Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Стандарты организации

Спикер Удалов Дмитрий Александрович
Президент НСОПБ. Член общественного пожарного объединения, регулирующего субъекты предпринимательской деятельности в области пожарной безопасности, осуществляющие работы на территории Российской Федерации в области подтверждения соответствия продукции, услуг, работ, производства, обучения и т.д. Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Член Комитета по профессиональным квалификациям в области обеспечения пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях СПК ЧС. Член Технического комитета ТК 001 «Производственные услуги».
В своем докладе Дмитрий Александрович рассказывает в каких случаях могут приметаться стандарты организаций, какие у них есть преимущества, кто их может разрабатывать и чем регламентируется их разработка. Так же он разъясняет, где проводится экспертиза стандартов организации, кто имеет право их согласовывать и где они должны учитываться.
Презентация
Удалов Дмитрий Александрович
Скачать
Видео
Ответы на вопросы
1. Что выше: ГОСТ, СП или Стандарт организации?

Стандарт организации выше ГОСТ и СП, т. е. если правообладатель объекта защиты не хочет применять ГОСТ или СП, он может разработать стандарт организации.

В соответствии со статьей 16.1. Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в случае неприменения стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

2. Где согласовывать стандарт организации?

В области услуг пожарной безопасности Стандарт организации проходит экспертизу в ТК 001. На момент 7.07.2022 СТО на услуги подлежит только экспертизе в ТК 001.

В соответствии с частью 5 статьи 21 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» проект стандарта организации перед его утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение. 

3. Кто входит в технический комитет 001?

В состав членов ТК 001 входят: представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Ассоциация «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ), Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО), научно-исследовательских организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений, предпринимателей, потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций, ассоциаций потребителей, общественных организаций малого и среднего предпринимательства и т. д.

4. Можно ли сделать инструкцию Стандартом организации?

Да. Также Стандартом организации можно сделать проекты на противопожарные системы, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, расчет рисков, журналы эксплуатации систем противопожарной защиты, расчеты категорий.

5. Вопрос по второй части доклада: нужна ли лицензия МЧС на проверку работоспособности и продление сроков эксплуатации систем противопожарной защиты?

Для проведения проверок работоспособности и продления сроков эксплуатации систем ППЗ лицензия МЧС России не требуется. Об этом в очередной раз напомнило МЧС России своими письмами 05.05.2022 № ИГ-19-1047, от 10.08.2021 № ИВ-19-1155.

Добровольную процедуру продления сроков эксплуатации осуществляют:

правообладатель объекта, имея в штате экспертов-аудиторов, необходимое в соответствии с аттестованными методикам оборудование и поверенные средства измерений; ЛИБО аккредитованная экспертная организация с полномочиями размещения сертификатов в реестре в ТК 001 Росстандарта — Аккредитация НСОПБ: *ГОСТ Р 57974-2017 п. 6.2.

Федеральный реестр экспертных организаций по проверке противопожарных систем расположен по адресу:

https://www.nsopb.ru/federalniy-reestr-ekspertnih-organizaciy-organov-po-sertifikacii-po-ocenke-sootvetstviya-sistem-i-elementov-ppz-nsopb.

6. Имеются ли государственные стандарты для образовательных учреждений по организации пожарной безопасности, обновленный вариант? И где возможно взять? Благодарю.

В настоящее время Стандарты организации для образовательных учреждений имеют положительный опыт и становятся востребованным в части регламентов по проверке работоспособности и технического обслуживания систем противопожарной защиты. Реестр СТО, прошедших экспертизу, размещен по адресу: https://nsopb.ru/standarts. Реестр экспертных комиссий, осуществляющих экспертизу СТО, размещен на сайте ТК 001: https://tk001.ru/commissions. Для составления СТО регламента по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем можно применять бесплатный онлайн-сервис https://nsopb.ru/service_regulations. После скачивания регламента вам будет предоставлена инструкция дальнейших действий.

Для разработки нетиповых СТО можно выбрать аккредитованного подрядчика: https://nsopb.ru/federalniy-reestr-ekspertnih-organizaciy-po-stu-nsopb.

7. Добрый день. Расскажите, пожалуйста, требования и правила ведения электронных журналов инструктажей по ПБ. Как Вы в целом относитесь к электронному документообороту в области пожарной безопасности?

В настоящее время требований к ведению электронных журналов инструктажей по ПБ не установлено. Для удобства и исключения потенциальных замечаний со стороны МЧС, вы можете внедрить сертифицированный онлайн-сервис, получивший положительный отклик среди пользователей АСО ПБ: https://asopb.ru.

8. Какие требования к расположению потолочного извещателя ДИП-34 относительно светильника? Отменено ли требование — не менее 50 см?

Требования к размещению пожарных извещателей устанавливает СП 484.1311500.2020 и должны учитываться проектной организацией. Для исключения потенциальных замечаний надзорных органов к проекту вы можете разработать Стандарт организации.

9. А кроме Вас, кто еще обучает и ведет реестры? Это же добровольная аккредитация?

Согласно п. 6.5 ГОСТ Р 57974-2017: «Сертификаты направляются для мониторинга и учета в реестре профильного технического комитета, размещаемого в открытом доступе сетевого издания средства массовой информации (далее — СМИ), зарегистрированного в установленном порядке». Данным техническим комитетом является ТК 001. Единственно законной системой добровольной сертификации в области проверки работоспособности согласно Положениям о ТК 001 является НСОПБ ( https://tk001.ru). Обучение экспертов-аудиторов и испытателей осуществляют учебные центры, размещенные в реестре: https://nsopb.ru/federalniy-reestr-uchebnih-centrov-nsopb

10. Почему в проверочных листах ГПН всегда стоит первым вопрос о наличии системы обеспечения пожарной безопасности на объекте, и потом идет куча вопросов из этой системы отдельно, как бы дублируя первый вопрос?

Вопрос, есть ли система на объекте, является основным. Остальные вопросы созданы для выявления соответствия/несоответствия системы при ее наличии.

11. Замечания по проекту, замечания по монтажу. Проблемы замечаний ГПН решаются не столько разработкой СТО, сколько установлением в договоре подряда гарантий устранения замечаний госнадзора за счет подрядчика. Вы согласны с данным утверждением?

Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, статья 38 «Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности»:

ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;

  • руководители федеральных органов исполнительной власти;

  • руководители органов местного самоуправления;

  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

  • должностные лица в пределах их компетенции.

Стать 37 «Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности».

Как показывает практика, при выявлении замечаний к административной ответственности в первую очередь привлекается сам хозяйствующий субъект, даже если причиной правонарушения является некачественный проект, выполненный подрядной организацией.

Государственный пожарный надзор, даже если и привлекает подрядную организацию к ответственности, то лишь вторым протоколом. Проверяемое лицо все также привлекается к ответственности.

СТО призван ограничить спорные трактовки норм, изложив единственно понятным и точным смыслом, одинаково воспринимаемым всем участникам.

Если у вас имеется обратный опыт, просим поделиться с предоставлением документов (убрав данные, составляющие коммерческую тайну или нарушающие Закон о защите персональных данных) по итогам проверки, это поможет многим.

12. Почему в ст. 6 ФЗ 123 есть 2 условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, и в одном из них установлено, что можно не выполнять требования нормативных документов, выполнив оценку пожарного риска. Однако в разъяснительных письмах МЧС России установил, в нарушение ФЗ 123, что это касается только тех требований нормативных документов, которые учитываются в расчетах пожарного риска?

Ранее действовал приказ МЧС «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», в котором было описано, что расчетом пожарного риска могут сниматься лишь те параметры, которые учитываются в расчете. Но указанный приказ в настоящее время отменен.

13. Сколько стоит разработать стандарт? Не дешевле будет выполнить требования уже действующих СП. Ведь при разработке и согласовании стандарта все равно будут учитывать действующие нормы. 

Стоимость разработки СТО определяют экспертные организации ( https://www.nsopb.ru/federalniy-reestr-ekspertnih-organizaciy-po-stu-nsopb).

При разработке СТО необходимо соблюдать только требования нормативных правовых актов и федеральных законов. От нормативных документов.

Из практики: разработка Стандарта организации «Регламент по эксплуатации (проверке работоспособности и исправности), техническому обслуживанию и ремонту системы противопожарной защиты)» с прохождением экспертизы обходится заказчику в 10–15 тысяч рублей. Разработка Стандарта организации на проект автоматической пожарной сигнализации с прохождением экспертизы обходится заказчику в 220 тысяч рублей.

14. Можно ли разработать стандарт для детского сада и заложить в него более легкие требования, чем сейчас существуют к детским садам?

Можно. Возможно разработать стандарт для отступления от положений ГОСТ и СП.

15. Почему расчеты пожарного риска может выполнять любое физлицо, однако, для оценки пожарного риска (НОР) установлена аттестация специалистов?

НОР — одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами правил противопожарного режима. 

НОР включает в себя больший комплекс операций, чем расчет риска.

Тем не менее мы рекомендуем привлекать для расчетов риска компетентных специалистов.

16. Почему стандарт организации не включается в перечень нормативных документов для реализации требований ФЗ-123?

Потому что в перечень включаются конкретные и общепринятые нормативные документы по пожарной безопасности. Стандарт организации предусмотрен вышестоящим Федеральным законом «О техническом регулировании», в целях реализации которого и принят ФЗ № 123.

17. Добрый день. Система АПС и СОУЭ была смонтирована в 2012 г. (по исполнительной документации). До настоящего момента она толком не обслуживалась. Сейчас обслуживающая организация говорит, что ее надо менять полностью. Так ли это?

Нет. Вы можете организовать продление сроков эксплуатации согласно ГОСТ Р 57974-2017. Для определения возможности дальнейшей эксплуатации смонтированных средств обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируемых сверх срока службы, установленного производителем, аккредитованная компания проводит проверку работоспособности систем.

18. Добрый день. Сколько занимает по времени вся процедура сертификации? 

Если Вы имеете ввиду сертификацию системы противопожарной защиты, то это зависит от сложности объекта и в большей части от времени, затрачиваемого экспертной организацией на выполнение проверки работоспособности. Оформление документации, как правило, занимает 2–5 дней.

19. В статье 16.1 Технического регламента также прописано, что можно использовать иные документы для подтверждения соответствия. Можно хотя бы пару слов, что это за документы?

К таким документам относятся, в том числе Стандарты организации и СТУ.

20. СТО согласовывается в МЧС в соответствии с приказом № 140?

Требования об обязательном согласовании СТО с МЧС России действующим законодательством не установлено. Приказ МЧС № 140 не является документом, содержащим обязательные требования. Также указанный приказ нелегитимен согласно положениям и регуляторной гильотине.

21. Если на базе учреждения есть объект ГО, надо ли согласовывать разработанный стандарт с органом ГО и ЧС?

Нет. В настоящее время СТО только проходит экспертизу в ТК 001.

22. ГОСТ Р59638-2021_СПС определяет порядок комплексного испытания ТС СПС, ГОСТ — обязательный к применению.

Может ли обслуживающая организация СПЗ проводить такие испытания и дать заключение?

Порядок организации проведения проверки работоспособности систем (кто может проводить проверку и ее периодичность) и порядок оформления и регистрации результатов работ определяется ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования». В соответствии с п. 6.2. ГОСТ Р 57974-2017 проверка работоспособности систем ППЗ на объектах, включающая в т. ч. и испытания таких систем, проводится экспертной организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной Росстандартом.

Лицензия МЧС на данный вид работ не распространяется, об этом есть разъяснения МЧС.

23. Аккредитация возможна только в НСОПБ или Росаккредитации?

Результаты экспертная организация оформляет в форме сертификатов соответствия, которые направляются для мониторинга и учета в реестр профильного технического комитета (ТК 001), размещаемого в открытом доступе сетевого издания средства массовой информации, зарегистрированного в установленном порядке (п. 6.3 и 6.5. ГОСТ Р 57974-2017). В реестре ТК 001, созданном на базе НСОПБ, размещены на сайте сетевого издания СМИ «Общественное министерство пожарной безопасности».

Аккредитация на проверку работоспособности и продление сроков эксплуатации средств (систем) противопожарной защиты осуществляется только в системе НСОПБ.

24. Кто ведет реестр организаций на сайте НСОПБ?

Ведение реестров аккредитованных лиц и результатов работ, выданных в рамках системы НСОПБ, осуществляет профильный технический комитет по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги».

25. ГОСТ, на который Вы ссылаетесь, не имеет силы, его нет в Перечнях. Почему Вы не руководствуетесь ГОСТ Р 59636-2021,  ГОСТ Р 59638-2021,  ГОСТ Р 59639-2021?

Органом, ответственным за стандартизацию в РФ, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое публикует нормативные документы на федеральном сайте. Прилагаем ссылку на ГОСТ Р 57974-2017:

https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/standarts/catalognational?portal:componentId=3503536e-2ac1-4753-8ed1-09a92fee02de&portal:isSecure=false&portal:portletMode=view&navigationalstate=JBPNS_rO0ABXc5AAZhY3Rpb24AAAABABBjb25jcmV0ZURvY3VtZW50AAZkb2NfaWQAAAABAAQ1MTM4AAdfX0VPRl9f.

ГОСТ Р 59636-2021,  ГОСТ Р 59638-2021,  ГОСТ Р 59639-2021 и др. устанавливают методы испытаний систем противопожарной защиты и применяются аккредитованными в Системе НСОПБ организациями при проведении испытаний. ГОСТ Р 57974-2017 устанавливает порядок организации проведения проверки работоспособности систем (кто может проводить проверку и ее периодичность) и порядок оформления и регистрации результатов работ.

Отсутствие ГОСТ Р 57974 в перечне не мешает его указанию в документации на закупки, в договорах.

Часть 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Часть 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Стандарты организации

  • ФИО спикера Удалов Дмитрий Александрович
  • Описание спикера Президент НСОПБ. Член общественного пожарного объединения, регулирующего субъекты предпринимательской деятельности в области пожарной безопасности, осуществляющие работы на территории Российской Федерации в области подтверждения соответствия продукции, услуг, работ, производства, обучения и т.д. Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Член Комитета по профессиональным квалификациям в области обеспечения пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях СПК ЧС. Член Технического комитета ТК 001 «Производственные услуги».
  • О курсе В своем докладе Дмитрий Александрович рассказывает в каких случаях могут приметаться стандарты организаций, какие у них есть преимущества, кто их может разрабатывать и чем регламентируется их разработка. Так же он разъясняет, где проводится экспертиза стандартов организации, кто имеет право их согласовывать и где они должны учитываться.
  • Видео Youtube https://kinescope.io/201395394


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт