Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

6 декабря 1917 года – взрыв в Галифаксе (Канада)

Дата в календаре: 06.12.2024

Каждый знает, что прошлый век был наполнен самыми масштабными и разрушительными боевыми действиями. Первая мировая война, Вторая мировая война, бессчетное число локальных и региональных военных конфликтов... К счастью, мировые войны случились в доядерном мире, и потому количество погибших от воздействия обычных средств поражения, хоть и является катастрофическим для некоторых народов и даже наций, тем не менее, применяя ядерные технологии во время войны, человечество, возможно, уже прекратило бы свое существование.

Эта статья посвящена самому разрушительному доядерному взрыву, который, парадоксально, произошел во времена Первой мировой войны.

И это несмотря на то, что все разрушительные технологии были усовершенствованы именно во времена Второй мировой.


Дело было в начале декабря 1917-го года в канадском городке Галифакс, выполнявшем ключевую стратегическую функцию морской базы британского Королевского флота. Именно в нем велась сборка и последующая отправка в Европу конвоев как оборонного, так и гуманитарного значения.

Морская база была хорошо скрыта и недоступна для противника – она располагалась в узком перешейке, между Атлантическим океаном и закрытой бухтой Бэдфордского бассейна и оснащенная многочисленными противокорабельными орудиями и «ершами», военная база была неприступна даже для опасных немецких подлодок. Являясь собственностью Британской Короны, канадская морская база оказывала услуги по дозаправке и техобслуживанию кораблей союзных государств – Франции, Америки, Норвегии.

Именно эта неприступность и мелководность акватории привела к крупнейшей морской аварии 6 декабря 1917 года. Ошибочные действия капитанов и лоцманов двух кораблей – норвежского пустого «Имо», прибывшего на базу для загрузки продовольствием и французского «Монблана», начиненного всеми возможными и известными на тот момент взрывчатыми веществами (200 тонн тротила, 35 тонн бензола, 2300 тонн пикриновой кислоты) – стали причиной происшествия.

В тот день видимость была на редкость отличной, в водах залива царило спокойствие – словом, ничто не мешало морским суднам скоординировать свои действия и спокойно разойтись. Однако капитаны кораблей друг друга недопоняли и оба, будучи «вежливыми», практически одновременно решили уступить друг другу дорогу, сдавая назад. В итоге оба корабля начали по инерции поворачиваться носами навстречу друг другу, и через несколько секунд нос «Имо» достиг правого борта «Монблана».

И хотя столкновение замедлившихся кораблей не было критически сильным, все-таки соответствующие вибрации от толчка разбили бочки с бензолом на борту французского корабля, и их содержимое начало растекаться по палубе и просачиваться к многотонному складу пикриновой кислоты. Шальная искра, причина возникновения которой едва определима – да это уже и не имеет смысла. Ведь основной причиной аварии стало столкновение – разлившийся бензол воспламенился и со сверхзвуковой скоростью начал распространяться на новые бочки.

Для каждого члена экипажа «Монблана» стало очевидным, что борьба за спасение судна заведомо проиграна, и все, что они могут сделать, это попытаться уменьшить мощность взрыва, потопив корабль. Было предложено рвануть вперед к выходу из пролива, чтобы в корабль через пробоину попало как можно больше воды, которая бы остановила процесс горения и отправила корабль на дно. Но капитан «Монблана», заботясь об экипаже, приказал спустить шлюпки.

Озадаченные приказом капитана, члены экипажа отпустили ситуацию на самотек, а неуправляемый французский транспортник тем временем по течению дрейфовал к пирсам. К месту аварии оперативно прибыли пожарные суда и буксир, который пытался оттащить горящий «Монблан» обратно в море. Груз, перевозимый на французском судне, был засекречен, и оттого пожарные боролись с пламенем как при тушении обычного корабля – да и признаки горения со стороны были схожие – всего лишь дым гуще и чернее обычного. Через несколько минут после начала аварийно-спасательной операции раздался взрыв.

Стометровый столб черного дыма сразу же превратился в ядерный «гриб», высотой в 3,5 км. В округе в пределах трех километров от эпицентра остались одни руины. Огромное количество энергии, выделенное при взрыве, буквально испарило воду до дна в нескольких десятках метров от эпицентра взрыва, и в попытках заполнить образовавшуюся пустоты морская вода спровоцировала дополнительные разрушения, на этот раз вызванные противоположной огню стихией – на берега залива обрушились 18-метровые волны цунами.

В итоге техногенно-природного катаклизма 1963 человека погибли, свыше 9000 человек были ранены. По меньшей мере 25 000 человек остались без крыши над головой. Разрушительнейшая взрывная воздушная волна, уничтожая и повреждая объекты энергетики, спровоцировала возникновение дополнительных очагов пожара на расстоянии до 5 километров от эпицентра.

Пожарно-спасательные поезда и отряды были стянуты в Галифакс со всего атлантического побережья Канады и с северо-востока США. В Галифакс бесперебойно прибывали военные, врачи и добровольцы, поставлялись медикаменты и продукты. Некоторые железнодорожные пути из-за взрыва пришли в негодность и спасателям с поездов приходилось добираться до раненых по заваленным улицам, пока военные не начали разгребать обломки. На следующий день началась сильная метель, создавшая немало трудностей спасательной операции: железнодорожное сообщение было приостановлено, телеграфные линии, наскоро отремонтированные после взрыва, снова оборвались, а спасателям пришлось прекратить поиски пострадавших из-за густого снега и нулевой видимости. Однако все были отчасти благодарны выпавшему огромному слою снега – он помог затушить вспыхнувшие в округе пожары.



Дата для календаря:  06.12.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры899
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт