Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen

Тема 6. Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению

Введение

Проблема пожаров, прежде всего, обусловлена высоким травматизмом и гибелью несовершеннолетних детей в огне, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Это подчеркивает недостаточную эффективность проводимой взрослыми разъяснительной работы с детьми.

Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, круглые столы, викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности) на протяжении всего учебного года и в особенности перед летними каникулами, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.

Вопрос №1. Некоторые особенности профилактической работы с детьми.

При проведении профилактической работы с детьми большее внимание следует уделять мальчикам, по статистике их гибнет в два раза больше, чем девочек. При работе с ними необходимо использовать подвижные игры, соревнования, конкурсы. Эффективное мероприятие - встречи с представителями профессии пожарного.

Рассмотрим различные формы воздействия на детскую аудиторию, исходя из возрастного признака (табл. 1).

Таблица 1

Формы воздействия на детей

Возраст,

лет

Особенности группы

Наиболее эффективные

формы воздействия

 3-7

 дошкольный 

 Познавательная деятельность, направленная на   предметы и отношения, потребность в   общественно-значимой и общественно-   оцениваемой деятельности.

 Ролевые игры, книжки-раскраски, игры-   загадки, показы мультфильмов, сказки,   игрушки, аппликации на   противопожарную   тематику.

Методы пропаганды среди детей дошкольного и младшего школьного возраста должны быть тщательно продуманы в том направлении, чтобы они не вызывали у детей интереса к опасным забавам с огнем.

Вопрос №2. Обучение мерам пожарной безопасности детей дошкольного возраста

Согласно ч. 3 ст. 25 закона № 69-ФЗ обязательное обучение мерам пожарной безопасности детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Воспитанники дошкольных учреждений получают начальные знания о правилах пожарной безопасности в процессе участия в тематических спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях, и иных игровых видах обучения.

В приложении № 3 к нормам пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ № 645 от 12 декабря 2007 г., предусмотрены разработка методических рекомендаций по обучению детей дошкольного возраста основам пожаробезопасного поведения.

Проблема предотвращения пожаров и уменьшения ущерба от них напрямую связана с необходимостью воспитания в ребенке осознанного отношения к вопросам соблюдения пожарной безопасности.

Обучение детей безопасности становится важным направлением в работе дошкольных и общеобразовательных учреждений. Это связано с необходимостью уменьшения количества пожаров и жертв от них, а также предотвращения гибели дошколят и школьников в других чрезвычайных ситуациях.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного и начального общего образования.

Анализ реальных пожаров показывает, что причиной гибели детей становится незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться причиной загорания.

Поведение детей при пожаре имеет свои психологические особенности. В горящем доме ребенок от страха прячется под кровать, в шкаф или иное укромное место, вместо того, чтобы убежать с места пожара, позвать на помощь.

Чтобы уберечь детей от беды, необходимо ознакомить их с такими «страшными» вопросами, как нарастание опасности, реальная угроза жизни, смертельная опасность дыма и огня, правила поведения при пожаре и многими другими. Всё это требует не только знания психологических особенностей детского восприятия, но и  высокого педагогического мастерства.

Знакомство детей с вопросами безопасности должно происходить в доброй игровой обстановке, желательно в присутствии родителей, от которых во многом зависит пожаробезопасное состояние жилья и безопасность собственных детей.

Основной целью работы с дошкольной группой является формирование у детей основ безопасного поведения и готовности к адекватным действиям в условиях возникновения реальной угрозы жизни и здоровью самого ребенка, т.е. способности обезопасить себя.

В зависимости от возраста детей должна учитываться и степень опасности определенных предметов и действий. Необходимо определить на какие категории предметов необходимо наложить прямые запреты (спички, электроприборы, газовые баллончики, бытовая химия и т.д.). Следовательно, эти предметы должны находиться в недосягаемом для детей месте или их нужно обезопасить (например, поставить заглушки на розетки, убрать спички).

Основные разделы работы с подготовительной группой определяются с учетом известной классификации опасностей (природные, техногенные и опасности социально-бытового характера). Учитывая возраст детей, основное внимание следует уделять их грамотному поведению в условиях возникновения опасностей природного и особенно опасностей социально-бытового характера, так как именно опасности социально-бытового характера часто возникают по вине самих детей или лиц, их окружающих.

С дошкольной группой занятия проводятся продолжительностью до 20-30 мин. 1-2 раза в неделю. Главное условие успешной работы – систематичность, повторяемость и постепенное наращивание объема сложности заданий, а хороший результат – это формирование у ребенка прочного навыка или привычки поведения.

Формирование знаний и навыков поведения возможно лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самой деятельности, так и ко взрослым, которые ее организуют. Вот почему большое значение имеет выбор эмоционально привлекательных форм и методов организации работы с дошкольниками. Используя разные виды искусства (изобразительное, театральное, музыкальное, художественная литература) в сочетании с разными видами деятельности (игра, имитация движений, бытовая, художественно-творческая деятельность, экспериментирование, общение), можно добиться хороших результатов. Воздействуя таким образом на личность ребенка, на его эмоции, педагог добивается развития познавательных способностей, формирование стойких привычек поведения дошкольника.

Следует учитывать психические возможности маленького ребенка и не допускать неврозов у детей вследствие информации об экстремальных ситуациях в быту и их последствия. Во избежание этого необходимо шире использовать игровой метод обучения детей и периодически проводить совместно с психологом дошкольного учреждения диагностику уровня тревожности детей.

В тематическом плане работы с дошкольной группой нет привычного деления занятий на теоретические и практические. Наибольший эффект дают интегрированные игровые занятия, на которых дети, берут на себя разнообразные роли и модели поведения  проигрывая разные ситуации, с помощью руководителя. При этом формируется определенный алгоритм деятельности, система правил поведения в той или иной ситуации.

Поскольку дошкольники отличаются высокой потребностью в движении, обязательным компонентом любого занятия, игры, развлечения должна быть подвижная игра, подобранная с учетом специфики решаемых задач. Следует полностью отказаться от занятий, организованных по школьной урочной системе. Максимум эмоций, максимум активности детей в разных ее проявлениях, максимум развивающих движений плюс интересная доступная информация – вот основные правила и слагаемые методики работы с маленькими детьми.

Добиться повышения внимания к вопросам безопасности и снижения детского травматизма невозможно без активной помощи родителей. Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность их непосредственного участия в охране здоровья своих детей, личную ответственность за них. Необходимо убедить родителей в том, что именно они в первую очередь должны научить своих детей избегать опасных ситуаций, чтобы не получить травму, не вызвать пожар и проч. Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истории. Нужно доходчиво объяснять причины многих детских травм и убедить родителей в том, что все это можно предотвратить.

В работе с родителями используются следующие формы: агитационные стенды, передвижные выставки, совместные утренники, памятки для родителей и т.д.

Меры по предупреждению пожаров от шалости детей.

  1. Не оставлять на виду спички, зажигалки.

  2. Не позволять детям покупать спички, сигареты.

  3. Следить, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровождения.

  4. По возможности не оставлять детей без присмотра.

  5. Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, не позволять пользоваться газовыми приборами.

  6. Сформировать элементарные знания, при которых угроза пожара становится минимальной.

Примерные темы бесед с родителями.

  1. Шалость детей с огнем: возникновение пожаров по причине детской шалости; меры по предупреждению пожаров, возникающих от шалости детей.

  2. Действия при возникновении пожара в жилом доме. Порядок вызова пожарной охраны: признаки начинающегося пожара; действия при обнаружении пожара; порядок вызова пожарной охраны.

  3. Оказание первой помощи пострадавшим с ожогами и при отравлении угарным газом.

  4. Что надо знать детям дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности.

  5. Что необходимо знать детям младшего школьного возраста о правилах пожарной безопасности.

  6. Что читать детям о работе пожарных.

Работать с детьми по формированию у них основ пожаробезопасного поведения могут: воспитатели, прошедшие подготовку по пожарно-техническому минимуму; учителя ОБЖ; представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное ДОУ или школа; также можно привлекать и медицинских работников (особенно при раскрытии темы об оказании первой медицинской помощи), и родителей. Единство взглядов между родителями и педагогами по формированию основ пожаробезопасного поведения должно быть обязательно, иначе, в силу своих особенностей, ребенок окажется на перепутье.

Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными, все зависит от профессиональных качеств педагога, от учета индивидуальных, возрастных особенностей детей, от арсенала методических средств и приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.

Начинать обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения. Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

Предполагается использовать следующие варианты работы с детьми:

  1. Познавательные занятия.
  2. Экскурсии в пожарную часть.
  3. Показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему.
  4. Чтение художественных произведений, использование музыки.
  5. Продуктивная деятельность детей.
  6. Конкурсы рисунков детей (совместных работ с родителями) на противопожарную тему.
  7. Викторины на противопожарную тему.
  8. Чтение стихов на противопожарную тему.
  9. Спортивные развлечения, праздники.
  10. Сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, театрализованные игры, подвижные игры, дидактические игры.
  11. Составление альбома «Народное творчество о пожаре» (собрание пословиц, поговорок, загадок).
  12. Создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожаробезопасного поведения.
  13. Занятия по формированию пожаробезопасного поведения с элементами пожарно-прикладного спорта.
  14. Совместные с родителями утренники.

Работу по формированию основ знаний в области пожарной безопасности у детей можно начинать со 2-й младшей группы ДОУ, это зависит от индивидуальных особенностей воспитанников.

Примерное перспективное планирование для младших групп ДОУ.

  1. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом».

  2. Постановка спектакля по стихотворению «Кошкин дом» (силами старших дошкольников).

  3. Рассматривание плакатов, иллюстраций на противопожарную тематику.

  4. Показ диафильма «Осторожно, огонь!».

  5. Рассматривание памятки «Детям об огне».

Примерное перспективное планирование для средних групп ДОУ.

  1. Чтение рассказа Т. Фетисова «Куда спешат красные машины».

  2. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов (можно через иллюстрации или по договоренности возможен приезд пожарной машины с боевым расчетом на территорию ДОУ) с последующей изобразительной деятельностью.

  3. Чтение стихотворений, составление загадок на противопожарные темы.

  4. Чтение с пересказом рассказов Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», «Солдат».

  5. Беседа по плакатам. Цель: определить причины пожара, ущерб от него, описать эмоциональное состояние пострадавших.

  6. Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Пожар», «рассказ о неизвестном герое».

  7. Серия занятий по знакомству с правилами поведения в случае пожара. (Например, темы «Спички – не для игры», «Что нужно делать при пожаре»).

  8. Показ видеофильмов: «Осторожно, огонь!», «Что нужно делать, если возник пожар».

  9. Оформление родительского уголка по правилам поведения в случае пожара.

  10. Оформление группы наглядной агитацией на противопожарную тематику.

  11. Чтение сказки А. Шевченко «Как ловили уголька».

  12. Встреча с инспектором государственного пожарного надзора.

  13. Дидактические игры: «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «Разложи по порядку», «Собери картинку».

  14. Серия разнообразных занятий по ориентировке в пространстве, знакомство и работа с планом, схемой.

  15. Составление плана эвакуации из группы и из своей квартиры.

  16. Создание специальных ситуаций. Цель: отработать действие ребенка при пожаре.

Примерное перспективное планирование для старших групп ДОУ.

  1. Познавательное занятие «Огонь добрый и огонь злой»,

  2. Экскурсия в пожарную часть.

  3. Чтение стихотворений, разучивание загадок, пословиц на противопожарные темы.

  4. Познавательное занятие «А у нас в квартире газ».

  5. Познавательное занятие «Электричество в нашем доме».

  6. Просмотр видеофильма на пожарную тематику.

  7. Создание специальных ситуаций: «Действия при пожаре».

  8. Познавательное занятие «Знакомство пожарным щитом в детском саду».

  9. Познавательное занятие «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование», с последующей изобразительной деятельностью.

  10. Иллюстрирование причин пожара «отчего происходят пожары».

  11. Чтение стихотворений, рассказов, сказок на противопожарную тематику.

  12. Познавательное занятие «Труд пожарных», встреча с пожарными.

  13. Драматизация сказки «Кошкин дом» и стихотворения «Спичка-невеличка».

  14. Аппликация, лепка, рисование «Осторожно, огонь!» на новогоднюю тематику.

  15. Создание специальных ситуаций «Твои первые действия при пожаре».

  16. Познавательное занятие «Спички – не игрушка, огонь - не забава».

  17. Чтение литературы на противопожарную тематику.

  18. Оформление альбома о труде пожарных, иллюстрирование загадок.

  19. Создание специальных ситуаций «Эвакуация из помещения».

  20. Оформление выставки художественной литературы «Писатели о пожаре».

  21. Литературная викторина и спортивная игра «Пожарные на учении».

  22. Приглашение гостей из пожарной части. Подготовка концерта «Ночью и днем – осторожно с огнем!».

  23. Театрализованная игра «Спички не тронь, в спичках – огонь».

  24. Просмотр диафильма «Огонь и люди».

  25. Чтение литературы на противопожарную тематику.

  26. Познавательное занятие «Пожар в лесу» с последующей изобразительной деятельностью.

  27. Познавательное занятие «Правила поведения на природе» с последующей изобразительной деятельностью.

  28. Спортивное развлечение «Смелые пожарные», приуроченное к профессиональному празднику пожарных России (30 апреля).

  29. Детский утренник «И малым детям знать пора, что спички страшная игра».

  30. Конкурс детского рисунка «Я и огонь» с последующим награждением.

  31. Летний праздник с включением тем по пожарной безопасности (на уровне детсада или города, района).

  32. Викторина «Почемучка в гостях у юных пожарных» с элементами народного творчества, разучиванием частушек.

 

Таблица 2

Цели и задачи формирования основ

пожаробезопасного поведения у детей

Цель

Задачи

Формы решения задач

1. Дать детям представление о труде пожарных

1. Формировать интерес к труду пожарных.

2. Иметь представление:

-о работе пожарной техники;

-о работе по предупреждению пожаров.

3. Формировать представление о действиях пожарного расчета во время тушения пожара.

4. Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер - боевой расчет).

5.Показать взаимосвязь служб спасения: 01. 02, 03, 04.

1. Чтение литературы

2. Экскурсия в пожарную часть (музей)

3. Оформление выставки

4. Проведение музыкальных и спортивных развлечений

5. Беседа инспектора

6. Дидактические игры

7.Создание условий для сюжетно-ролевой игры

 

 

2.Формировать

у детей осознание опасности.

1. Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности (горючести).

2. Знать свойства огня.

3. Уметь правильно обращаться с огнем.

4. Формировать определенное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности

1. Экспериментирование по выделению свойств и качеств предметов.

2. Чтение литературы с последующим ее анализом.

3. Творчески рассказать: «Как бы ты поступил…», «Закончи рассказ», «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».

 

 

3.Формировать понятие о правилах пожарной безопасности и важности их выполнения.

1. Знать причины пожаров.

2. Знать основные правила пожарной безопасности.

1. Дидактические игры.

2. Проведение викторин, КВН, развлекательных занятий.

3. Аппликация.

4. Составление рассказов по плакатам.

5. Иллюстрирование правил пожарной безопасности.

6. Чтение литературы.

7. Заучивание песенок, стихов на противопожарные темы.

8. Сюжетно-ролевые игры

9.Изготовление предупредительных плакатов для группы, различных служб ДОУ, дома.

4.Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара.

1. Уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, класса, квартиры.

2. Выделять на плане выход из помещения.

3. Знать первые действия при пожаре.

4. Знать порядок действий при пожаре.

5. Уметь различать знаки пожарной безопасности.

1. Создание специальных ситуаций.

2. Сюжетно-ролевые игры.

3. Работа с планами помещений.

4. Игры со знаками безопасности.

 

Вопрос №3. Формы противопожарной пропаганды.

Целью пропагандистской деятельности является формирование общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность окружающей среды, за сохранение и преумножение народных богатств, способствовать готовности людей правильно действовать в случае опасности пожара. Цель пропаганды рассматривается как будущее желаемое состояние сознания и поступков социальных групп, коллективов, отдельных личностей.

Формы противопожарной пропаганды.

Под формой пропаганды понимается организационный процесс доведения информации (пропагандистского сообщения) до адресата (объекта пропагандистского воздействия).

Существуют следующие формы противопожарной пропаганды:

  • конференции, презентации, семинары, сборы с руководящим составом организаций по проблемам пожарной безопасности;

  • телевизионные и радиопередачи, в том числе с участием специалистов и работников пожарной охраны;

  • тематические встречи с населением: на сходах граждан, в трудовых коллективах; дни открытых дверей;

  • спортивно-массовые праздники, соревнования, игры;

  • тематические викторины, олимпиады, конкурсы с учащейся молодежью;

  • театрализованные представления, спектакли;

  • фотопропаганда;

  • рекламные ролики о мерах ПБ;

  • научно-техническая пропаганда (издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов);

  • экскурсии на пожарно-технические выставки и др.

Методы пропаганды.

Методы пропаганды это способы (приемы) с помощью которых можно довести определенные идеи, знания различного уровня до адресата пропаганды.

Метод устного сообщения (воздействия) является наиболее традиционным способом распространения информации. Основой этого метода является живое слово. Устный метод реализуется в лекциях, индивидуальных и групповых беседах (рис. 1), консультациях, интервью, в выступлениях по радио и телевидению на пожарную тематику и т.п.


Рис. 1. Индивидуальное обучение работников детских учреждений правилам пожарной безопасности.

Метод печатного сообщения является самым распространенным способом представления информации и реализуется в виде издания и распространения малоформатных изобразительных изданий. Это могут быть открытки, спичечные этикетки, календари, листовки, памятки, брошюры, буклеты. Эффективным средством распространения противопожарных знаний являются газеты, журналы, книги.

Метод наглядного воздействия основывается на визуальной передаче сведений о предметах и явлениях окружающей действительности. Здесь особенно важным является использование цвета, формы и т.п. К наглядным методам относят выпуск плакатов, оформление стендов, витрин, уголок пожарной безопасности (рис. 2), и проч. информация может восприниматься как пассивно (только зрительно), так и более активно (при сочетании с устным обсуждением, лекцией).


Рис. 2. Уголок пожарной безопасности.


Список литературы:

  1. Федеральный Закон от 21.12.1994 №69-Ф3 «О пожарной безопасности»

  2. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»

  3. Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

  4. Приказ МЗ и СР РФ от 04.05.2012 г. №477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

  5. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» (утв. МЧС РФ 04.09.2007 N 1-4-60-10-19).

  6. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 л.

  7. Краткий курс пожарно-технического минимума: Учеб.-справ. пособие / Собурь С.В. – 10-е изд., перераб. – М.: ПожКнига, 2018. – 288 c.


ПБ_11 просмотры844
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.