Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Опубликован доклад верховному совету РСФСР «Горящая Россия» (27 августа 1991 г.)

Дата события: 27.08.2021

На Руси издревле пожар считался привычным делом, и оттого намеки на соблюдение противопожарного режима в истории прослеживаются с незапамятных времен, однако с середины XIX века, когда начинается бурное торжество прогресса, дело обеспечения пожарной безопасности страны почему-то ухудшается.

В последующие времена революций и войн вопрос обеспечения пожарной безопасности не перестает быть во внимании, а своего апогея он достигает во время социально-экономического кризиса 80–90-х годов прошлого века. Повсеместная халатность и пренебрежение к вопросам обеспечения пожарной безопасности привело к резкому росту числа пожаров и гибели людей.

Набирающая обороты катастрофическая тенденция не могла остаться без внимания заинтересованного сообщества, и 27 августа 1991 года в «Российской газете» опубликован доклад «Горящая Россия», официально адресованный верховному совету РСФСР, но каждый читавший доклад в газете, от простого гражданина до работника силовых и оперативных ведомств, сразу понимал, что эти многочисленные строки пугающей статистики касаются и его.


В подготовке доклада приняли участие специалисты и ученые Государственной инспекции пожарного надзора МВД РСФСР, Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД СССР, Всероссийского добровольного пожарного общества, ассоциации «Пожарная информатика и техника», ассоциации «Фонд пожарной безопасности», Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, Ленинградской высшей пожарно-технической школы МВД РСФСР, редакции журнала «Пожарное дело», ассоциации «Спецпожстрой», ряда территориальных управлений и отделов пожарной охраны, комиссий по чрезвычайным ситуациям СМ РСФСР, республик, краев и областей РСФСР, Госстраха РСФСР, Межотраслевого государственного объединения «Защита», ассоциации «Пожнаука», других организаций и объединений.

В докладе звучало, что ежегодно от огня лишается жилья около 1 млн человек, уничтожается около 1 млн м2 площадей производственного и сельскохозяйственного назначения, сгорает до 2 млн га лесного фонда. Пожары в России приобрели масштабы национального бедствия, справиться с которыми усилиями одного-единственного государственного ведомства (ГУГПС МВД РФ) было невозможно. Кроме этого, в докладе отмечалось, что среднегодовой темп прироста количества пожаров за последние пять лет увеличился в 2,2 раза, что соответствует приросту на 12 % в год.

Ключевым моментом доклада был прогноз ближайшего будущего, который не вселял оптимизма: в случае сохранения прежнего порядка дел количество пожаров к 2000 г. по сравнению с 1993 г. возрастет в 2,6–3 раза, а ущерб от них — в 3,5–4 раза. При этом данная статистика была лишь намеком на реальное положение дел с пожарной безопасностью, но необходимый эффект, привлечение внимания к проблеме высших органов государственной власти, она все-таки произвела.

Масштабность проблемы обеспечения пожарной безопасности навело руководство страны на идею преобразования пожарной охраны в противопожарную и аварийно-спасательную службу МВД Российской Федерации. При существенном расширении функций пожарной охраны она в большей мере и в первую очередь испытывала потребность в финансовой и правовой поддержке государства. Однако сложная политическая и экономическая ситуация в стране еще на несколько лет после публикации доклада оставят без внимания проблемы противопожарной службы.

Цифры, приведенные в тексте доклада, являлись самым настоящим реквием по пожарной безопасности страны. Были обозначены недостатки, неорганизованность, некомплект всех составляющих противопожарной обороны — от дефицита и неисправности пожарно-технического вооружения до проблем организации и оказания первой помощи пострадавшим при пожарах, равно как и безопасности личного состава пожарной охраны. Специалисты не обошли стороной и народное хозяйство России: ежегодно экономика страны, без учета экологических последствий, несет убытки на десятки миллиардов рублей. Существенную долю не только развития экономики страны, но и экономического ущерба при пожаре берет на себя нефтегазовая отрасль. Достаточно внимания было уделено повсеместной застройке высокоэтажными зданиями и набирающей обороты урбанизации населения: оба процесса, имевшие в своем корне добрые экономические побуждения, в конечном итоге обернулись настоящей пожарной катастрофой на многие годы. Всякий мог трактовать «Горящую Россию» как хотел, но один вывод был очевиден абсолютно для всех: нужны реформы в законодательстве и организации работы оперативных служб.

О катастрофическом росте пожаров и необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности вслед за публикацией «Горящей России» стали публично заявлять даже государственные служащие. Так, Ф. М. Демидов — заместитель начальника главка писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим национальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением и многими государственными структурами...»

В результате проделанной работы большим коллективом профессионалов 21 декабря 1994 г. Президентом РФ Б. Н. Ельциным был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Согласно закону проблема пожарной безопасности переставала быть ведомственной и становилась государственной. В законе также изложены положения о единой системе Государственной противопожарной службы, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др.

Экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм. На следующий год после опубликования закона «О пожарной безопасности» количество пожаров в стране (294,1 тыс.) и жертв (14,9 тыс.чел.) превысило самые тревожные прогнозы. Однако в дальнейшем медленно, но уверено число жертв и ущерб от пожаров начали снижаться.

На текущий момент продолжаются улучшения в сфере противопожарного законодательства страны, пожарно-технического вооружения и пожарной тактики, однако до сих пор случаются крупные пожары и экономике страны наносятся сильные удары.

Невозможность абсолютного предотвращения пожаров была высказана также и в докладе: по мере научно-технического прогресса и развития общества будет расти население, увеличиваться количество сложных, опасных и наукоемких объектов экономики, и в силу недостаточного понимания особенностей объектов и процессов на них будут происходить аварии, пожары, будет причиняться экономический ущерб и будут жертвы. И задача пожарной охраны сводится по большому счету к тому, чтобы идти в ногу с научно-техническим прогрессом, а еще лучше, пытаться опережать его, делая инновации еще в момент разработки и ввода в эксплуатацию сразу пожаробезопасными.


Дата для календаря:  27.08.2021
просмотры107
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.