Отличия СП 1.13130.2020 от СП 1.13130.2009. Часть 6. Изменения в требованиях к эвакуационным путям и выходам складских зданий и стоянок автомобилей

Дата актуализации статьи: 20.11.2020

Шестая часть анализа, по сравнению нового СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с действовавшим до 19 сентября 2020 года СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена изменениям в требованиях к эвакуационным путям Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
 и выходам складских зданий Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
и стоянок автомобилей (далее – автостоянок).

Сразу же отметим, что в новом СП 1.13130.2020, так же, как и в предшествующим ему СП 1.13130.2009 имеются общие требования к эвакуационным путям и выходам зданий класса функциональной пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики Ф5 (подраздел 9.1 СП 1.13130.2009, подраздел 8.1. СП 1.13130.2020), которые распространяются на производственные, складские, сельскохозяйственные здания, а также на здания для стоянки автомобилей и наружные установки. Все изменения, имеющиеся в вышеуказанных общих требованиях, мы подробно осветили в первой части статьи, посвящённой производственным зданиям. В данной статье мы их повторять не будем, кому интересно можете с ними ознакомится, перейдя по этой ссылке.

Изменения в отдельных требованиях к эвакуационным путям и выходам, затронувшие только складские здания и автостоянки, для вашего удобства мы разбили на две части.

 

1. Изменения в требованиях к эвакуационным путям и выходам складских зданий и сооружений, книгохранилищ, архивов, складских помещений 

В новом СП 1.13130.2020 требования к эвакуационным путям Нажмите для перехода на ПожВики и выходам складских зданий содержатся в подразделе 8.3, тогда как в старом СП 1.13130.2009 они находились в подразделе 9.3.

Необходимо отметить, что общее количество пунктов требований к эвакуационным путям и выходам складских зданий не изменилось, при этом из четырех пунктов изменения затронули два.

Теперь допускается не предусматривать через каждые 40 метров поперечные проходы высотой не менее 2 метров и шириной не менее 1,5 метров в зданиях складов категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики(п. 9.3.3 СП 1.13130.2009, п. 8.3.3 СП 1.13130.2020). А в тех случаях, когда эти проходы предусмотрены их необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками Нажмите для перехода на ПожВики не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 4-го типа.

Также претерпели изменения требования к эвакуационным выходам Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики из галерей и эстакад в складах лесоматериалов (п. 9.3.4 СП 1.13130.2009, п. 8.3.4 СП 1.13130.2020). В них внесли уточнение и дополнение, а именно, то, что указанные выходы также должны предусматриваться в торцах галерей и эстакад, плюс переходные мостики над конвейерами должны быть выполнены из негорючих материалов.

 

2. Изменения в требованиях к эвакуационным путям и выходам автостоянок 

Здесь в первую очередь хотелось бы отметить, что изменилось как нумерация, так и наименование подраздела с требованиями к эвакуационным путям и выходам автостоянок.

В старом СП 1.13130.2009 указанные требования содержались в подразделе 9.4. «Стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта (Ф5.2)», в новом СП 1.13130.2020 они находятся в подразделе 8.4. «Стоянки автомобилей».

В значительной степени изменились требования к помещениям Помещение — пространство внутри дома, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями Примечание: Термины, характеризующие назначение различных помещений (например, спальня, кухня, ванная комната, коридор, кладовая и т.п.) являются общепринятыми и здесь не приводятся. Назначение помещений указывают в проекте дома
(СНиП 31-02-2001)
для сервисного обслуживания автомобилей (п. 9.4.1 СП 1.13130.2009, п. 8.4.1 СП 1.13130.2020). Из них убрали требования к объемно-планировочным решениям, указанных помещений, оставив только требование к устройству обособленных эвакуационных выходов. Теперь оно звучит так (здесь и далее изменения, коснувшиеся цитируемых в тексте требованиях, выделены жирным курсивом):

«8.4.1. Из помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, где осуществляется только мойка автомобилей) следует предусматривать обособленные от остальных помещений автостоянки эвакуационные выходы».

Также изменения затронули требования к лестничным клеткам, предусмотренным для функциональной связи встроенных автостоянок с частями здания другого назначения (п. 9.4.2 СП 1.13130.2009, п. 8.4.2 СП 1.13130.2020). Теперь указанные лестничные клетки не допускается использовать для эвакуации Нажмите для перехода на ПожВики людей, без каких-либо исключений.

Изменилась формулировка требований к зданиям автостоянок, в которых рампа Рампа (пандус) — сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ на производственно-складских объектах, а также для перемещения автомобилей между уровнями в автостоянках
(СП 4.13130.2013)
одновременно служит эвакуационным путем (п. 9.4.3 СП 1.13130.2009, п. 8.4.3 СП 1.13130.2020), а именно:

«Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу с уклоном не более 1:6, оборудованную с одной стороны тротуаром шириной не менее 0,8 м, или в смежный пожарный отсек Пожарный отсек — часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики автостоянки. Расстояние от места хранения автомобиля до эвакуационного выхода, расположенного в смежном пожарном отсеке, не должно превышать значений, указанных в таблице 19».

«При использовании для эвакуации изолированных рамп пути эвакуации не должны включать участки прохода через помещения для хранения автомобилей».

В новый СП 1.13130.2020 не вошли требования к ширине лестниц, используемых в качестве путей эвакуации, к эвакуационным выходам для помещений общественных телефонов, а также, о том, что кладовую для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже автостоянки (п. 9.4.3 СП 1.13130.2009, п. 8.4.3 СП 1.13130.2020).

При этом в СП 1.13130.2020 появилось требование, о том, что двери эвакуационных выходов на лестничные клетки автостоянок следует предусматривать противопожарными не ниже 1-го типа (п. 8.4.3 СП 1.13130.2020), которого не было в СП 1.13130.2009.

Также внесено дополнение в требование по определению допустимого расстояние от наиболее удаленного места хранения автомобиля до ближайшего эвакуационного выхода (таблица 33 СП 1.13130.2009, таблица 19 СП 1.13130.2020), а именно:

 «При наличии помещений с пребыванием более 5 человек, выходящих в помещения для хранения автомобилей, расстояние, указанное в таблице 19, должно включать в себя длину пути эвакуации людей из этих помещений».

В новом СП 1.13130.2020 отсутствуют требования к покрытию рамп и пешеходных дорожек, которые были в пункте 9.4.5. СП 1.13130.2009.

Расширили и уточнили требования к эвакуационным выходам из автостоянок, размещенных в подземных этажах Этаж подземный — этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли на всю высоту помещений
(СП 4.13130.2013)
(п. 9.4.5 СП 1.13130.2009, п. 8.4.5 СП 1.13130.2020), а именно:

«8.4.5. В зданиях стоянок автомобилей при двух подземных этажах и более, эвакуационные выходы из подземных этажей в лестничные клетки должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы Тамбур-шлюз — объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды, выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками, содержащий два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями или большее число аналогично заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство - в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре
(СП 7.13130.2013)
1-го типа. При этом подпор воздуха при пожаре Нажмите для перехода на ПожВики следует предусмотреть либо в указанные тамбур-шлюзы, либо в объем лестничных клеток. В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации допускается предусматривать обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу».

В завершении необходимо ответить, что СП 1.13130.2020 дополнен новым требованием (п. 8.4.7) к блокам механизированных автостоянок, расположенных в подземной части здания.

На этом анализ отличий СП 1.13130.2020 от СП 1.13130.2009 в части изменения требований к эвакуационным путям и выходам складских зданий и автостоянок завершен.

Мы подробно осветили все имеющиеся изменения, которые появились с ведением в действие с 19 сентября 2020 года нового свода правил СП 1.13130.2020, в части касающейся новых требований к эвакуационным путям и выходам складских зданий и автостоянок.

Изменения в общих требованиях к эвакуационным выходам, эвакуационным путям, лестницам и лестничным клеткам, которые также распространяются на складские здания и автостоянки, можно узнать перейдя по указанным ссылкам.


В разделе:
Читай также

Данной публикацией мы начинаем цикл статей, посвященных введению в действие с 19 сентября 2020 года нового свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (нормативная база), в котором мы расскажем о его отличиях от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (нормативная база).

Продолжаем анализ по сравнению требований введенного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» и действовавшего ранее СП 1.13130.2009«Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». В данной статье мы расскажем об отличиях в общих требованиях к путям эвакуации.
В каких случаях нужно иметь уплотнения в притворах дверей и какими способами они могут быть выполнены. Пожарный надзор контролирует состояние уплотнений в притворах, так как их наличие вкупе с приспособлениями для самозакрывания дверей препятствует проникновению дыма через дверь, что снижает скорость его распространения по зданию и увеличивает время для эвакуации людей при пожаре.
S-713 (А001)
просмотры84

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.