Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Роль и место лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объектов образования, в системе обеспечения пожарной безопасности

Спикер Павлов Алексей Георгиевич
Полковник внутренней службы, заместитель начальника УНДиПР Главного управления МЧС России по Ульяновской области.

В своем выступлении Алексей Георгиевич разъясняет следующие тонкости и особенности в вопросах обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений:

- организация функционирования системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты и ее элементов;

- характерные нарушения требований пожарной безопасности и их причины;

- декларирование пожарной безопасности;

- условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

- требования к квалификации лиц, ответственных за пожарную безопасность;

- взаимодействие в системе обеспечения пожарной безопасности;

-  эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности.

Презентация
Павлов Алексей Георгиевич
Скачать
Видео
Ответы на вопросы
1. Алексей Георгиевич, Ваше мнение по ФЗ-248: не проще ли работалось по ФЗ-294?

Гораздо проще. Количество составляемых документов увеличилось в разы и не только по результатам контрольно-надзорных мероприятий, но и теперь еще по результатам профилактических мероприятий.

В целом усложнились процедуры, сократились сроки их осуществления. На проведение проверки теперь отводится не более 10 рабочих дней (ранее — 20 рабочих дней). За такое время сложно качественно провести оценку соответствия здания требованиям пожарной безопасности, особенно если оно имеет сложную архитектуру или большую площадь.

2. Алексей Георгиевич, какой сейчас подход при проверке у инспектора ГПН к образовательным организациям: найти нарушение и наказать виновного или все же провести профилактический визит и ограничиться рекомендациями без предписания?

Целью ГПН всегда было выявление нарушений требований пожарной безопасности.

ВыЯвление — интересное слово, то есть нарушение нужно «явить». Пока его не выЯвили, его как-будто нет. И сделать это может только подготовленный человек, имеющий определенные знания. Поэтому в государстве и организована служба не только пожарного надзора, но и вообще, система обучения инженеров, которые могли бы понимать принципы обеспечения пожарной безопасности: как она организуется и где грань между «плохо» и «хорошо» в пожарном деле.

Цели же наказать — нет, но таково законодательство, которое предусматривает наказание за любое выявленное нарушение требований. По факту это обязанность инспектора. Можно порассуждать: плохо или это хорошо, но МЧС — это орган исполнительной власти и должно исполнять то, что предусмотрел законодатель, в противном случае наступает ответственность инспектора, вплоть до уголовной. И мы в последнее время это очень часто видим.

Профилактика же сегодня — это приоритет. Количество профилактических мероприятий существенно превысило контрольные действия. Но до текущего момента профилактика не рассматривалась как полная замена надзору. Возможно, в текущей ситуации такое решение для образовательных организаций будет принято.

3. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-либо послабления для ответственных за пожарную безопасность в учебных заведениях за нарушения требований ПБ с учетом моратория на проверки в 2022 году?

Мораторий, как правильно отмечено, не на привлечение к ответственности, а на проведение проверок. Их количество существенно сокращено. Если проверка проводится и выявлены нарушения, то мораторий здесь ни при чем. Административная ответственность наступает по тем же правилам, что и раньше. Главное, наверное, о чем нужно сказать, это то, что в случае если выявленные нарушения не несут угрозы жизни и здоровью, и правонарушение совершено впервые, должностное лицо административного органа фактически обязано наложить предупреждение.

Освобождение от наказания (в т. ч. прекращение дела) возможно в случаях, установленных ст. 24.5 КоАП РФ, в т. ч. в случае отсутствия вины.

4. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где можно найти перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов, квартир, хозяйственных строений?

В законодательстве о пожарной безопасности таких перечней не найти. Требования к оснащению первичными средствами пожаротушения личных помещений и построек граждан отсутствуют.

5. Алексей, какую периодичность повышения квалификации Вы бы порекомендовали для ответственных лиц в условиях часто меняющихся норм и требований в области ПБ?

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В связи с этим полагаю разумным привязаться именно к этому сроку.

6. Почему ГПН не приостанавливает эксплуатацию школ за нарушения требований пожарной безопасности? Как правило, предписания вынесли (пальчиком погрозили), оштрафовали для статистики. И все. Потом (по-тихому) про предписание забыли. На следующий год опять все повторяется. Может, из-за этого нарушения и повторяются каждый год? Есть статистика: сколько школ было приостановлено до начало учебного года и было открыто только после устранения всех нарушений требований пожарной безопасности по решению суда?

Выше спрашивали о цели ГПН наказать виновного, здесь же, наоборот, ГПН не принимает мер, т. е., с одной стороны, есть мнение об избыточности административного давления со стороны органов ГПН, а с другой — в обществе есть запрос на строгость мер. В какой ситуации оказывается инспектор? Он должен и «не перегнуть» и «не недогнуть». Как найти этот баланс? Ответ здесь не может быть общий, в каждом отдельном случае нужно смотреть отдельно.

Что касается конкретно приостановления деятельности, то инспектор сейчас не наделен такими правами. Это исключительное полномочие суда. И это возможно только в случае повторности совершения нарушений или повторного неисполнения предписания.

7. Как часто инспектор может приходить с профилактическим визитом в школу? И чем профилактический визит отличается от инспекционного?

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания, а разъяснения носят рекомендательный характер.

Инспекционный визит — это контрольное (надзорное) мероприятие (КНМ), проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, в т. ч. путем использования видео-конференц-связи. В ходе этого КНМ могут проводиться: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
 Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Если говорить коротко, профилактический от инспекционного визита отличается тем, что по его результатам не могут применяться действия административного принуждения.

Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию. Это, в общем-то, все случаи проведения обязательного визита.

В то же время в законе о госконтроле упоминается не только «обязательный профилактический визит», а также далее по тексту указан «профилактический визит» без слова «обязательный» в его названии.

К сегодняшнему дню сложилась практика проведения «необязательных визитов» на основании решений контрольно-надзорных органов, которые принимаются, как правило, в случаях, когда на объектах проводятся мероприятия повышенной ответственности (новогодние мероприятия, выборы и т. п.), а также повышенной пожарной опасности.

8. Вопрос по оформлению декларации. Существует ли в МЧС какие-либо стандарты для ее оформления. Каждый инспектор при ее регистрации делает замечания, неизвестно откуда взятые. И приходится подстраиваться под «хотелки» каждого отдельно взятого инспектора.

Как такового стандарта нет. Требования к составлению декларации изложены в статье 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. В приказе МЧС России от 16 марта 2020 года № 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности» приведена форма декларации.

Регистрация декларации пожарной безопасности — это государственная услуга. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги всего два (п. 21 названного приказа), это:

  • непредставление документов (заявление и декларация в двух экземплярах по установленной форме с приложениями);

  • отсутствие в декларации сведений, предусмотренных формой, приведенной в приложении № 2 к настоящему приказу.

Т. е. если в декларации указаны те сведения, которые предусматриваются ее формой, то отказ в регистрации невозможен.

Полагаю, что существующих нормативных документов для подготовки декларации для ее регистрации нет. О сути, смысле этого процесса (декларирования) я попытался рассказать в своем выступлении.

9. Есть ли необходимость обновления декларации ПБ и с какой периодичностью?

Декларация содержит в себе те требования, которые установлены к объекту (ч. 4 ст. 64 ТРоПБ). Они должны быть указаны в полном объеме (с. 5 ст. 64 ТРоПБ). Если это сделано (а это должно быть сделано), то никакого смысла обновлять декларацию нет.

Случаи, когда это необходимо законодательством, предусмотрены в соответствии с ч. 3 ст. 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Уточненные декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты: проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ.

10. А для каких объектов нужна декларация пожарной безопасности?

«Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1».

Согласно части 1 статьи 32 № 123-ФЗ к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся: здания дошкольных образовательных организаций; здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные); здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно); спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.

Согласно части 2 статьи 49 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ экспертиза проектной документации, а следовательно, и составление декларации ПБ не требуется, если объект входит в одну из категорий:

  • объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;

  • дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

11. Если на объекте (складское хранение) разработаны декларации пожарной безопасности в 2016 году, необходимо ли их менять?

Скорее всего, что нет. Посмотрите ответ на вопрос № 9.

12. Ответственный за ПБ в соответствии с ФЗ и профстандатом может быть, например, по должности инженером с указанием в трудовом договоре функций ответственного за ПБ без выделения отдельной штатной должности?

Да, конечно. В настоящее время ответственный за ПБ — это не должность, а скорее функционал.

13. Лицо, исполняющее свои трудовые обязанности и назначенное дополнительно ответственным за пожарную безопасность, обязательно должно получить образование по ПБ?

Да, обязательно, если оно не имеет среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность», а также не имеет профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования.

14. Вопрос по декларации ПБ. Скажите, пожалуйста, как при составлении декларации нумеровать пункты в разделе 1, требуется ли в нумерации пропускать пункт 1.6, как это сделано в форме декларации (приложение 2 приказа МЧС № 171)?

Полагаю это несущественным. На мой взгляд, это не должно влиять на решение о регистрации декларации или свидетельствовать о ее недостоверности или неполноте. Логично предположить, что нумерация должна быть по порядку.

15. Иметь декларацию это обязательное требование?

Для тех объектов, для которых она обязательна, — да. См. ответ на вопрос № 10.

16. Инспектор в случае проверки проверяет декларацию? Какая ответственность, если декларация окажется недостоверной, в случае проверки?

Требования к составлению декларации изложены в статье 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в т. ч. о ее достоверности (ч. 5 ст. 64).

Требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности являются обязательными.

Исходя из этого, недостоверность декларации пожарной безопасности следует квалифицировать как нарушение требований пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

17. Алексей, согласны ли Вы с тем, что в Трудовом кодексе нужно конкретно для организаций прописать необходимость иметь специалиста по пожарной безопасности или профилактике.

Актуальный вопрос. Нужно отметить, что он законодательно уже решен с принятием Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным законом установлено следующее требование: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии)».

Это положение взаимоувязано со статьей 195.3 ТК РФ, которая предусматривает, что если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Таким образом, наличие специалиста по пожарной безопасности становится фактически обязанностью работодателя в соответствии с трудовым законодательством. При этом следует обратить внимание, что Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 370-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2025 года.

18. Большое предприятие  2500 человек, сколько ответственных должно быть или достаточно одного?

В области пожарной безопасности зависимость количества ответственных от числа работников не установлена. Данный вопрос решается руководителем. При этом для руководителей не установлена обязанность назначать ответственных — это является их правом.

19. Алексей, согласны ли Вы, что 806 приказ ограничил руководителя организации в количестве ответственных лиц за ПБ объектов (зданий, помещений) организации?

Если говорить формально, то нет. Руководитель может назначить их неограниченное количество.

Другое дело, что эти ответственные должны соответствовать определенным требованиям. С этой точки зрения, если это сокращает круг возможных кандидатов, — то да.

Я считаю это обоснованным, т. к. ответственные должны не только знать требования пожарной безопасности (хотя (требований) их столько, что навряд ли это возможно), но и понимать суть обеспечения пожарной безопасности, цели требований пожарной безопасности, что дает возможность не механически выполнять работу ответственного, а делать это осмысленно. К сожалению, в большинстве случаев без соответствующего образования это невозможно.

20. А на объекте кто должен выявлять нарушения  ИТР или ответственный по ПБ? Они же некомпетентны. Декларация получится тогда неполной.

Это обязанность ответственного за пожарную безопасность.

В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по пожарной профилактике», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2021 года № 696н, в трудовую функцию специалиста входит «организация и проведение проверок противопожарного состояния объекта защиты», а также «выдача предписаний».

И почему считаете, что ответственный по ПБ некомпетентен?

В соответствии с приказом МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806, упомянутым ранее, ответственные лица должны обладать необходимыми компетенциями в этой сфере. Именно для этого и введено требование об обязательном получении данными лицами дополнительного профессионального обучения как способа приобретения необходимых компетенций.

21. Журнал проверки АПС должен быть единый на все помещения организации (три территории) или отдельно на каждое помещение? 

Скорее всего, речь идет о журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. Как таковые требования к форме журнала и их количеству в организации не установлены. Учитывая это, целесообразно исходить из удобства ведения журнала или журналов на конкретном предприятии, объекте, так сказать, из местных условий.

С одной стороны, в каждом здании — своя система АПС, и логично вести журнал на каждую систему, с другой — если зданий несколько, то, возможно, будет удобнее вести один, а не несколько журналов с выделением отдельных страниц в одном журнале на несколько систем.

22. Будет ли как-то привлекаться к ответственности руководитель организации, если обслуживающая организации не внесла сведения о данных услугах в реестр с 1 марта 2022 года?

Скорее всего, речь идет об уведомлении о начале и об окончании выполнения работ (оказания услуг), предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. 1128.

Руководитель никак не участвует в процессе уведомления и не может нести ответственности за действия (бездействие) обслуживающей организации. Данный вопрос целиком возложен на обслуживающую организацию.

Роль и место лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объектов образования, в системе обеспечения пожарной безопасности

  • ФИО спикера Павлов Алексей Георгиевич
  • Описание спикера Полковник внутренней службы, заместитель начальника УНДиПР Главного управления МЧС России по Ульяновской области.
  • О курсе

    В своем выступлении Алексей Георгиевич разъясняет следующие тонкости и особенности в вопросах обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений:

    - организация функционирования системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты и ее элементов;

    - характерные нарушения требований пожарной безопасности и их причины;

    - декларирование пожарной безопасности;

    - условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

    - требования к квалификации лиц, ответственных за пожарную безопасность;

    - взаимодействие в системе обеспечения пожарной безопасности;

    -  эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности.

  • Видео Youtube https://kinescope.io/203798532


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт