Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Обучение детей пожарной безопасности в школе. Дифференциация программ обучения по возрастным группам.

Спикер Собурь Сергей Викторович
Доктор технических наук, профессор Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения, академик Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности, автор справочников и учебных пособий серий “Пожарная безопасность предприятия”, “Библиотека нормативно-технического работника”, “Библиотека начинающего предпринимателя”, “Пожарная техника” и др. Полковник внутренней службы в отставке. Имеет свыше 180 учебно-методических публикаций, из них более 140 учебно-справочных пособий по пожарной безопасности. С мая 2004 года — учредитель издательства ООО «Пожарная книга», основным направлением деятельности которого является популяризация пожарно-технических знаний, разработка информационного обеспечения и управления в области пожарной безопасности

В своем выступлении Сергей Викторович рассказывает о важности правильной организации обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности в школе. При этом он делает акцент на следующие моменты:

- какие нормативные правовые акты и документы в области пожарной безопасности используются и должны использоваться в программах обучения детей;

- какую информацию о мерах пожарной безопасности разъясняют преподаватели на уроках ОБЖ в зависимости от возраста учеников и какие здесь есть недостатки;

- важность отработки с учениками практических действий при пожаре.

Также Сергей Викторович разъясняет основы организации функционирования системы обеспечения противопожарной защиты на объекте, которым нужно обучать учеников в школе.

Презентация
Собурь Сергей Викторович
Скачать
Видео
Ответы на вопросы
1. Сергей, Вы можете предложить программу обучения по ОБЖ для детей, подростков и молодых людей с особенностями ментального развития? Мы являемся реабилитационным центром, относимся к Минсоцполитике.

Программа обучения одна для всех категорий граждан, независимо от их ментальности. Для граждан с пониженным восприятием действительности необходимо постоянно напоминать: при выходе из помещения выключить свет и другие электроприборы, и тогда пожар никогда не произойдет; при первых признаках пожара: дым, запах гари, видимое горение, звуковая сигнализация — двигаться в сторону лестничной клетки. Навыки эвакуации отрабатываются при плановых занятиях в индивидуальном порядке.

2. Посоветуйте, пожалуйста, литературу для подготовки к проведению занятий о мерах пожарной безопасности с детьми.

Брошюра «Доступно о пожарной безопасности» ( http://f-book.ru/shop/dostupno-o-pozharnoy-bezopasnosti-1/) позволит преподавателю стать профессионалом в области пожарной безопасности. На базе полученных знаний, опираясь на федеральные законы, нормы и правила пожарной безопасности (именно в такой последовательности), выбор методов обучения преподавателями это область педагогики и детской психологии.

Можно использовать дидактический материал, издаваемый ВДПО и др. организациями, утвержденный Минобразования и МЧС для соответствующих категорий обучаемых. Но опять же, на основе полученных знаний из брошюры, критически подходя к предложенному материалу.

Государственная политика в области пожарной безопасности регулируется МЧС России, поэтому все вопросы необходимо направлять в это ведомство (интернет-приемная: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/obrashcheniya-grazhdan).

3. В некоторых школах разрабатываю отдельные инструкции о мерах пожарной безопасности в здании для учащихся и зачитываю их на уроках. Как Вы считаете, нужны ли такие инструкции или это уже перебор, достаточно иметь только инструкции о мерах ПБ для работников школы.

Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются для всех пребывающих на данном объекте защиты и обязательны для исполнения всеми. Доведение требований инструкции о мерах пожарной безопасности обязательно.

4. Сергей Викторович, где можно приобрести Ваши пособия по пожарной безопасности для школы?

Я не пишу учебные пособия для школ, поскольку меня никто не уполномочивал. В рамках своей профессиональной деятельности заведующего кафедрой организации обеспечения пожарной безопасности Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения (АНО ДПО «Университет КСБ») я подготавливаю учебно-справочные пособия для проведения дополнительного профессионального обучения в области пожарной безопасности указанных в приказах МЧС России № 596 и № 806 категорий обучаемых.

Здесь необходимо понять, что прежде чем обучать, педагогам необходимо самим быть профессионалами в области пожарной безопасности. А методы доведения знаний пожарной безопасности до ученика это вторично.

5. Сергей Викторович, Вы можете поделиться опытом обучения детей мерам пожарной безопасности в зарубежных школах? На что там делается упор?

Я специально не изучал опыт зарубежных стран, поскольку это не моя специализация. Но беглое знакомство с методами обучения детей в США и других странах подтверждает, что мы идем в общем направлении: наглядность, практическая отработка приемов эвакуации, методов тушения и спасания.

Данное обучение не формирует знаний о пожарной безопасности как системы о двух законах: предупредить и защитить. На это я и обращаю внимание.

6. Сергей Викторович, нет ли у Вас методики расчета времени использования первичных средства пожаротушения от момента «старта» человека до момента начала тушения огнетушителем (пожарным краном)?

Такого норматива не существует. Работа со стволом от пожарного крана подразумевает подачу струи воды с расходом от 3 до 7 л/с в очаг пожара на расстоянии не менее 10 м, когда без специальных средств защиты тела и органов дыхания ведение работ по тушению пожара уже невозможно. Поэтому пожарные краны не относятся к первичным средствам пожаротушения.

7. В школах и садах самоспасатели, рассчитанные на 30 мин, подойдут для спасения (вместо противогаза)?

Подойдут, но не всякие. Противогазы и самоспасатели должны иметь фильтры, рассчитанные на поглощение тех газов, которые выделяются при горении материалов в данном здании. Поэтому при выборе СИЗОД необходимо убедиться, что их фильтры поглощают данные газы.

8. Возможно ли выразить коротко или на примере ответить на вопрос: каким современным вызовам должны быть научены молодые люди?

Пожарная безопасность — это не вызовы, а наша повседневная жизнь. Исполнение правил противопожарного режима обеспечивает пожарную безопасность. Правила противопожарного режима направлены на исключение источников зажигания и горючей среды, обеспечение технической (конструктивной) и, собственно, противопожарной защиты. Научить ребенка ответственно относиться к месту своего пребывания, знанию опасных факторов пожара и умению действовать при пожаре в начальной школе и последующее обучение обеспечению пожарной безопасности как системе — задача современной школы.

9. Все мы понимаем, что если ребенку правильно донести информацию о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности, он с большой долей вероятности будет соблюдать их всю оставшуюся жизнь. Скажите, пожалуйста, на какие «точки» нужно воздействовать учителю, чтобы ученик заинтересовался этим вопросом и понял важность соблюдения требований пожарной безопасности?

Перед глазами школьника постоянно должен висеть стенд «Системы обеспечения пожарной безопасности» СОПБ (см. слайд 7 «Основы безопасности жизнедеятельности. Пожарная безопасность»).

В 1998–2001 гг. я разрабатывал методические рекомендации для оснащения специализированного класса пожарной безопасности общеобразовательной школы г. Москвы стендами. После общего стенда СОПБ должны быть стенды, описывающие реализацию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты.

Перед глазами ученика с самого начала его обучения должна быть таблица СОПБ. По мере его взросления эта таблица расширяет его познания к способам защиты от пожара.
Способы исключения условий образования горючей среды — ст. 49 № 123-ФЗ.

Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания ст. 50 № 123-ФЗ.

Система противопожарной защиты — ст. 5262 № 123-ФЗ.

10. Какие средства коллективной защиты есть кроме АПС и АУП?

К коллективным средствам защиты в соответствии со ст. 55 № 123-ФЗ относятся объемно-конструктивные решения вместе с системами противодымной защиты, позволяющие защититься от опасных факторов пожара. Данные решения проектируются до начала строительства зданий в соответствии с требованиями строительных правил и норм пожарной безопасности.

11. Зачем школьникам все это: конструктивные пути эвакуации, лестницы должны иметь такую ширину, высота ступенек? Что, они специалисты по пожарной безопасности?

Какие выводы нужно сделать из пожаров в складе «Озона»?

Для того чтобы, когда они вырастут и сами станут производить эти лестницы, они понимали, что от их действий зависит жизнь не только их самих и их близких, но и других людей. Осмысленному подходу к системе конструктивной (технической) защиты.

Что касается «Озона», то на стадии проектирования не были учтены конструктивные и технические способы защиты от пожара: пожарные зоны, предполагающие выгорание всей горючей загрузки внутри помещения без распространения пожара в другие помещения; защита помещений средствами противопожарной защиты, достаточной для тушения пожара в начальной стадии; обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны (ст. 90 № 123-ФЗ).

Общие рекомендации:

1. Пожарная безопасность любого объекта обеспечивается на стадии проектирования. Проект предусматривает не только строительные решения и условия эксплуатации здания и его технических средств защиты, но и расчет пожарного риска, времени эвакуации при пожаре. Соблюдение проектных требований является основной задачей при эксплуатации зданий.

2. Обучение мерам пожарной безопасности заключается не только в обучении действиям при пожаре, а осмысленному пониманию учениками системы обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст. 5 № 123-ФЗ).

3. Вся пожарная наука о двух законах: предотвратить и защитить.

Обучение детей пожарной безопасности в школе. Дифференциация программ обучения по возрастным группам.

  • ФИО спикера Собурь Сергей Викторович
  • Описание спикера Доктор технических наук, профессор Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения, академик Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности, автор справочников и учебных пособий серий “Пожарная безопасность предприятия”, “Библиотека нормативно-технического работника”, “Библиотека начинающего предпринимателя”, “Пожарная техника” и др. Полковник внутренней службы в отставке. Имеет свыше 180 учебно-методических публикаций, из них более 140 учебно-справочных пособий по пожарной безопасности. С мая 2004 года — учредитель издательства ООО «Пожарная книга», основным направлением деятельности которого является популяризация пожарно-технических знаний, разработка информационного обеспечения и управления в области пожарной безопасности
  • О курсе

    В своем выступлении Сергей Викторович рассказывает о важности правильной организации обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности в школе. При этом он делает акцент на следующие моменты:

    - какие нормативные правовые акты и документы в области пожарной безопасности используются и должны использоваться в программах обучения детей;

    - какую информацию о мерах пожарной безопасности разъясняют преподаватели на уроках ОБЖ в зависимости от возраста учеников и какие здесь есть недостатки;

    - важность отработки с учениками практических действий при пожаре.

    Также Сергей Викторович разъясняет основы организации функционирования системы обеспечения противопожарной защиты на объекте, которым нужно обучать учеников в школе.

  • Видео Youtube https://kinescope.io/203798649


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт