнояркого квадрированного изображения).
В настоящее время видеоквадраторы и видеокоммутаторы последовательного действия находят все меньшее применение, поскольку большинство современных СОТ построены на базе плат видеозахвата персональных компьютеров или специализированных цифровых видеорегистраторов (в английской транскрипции DVR).
2.2.4. Видеодетекторы движения (обнаружитель движения)
Обнаружитель движения (ОД) - это устройство, формирующее сигнал извещения о тревоге при обнаружении изменений, обусловленных движением (появлением) цели на сцене (определение по ГОСТ Р 51558-2000).
ОД представляет собой электронный блок, который хранит в памяти текущее изображение с телекамеры и подает сигнал тревоги при возникновении изменений в охраняемой зоне.
ОД бывают:
- аналоговые (действия которых можно сравнить с действием охранных извещателей, подключаемых к тревожным входам коммутаторов, квадраторов и т.п.);
- цифровые - это многоканальные устройства, которые позволяют разбивать каждую охраняемую зону на отдельные блоки, для каждого из которых устанавливается свой порог срабатывания - чем выше порог, тем большие изменения должны произойти на "картинке". В настоящее время повсеместно используются цифровые видеодетекторы движения.
Работа обнаружителя движения происходит следующим образом. В начальный момент времени кадр изображения запоминается и становится эталонным кадром (запоминаются параметры кадра телевизионного изображения: средняя яркость по полю изображения, распределение яркости и т.д.). Следующие кадры изображения запоминаются в виде текущих кадров изображения.
При наличии существенных различий между эталонным и текущим кадром изображения, превышающих заданную величину (порог), на выходе порогового устройства формируется сигнал тревоги.
Через определенное время кадр эталонного изображения заменяется на текущий кадр.
Современные ОД должны позволять:
- задавать большое количество и различные формы зон детектирования в каждом канале;
- отличать один большой объект от нескольких маленьких;
- ограничить объект детектирования по минимуму и максимуму скорости;
- учитывать направление движения объекта;
- учитывать вибрацию камеры и перепады освещенности;
- автоматически изменять настройки по времени, внешнему сигналу или по простой команде оператора;
- возможность задавать индивидуально чувствительность для разных зон (участков зоны) детектирования.
2.2.5. Видеомультиплексоры
Видеомультиплексоры представляют собой системы видеозаписи и управления, обладающие широкими функциональными возможностями, и предназначены для записи видеосигналов от нескольких (до 16) камер на одно записывающие устройство (кодирование), воспроизведение кодированной информации и обработку сигналов тревоги.
Мультиплексоры позволяют осуществлять переключение между различными методами записи, что дает возможность либо записывать то, что появляется на экране, либо просматривать на экране изображения от одних камер, записывая в это же время изображения от других камер. Благодаря наличию нескольких режимов вывода изображений на экран, записанные изображения могут просматриваться на одном мониторе в полноэкранном режиме, режимах квадрированного экрана и "картинка в картинке" либо в мультиэкранном режиме (8+2, 9, 4+3, 12+1 или 16 сегментов на одном экране). Для более подробного анализа полноэкранных изображений многие мультиплексоры имеют функцию 2-кратного цифрового увеличения изображения. "ZOOM" (увеличение) позволяет увеличивать участок изображения относительно выбранной точки. При этом надо помнить, что электронное масштабирование не увеличивает разрешающей способности (так как исходное изображение уже дискретное), поэтому особенно обольщаться данной возможностью не надо.
Широкий набор встроенных функций, развитая логика обработки сигналов тревоги, а также возможность программирования видеомультиплексоров с помощью функциональных клавиш или с персонального компьютера позволяют создавать на их базе средние и большие (с обслуживанием до 128 или 256 камер) телевизионные системы видеоконтроля, для чего ведущими фирмами разработан целый спектр дополнительной аппаратуры: адаптеры удаленной клавиатуры, многопортовые контроллеры, системы телеметрического управления камерами и т.п.
Управление мультиплексором, как правило, осуществляется с помощью стандартного последовательного интерфейса RS-232C или RS-485, данный интерфейс позволяет с помощью специального протокола (системы команд) управлять мультиплексором. К сожалению, стандартного протокола обмена не существует, поэтому у разных мультиплексоров системы команд отличаются друг от друга, что необходимо учитывать при сопряжении оборудования различных производителей.
Пульт дистанционного управления (ПДУ) мультиплексора.
ПДУ позволяет управлять мультиплексором на некотором расстоянии. В принципе, пульт дистанционного управления обычно полностью повторяет возможности кнопок на передней панели мультиплексора.
В последнее время появились модели мультиплексоров, совмещающие в себе еще и функции матричного коммутатора с возможностью вывода изображения от любой подключенной камеры на любой из подключенных (как правило, до 4-х) мониторов.
Некоторые производители добавляют "телеметрические" функции (управление внешними устройствами).
Использование интерфейса RS-485 позволяет объединять несколько мультиплексоров и управлять ими с одного пульта или (и) персонального компьютера.
Существуют два типа мультиплексоров: симплексные и дуплексные.
Симплексный мультиплексор позволяет в один момент времени выполнять только одну операцию: либо мультиплексировать изображения от телевизионных камер системы для записи, либо демультиплексировать изображение для просмотра ранее записанных кадров.
Дуплексный мультиплексор содержит два канала мультиплексирования (как бы два симплексных мультиплексора). Поэтому в одно и то же время с помощью дуплексного мультиплексора возможно записывать мультиплексированные изображения от телевизионных камер и просматривать ранее записанные кадры. Так же, как последовательные переключатели и квадраторы, мультиплексоры имеют входы для подключения извещателей охранной сигнализации. В этом случае, если срабатывает извещатель, связанный с какой-либо телевизионной камерой, изображение от нее выводится на дополнительный видеомонитор в полноэкранном режиме. СОТ переводится в режим записи в реальном времени, а оператору выдается сигнал "Тревога".
Современные мультиплексоры имеют также ряд дополнительных функций:
- автоматическое и ручное "замораживание" кадра на экране дополнительного видеомонитора;
- контроль пропадания видеосигнала (пропадание входного видеосигнала квадратор воспринимает как "тревожную" ситуацию);
- цифровое увеличение изображения на экране дополнительного видеомонитора;
- балансировка яркости изображения от всех телевизионных камер (создание равнояркого квадрированного изображения);
- некоторые мультиплексоры имеют встроенные видеодетекторы движения;
- генераторы титров, даты и времени.
Образцы квадраторов и мультиплексоров представлены на рисунке 5.
2.2.6. Матричные видеокоммутаторы
Матричный коммутатор - это устройство, обеспечивающее соединение определенного числа камер с определенным числом абонентов (мониторов, видеорегистраторов).
Таким образом, главной задачей матричного коммутатора является переключение трансляции изображения (прямого или мультиплексированного) от любой камеры к любому абоненту системы по команде оператора или в автоматическом режиме.
Благодаря применению матричных коммутаторов появилась возможность организовать несколько независимых постов наблюдения с распределением видеоинформации между этими постами, а также создать многоуровневые системы с распределенными полномочиями по пользованию информацией.
Матричные коммутаторы по виду внутренней обработки видеоинформации делятся на аналоговые и цифровые.
Аналоговый матричный коммутатор коммутирует видеосигналы без каких-либо преобразований самой структуры видеосигнала. В поступивший на вход аналоговый видеосигнал (например, от телекамеры) в таком матричном коммутаторе может только добавляться служебная информация, необходимая для повышения информативности изображений, а также для реализации режимов видеорегистрации. Такой служебной информацией могут быть метки кадров, номер телекамеры или наименование зоны наблюдения для отображения ее на мониторе и т.п. Добавление служебной информации в видеосигнал не приводит к каким-либо ухудшениям параметров, определяющих разрешающую способность и динамический диапазон изображений, то есть сигнал поступает с входа матрицы на выход без потерь информации. Однако для осуществления переключения телекамер во время записи (мультиплексирования сигналов) или при просмотре на мониторах без сбоев и пропусков требуется синхронизация процесса переключения с сигналами телекамер.
Цифровой матричный коммутатор производит оцифровку поступающей на его входы видеоинформации. Аналоговый видеосигнал преобразуется в цифровой, коммутируется и кодируется, а затем преобразуется обратно в аналоговый вид.
В результате такой сложной обработки качество изображения несколько ухудшается. Происходит это из-за ограниченных значений частоты дискретизации (часто менее 20 МГц) и количества уровней квантования при оцифровке аналогового сигнала. Потери в качестве, которые неизбежны при цифровой обработке, сказываются прежде всего на разрешающей способности матричного коммутатора.
Для цифрового тракта обработки сигнала в мультиплексорах обычно приводится параметр разрешения, не превышающий, как правило, 1024х512 пикселей для черно-белого изображения. При цифровой обработке, в отличие от аналоговой, не требуется синхронизации процесса переключения. Выходные видеосигналы матричного коммутатора синхронизируются при цифровой обработке вне зависимости от внешних сигналов синхронизации.
По способу организации матричные коммутаторы делятся на моноблочные (в том числе и удаленные) и модульные.
Модульные матричные коммутаторы выполнены в виде блока с модульно наращиваемой организацией и удобны для применения на объектах с очень большой концентрацией телекамер в достаточно компактном пространстве. Недостатком таких систем является чрезмерная централизация управления.
Модульная организация предполагает сведение всей видеоинформации в единый центр. Здесь следует иметь в виду, что прокладка линий связи - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Потребители информации в системах телевизионного наблюдения на объектах часто разнесены территориально, и тогда становится нецелесообразным построение модульных систем. В распределенных системах предполагается размещение удаленных матричных коммутаторов в локальных зонах.
Удаленные матричные коммутаторы коммутируют группы удаленных телекамер и управляются по командам и программам с единого центра. В этом случае от групп удаленных телекамер в центр тянется небольшое число кабелей, по которым передается уже предварительно обработанная удаленной матрицей информация. По возможности интеграции существуют две большие группы матричных мультиплексоров: автономные (Stand Alone) и интегрируемые (On Line).
Матричные коммутаторы предназначены для построения гибких и легко наращиваемых систем охранного телевидения.
При выборе того или иного устройства управления и коммутации проектировщику СОТ необходимо знать следующее:
- Какое устройство управления и коммутации должно быть в системе?
При необходимости записи изображений с телевизионных камер числом до 4 используются квадраторы (возможно, совместно с системой сигнализации), а числом от 4 до 16 - видеомультиплексоры.
- Необходима ли связь СОТ с системой охранной сигнализации?
Если связь необходима, то в любом типе устройства управления и коммутации должны быть входы для подключения извещателей охранной сигнализации и выходы для управления видеомагнитофоном или оповещателем.
- Возможно ли в дальнейшем расширение системы?
Если в дальнейшем предполагается расширение системы за счет подключения дополнительных телевизионных камер, необходимо предусмотреть устройства с большим количеством видеовходов и "тревожных" входов. Например, если проектируемую систему из 8 телевизионных камер в дальнейшем предполагается расширять до 16, то рекомендуется сразу заложить в проект системы видеокоммутатор на 16 входов.
- Необходимо ли формировать несколько независимых постов охраны?
При положительном ответе на данный вопрос рекомендуется в качестве устройства управления и коммутации применять матричный коммутатор.
Образы матричных коммутаторов и пультов управления представлены на рисунке 6.
2.2.7. Цифровые СОТ на базе персонального компьютера
Применение компьютерной техники в СОТ выводит последние на совершенно новый качественный и технический уровень. В настоящее время наблюдается повсеместный переход к СОТ, построенным на базе персональных компьютеров (ПК) или специализированных персональных компьютеров. Такие системы получили название "цифровых СОТ".
Типовая СОТ на базе ПК включает в свой состав одну или несколько плат видеозахвата и программное обеспечение (см. рис. 7).
При построении цифровых СОТ рекомендуется применять программное обеспечение, функционирующее под управлением операционной системы на базе "Linux". Среди СОТ на базе "Linux" предпочтение следует отдавать тем системам, которые специализированы для решения охранных задач, т.е. из них исключены лишние программные компоненты, а оставшиеся компоненты оптимизированы по производительности для обработки потоковой видеоинформации. Данное техническое решение позволяет защитить программное обеспечение СОТ от вредоносных программ и "вирусов".
Также предпочтение следует отдавать системам, которые поставляются в предустановленном виде на флеш-накопителе. Это исключает необходимость выполнения трудоемких процедур установки операционной системы, первичной ее настройки и инсталляции программного обеспечения СОТ. Кроме того, такие системы, как правило, лучше защищены от некорректных действий оператора, а в случае любого сбоя достаточно выполнить перезагрузку ПК.
Применение цифровых технологий значительно расширило возможности разработчиков СОТ, как в части обработки видеосигнала, так и в части реализации логики работы системы в целом. Рассмотрим функции цифровой СОТ в следующем порядке:
- обязательные функции;
- рекомендуемые функции;
- перспективные функции.
2.2.7.1. Обязательные функции цифровых СОТ
Цифровая СОТ должна обеспечивать:
- функцию многоэкранного режима наблюдения на одном мониторе, выдачу информации о номере (названии) зоны наблюдения и/или видеокамеры;
- автоматическое включение видеокамеры по срабатыванию детектора движения или по сигналу охранного извещателя;
- возможность подключения более одного монитора к одному ПК;
- возможность "предтревожной" записи видеоинформации (начало записи до получения сигнала тревоги);
- возможность записи изображения с выбранной видеокамеры;
- возможность воспроизведения записанной информации по времени или по записи журнала событий;
- возможность одновременно производить запись и воспроизведения видеоданных в соответствии с правами доступа к информации;
- возможность записи "по кольцу" с автоматической перезаписью наиболее старой информации новой;
- возможность сохранения произвольных фрагментов архива на стороннем носителе;
- наличие встроенного детектора движения с возможностью задания не менее 10 зон для одной видеокамеры с индивидуальными настройками параметров чувствительности;
- иметь русское меню настройки/управления;
- иметь русские обозначения на органах управления при их наличии (например, пульт управления поворотными камерами);
- иметь возможность выдавать особые "тревожные" титры или сигнал тревоги при нарушении охраняемой зоны или неисправности СОТ;
- предоставлять доступ операторов к управлению по индивидуальному паролю.
Кроме того, для объектов средней и большой емкости (более 16 камер) необходимо иметь возможность объединить систему, состоящую из нескольких подсистем, с распределенным управлением под единое управление с сохранением возможности локального распределенного контроля и управления.
2.2.7.2. Рекомендуемые функции цифровых СОТ
Рекомендуется наличие следующих функций в цифровых СОТ:
- регистрация и воспроизведение звуковой информации синхронно с видеоданными;
- возможность синхронного по времени воспроизведения видеоархива от нескольких видеокамер, подключенных к различным ПК, объединенным локальной вычислительной сетью;
- возможность взаимодействия с удаленными IP-серверами по локальной вычислительной сети;
- наличие детектора оставленных предметов. Детектор оставленных предметов выдает сигнал тревоги при выявлении предметов с указанными параметрами, которые были помещены в охраняемую зону и находятся в ней без движения;
- возможность циклического просмотра камер и программирования циклов просмотра (последовательности включения камер и времени наблюдения для каждой камеры);
- автоматический разворот платформы камеры или непосредственно поворотной камеры на тревожный участок или движущийся объект (при использовании детектора движения);
- задание и выбор нескольких предустановок для поворотных камер;
- возможность защиты от перезаписи фрагментов видеоархива, на которых присутствует важная информация;
- возможность автоматического улучшения качества записываемого по тревоге изображения путем увеличения частоты записи кадров и разрешения записываемого изображения;
- возможность создания графического плана объекта охраны;
- автоматический вывод видеоинформации и/или плана объекта на монитор в случае возникновения сигнала тревоги.
Пример IP-видеосервера представлен на рисунке 8.