Шестая часть анализа, по сравнению нового СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с действовавшим до 19 сентября 2020 года СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена изменениям в требованиях к эвакуационным путям и выходам складских зданий и стоянок автомобилей (далее – автостоянок).
Сразу же отметим, что в новом СП 1.13130.2020, так же, как и в предшествующим ему СП 1.13130.2009 имеются общие требования к эвакуационным путям и выходам зданий класса функциональной пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики Ф5 (подраздел 9.1 СП 1.13130.2009, подраздел 8.1. СП 1.13130.2020), которые распространяются на производственные, складские, сельскохозяйственные здания, а также на здания для стоянки автомобилей и наружные установки. Все изменения, имеющиеся в вышеуказанных общих требованиях, мы подробно осветили в первой части статьи, посвящённой производственным зданиям. В данной статье мы их повторять не будем, кому интересно можете с ними ознакомится, перейдя по этой ссылке.
Изменения в отдельных требованиях к эвакуационным путям и выходам, затронувшие только складские здания и автостоянки, для вашего удобства мы разбили на две части.
1. Изменения в требованиях к эвакуационным путям и выходам складских зданий и сооружений, книгохранилищ, архивов, складских помещений
В новом СП 1.13130.2020 требования к эвакуационным путям и выходам складских зданий содержатся в подразделе 8.3, тогда как в старом СП 1.13130.2009 они находились в подразделе 9.3.
Необходимо отметить, что общее количество пунктов требований к эвакуационным путям и выходам складских зданий не изменилось, при этом из четырех пунктов изменения затронули два.
Теперь допускается не предусматривать через каждые 40 метров поперечные проходы высотой не менее 2 метров и шириной не менее 1,5 метров в зданиях складов категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики(п. 9.3.3 СП 1.13130.2009, п. 8.3.3 СП 1.13130.2020). А в тех случаях, когда эти проходы предусмотрены их необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 4-го типа.
Также претерпели изменения требования к эвакуационным выходам из галерей и эстакад в складах лесоматериалов (п. 9.3.4 СП 1.13130.2009, п. 8.3.4 СП 1.13130.2020). В них внесли уточнение и дополнение, а именно, то, что указанные выходы также должны предусматриваться в торцах галерей и эстакад, плюс переходные мостики над конвейерами должны быть выполнены из негорючих материалов.
2. Изменения в требованиях к эвакуационным путям и выходам автостоянок
Здесь в первую очередь хотелось бы отметить, что изменилось как нумерация, так и наименование подраздела с требованиями к эвакуационным путям и выходам автостоянок.
В старом СП 1.13130.2009 указанные требования содержались в подразделе 9.4. «Стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта (Ф5.2)», в новом СП 1.13130.2020 они находятся в подразделе 8.4. «Стоянки автомобилей».
В значительной степени изменились требования к помещениям для сервисного обслуживания автомобилей (п. 9.4.1 СП 1.13130.2009, п. 8.4.1 СП 1.13130.2020). Из них убрали требования к объемно-планировочным решениям, указанных помещений, оставив только требование к устройству обособленных эвакуационных выходов. Теперь оно звучит так (здесь и далее изменения, коснувшиеся цитируемых в тексте требованиях, выделены жирным курсивом):
«8.4.1. Из помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, где осуществляется только мойка автомобилей) следует предусматривать обособленные от остальных помещений автостоянки эвакуационные выходы».
Также изменения затронули требования к лестничным клеткам, предусмотренным для функциональной связи встроенных автостоянок с частями здания другого назначения (п. 9.4.2 СП 1.13130.2009, п. 8.4.2 СП 1.13130.2020). Теперь указанные лестничные клетки не допускается использовать для эвакуации людей, без каких-либо исключений.
Изменилась формулировка требований к зданиям автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуационным путем (п. 9.4.3 СП 1.13130.2009, п. 8.4.3 СП 1.13130.2020), а именно:
«Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу с уклоном не более 1:6, оборудованную с одной стороны тротуаром шириной не менее 0,8 м, или в смежный пожарный отсек Нажмите для перехода на ПожВики автостоянки. Расстояние от места хранения автомобиля до эвакуационного выхода, расположенного в смежном пожарном отсеке, не должно превышать значений, указанных в таблице 19».
«При использовании для эвакуации изолированных рамп пути эвакуации не должны включать участки прохода через помещения для хранения автомобилей».
В новый СП 1.13130.2020 не вошли требования к ширине лестниц, используемых в качестве путей эвакуации, к эвакуационным выходам для помещений общественных телефонов, а также, о том, что кладовую для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже автостоянки (п. 9.4.3 СП 1.13130.2009, п. 8.4.3 СП 1.13130.2020).
При этом в СП 1.13130.2020 появилось требование, о том, что двери эвакуационных выходов на лестничные клетки автостоянок следует предусматривать противопожарными не ниже 1-го типа (п. 8.4.3 СП 1.13130.2020), которого не было в СП 1.13130.2009.
Также внесено дополнение в требование по определению допустимого расстояние от наиболее удаленного места хранения автомобиля до ближайшего эвакуационного выхода (таблица 33 СП 1.13130.2009, таблица 19 СП 1.13130.2020), а именно:
«При наличии помещений с пребыванием более 5 человек, выходящих в помещения для хранения автомобилей, расстояние, указанное в таблице 19, должно включать в себя длину пути эвакуации людей из этих помещений».
В новом СП 1.13130.2020 отсутствуют требования к покрытию рамп и пешеходных дорожек, которые были в пункте 9.4.5. СП 1.13130.2009.
Расширили и уточнили требования к эвакуационным выходам из автостоянок, размещенных в подземных этажах (п. 9.4.5 СП 1.13130.2009, п. 8.4.5 СП 1.13130.2020), а именно:
«8.4.5. В зданиях стоянок автомобилей при двух подземных этажах и более, эвакуационные выходы из подземных этажей в лестничные клетки должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа. При этом подпор воздуха при пожаре следует предусмотреть либо в указанные тамбур-шлюзы, либо в объем лестничных клеток. В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации допускается предусматривать обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу».
В завершении необходимо ответить, что СП 1.13130.2020 дополнен новым требованием (п. 8.4.7) к блокам механизированных автостоянок, расположенных в подземной части здания.
На этом анализ отличий СП 1.13130.2020 от СП 1.13130.2009 в части изменения требований к эвакуационным путям и выходам складских зданий и автостоянок завершен.
Мы подробно осветили все имеющиеся изменения, которые появились с ведением в действие с 19 сентября 2020 года нового свода правил СП 1.13130.2020, в части касающейся новых требований к эвакуационным путям и выходам складских зданий и автостоянок.
Узнавайте о наших акциях, спецпредложениях, получайте бонусы и скидки от партнеров портала ProPB
Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
Калькуляторы расчета пожарного риска для общественных зданий
Калькуляторы расчета пожарного риска для производственных объектов
Проверочные листы МЧС с комментариями эксперта
Организации в области Пожарной безопасности
Системы противопожарной защиты
Первичные средства пожаротушения
Источники наружного противопожарного водоснабжения
Требования к зданиям
Выбор системы противопожарной защиты для зданий
Выбор системы противопожарной защиты для сооружений
Определение требуемого типа СОУЭ
Выбор системы противопожарной защиты для оборудования
Определение необходимого уровня звука СОУЭ