Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Железнодорожная катастрофа на станции Каменская (7 августа 1987 г.)

Дата в календаре: 07.08.2024

Ночью 7 августа 1987 года в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в послевоенном Советском Союзе, напрямую связанная с халатностью железнодорожников. С масштабами трагедии могут сравниться лишь умышленно учиненные саботажи, происходившие во времена революции.

Дело было во втором часу ночи 7 августа. Для малоопытного машиниста тяжелого грузового поезда № 2035, не заметившего вовремя неисправность тормозной системы, в ходе рейса представился момент для использования тормозов, при котором, наконец, им было замечено нечто неладное в работе товарняка: поезд по команде хоть и сбросил скорость, но длина тормозного пути составила вдвое больше положенного — 700 метров вместо трехсот нормативных.

Вскоре и вовсе начался затяжной спуск, ведущий в долину реки Северский Донец к центральной части города Каменска-Шахтинского. Неопытному машинисту стало очевидно, что остановить поезд можно будет только аварийно после того, как он во что-нибудь врежется или сойдет с рельсов.


Тем не менее машинист пытался использовать все имеющиеся в наличии способы замедления машины — было применено несколько ступеней служебного торможения, однако скорость от этого, как это ни парадоксально, лишь росла. До станции Каменская было десять километров, и все, что оставалось предпринять локомотивной бригаде, так это доложить диспетчеру о том, что тяжелый грузовой состав с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.

На станции Каменская на том же пути стоял состоявший из 15 вагонов и электровоза пассажирский поезд № 335 «Ростов-на-Дону — Москва», в 01:28 началась посадка пассажиров. В попытках предотвратить катастрофу диспетчер пытался связаться с локомотивной бригадой пассажирского поезда, для того чтобы пропустить поезд № 335 без остановки на Каменской, но попытки оказались безуспешными. Единственным спасением от столкновения являлся перевод стрелок, чтобы неуправляемый состав попал на другой путь, но и это в роковую ночь оказалось неосуществимым: все остальные пути были заняты, а блокировка не позволяла настроить маршрут следования на уже занятое полотно.

На подъезде неуправляемого товарняка к станции усердно пытающемуся связаться с локомотивной бригадой диспетчеру наконец удается связаться с машинистом пассажирского поезда. Кратко объяснив критичность ситуации, он приказывает немедленно отправляться со станции.

В 01:29 пассажирский поезд тронулся и тут же остановился: проводник вагона № 10 согласно должностной инструкции сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но катастрофа уже была неминуема. В следующую минуту на станцию Каменская на скорости около 140 км/час, многократно превышающей положенные 25 км/час, влетел грузовой поезд № 2035.

На стрелочном переводе № 17 в 01:31 произошел разрыв автосцепки между первым и вторым вагонами грузового поезда, второй вагон сошел с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колесах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Проведенные экспертизы случившегося покажут, что именно этот факт спас пассажирский поезд от полного уничтожения.

На рельсах остались лишь сам электровоз и один вагон-зерновоз общей массой 288 тонн. Проехав 464 метра на скорости свыше 100 км/час, электровоз догнал пассажирский поезд № 335. Электровоз товарняка врезался в хвост пассажирского состава, полностью раздавив вагоны № 15 и 14. Вагон № 13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек — два проводника и пассажиры. Электромонтер Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током, стал 107-м погибшим.

Движение поездов по станции Каменская было прервано в общей сложности на 3,5 суток.

Вскоре в службы быстрого реагирования поступил первый сигнал о катастрофе, и уже через несколько минут на станцию Каменская прибыли четыре машины скорой помощи. В городскую больницу были доставлены 13 пострадавших.

Техногенная катастрофа на месте трагедии возвела архитектурное сооружение: в результате крушения электровоз товарняка оказался на последних вагонах пассажирского поезда, а у нечетной горловины станции возник завал высотой около 15 метров. Инерция при крушении была такой, что некоторые вагоны оказались на несколько метров под землей.

В ближайший час после случившегося по тревоге были подняты личные составы воинских частей, дислоцированных в Каменске, к месту трагедии направлены восстановительные поезда, бульдозеры, тракторы и краны. Место катастрофы было оцеплено. Начались масштабные аварийно-спасательные работы.

В результате трагедии погибли 107 человек, ранены — 114. Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Были полностью разрушены две секции электровоза, 54 грузовых и три пассажирских вагона, повреждено 300 метров пути, два стрелочных перевода, восемь опор контактной сети и тысяча метров контактных проводов, потеряно 330 тонн зерна. Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.

Вопиющему происшествию на высшем государственном уровне было уделено внимание, и предпринята попытка предотвращения подобных аварий в будущем. Однако, решая организационные и кадровые вопросы, советское руководство совсем забыло про саму технику и конструктивные особенности ее исполнения. Данная проблема тормозной системы еще всплывет несколько раз позднее, уже в истории современной России.


Дата для календаря:  07.08.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры1478
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт