Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Российский атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» потерпел крушение в Баренцевом море (12 августа 2000 года)

Дата в календаре: 12.08.2024

На учениях в Баренцевом море 12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту.

10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки были 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Петр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.


В 11:28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «Включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». Подводный крейсер не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск», в соответствии с требованиями нормативных документов, была объявлена аварийной.

Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров. По другим данным глубина составила 110 метров.

Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и легкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса нескольких квадратных метров площадью. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса (возможно, частичного) в первом отсеке. Согласно предоставленными НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. 14 сек., причем мощность второго (5 тонн тротилового эквивалента на глубине 100 м) была в 50 раз сильнее первого. Было установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты, следовательно в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 м. Второй взрыв произошел в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва.

В 2002 году главком ВМФ России Владимир Куроедов сообщил, что в ходе подготовки к учениям командованием был допущен ряд нарушений, которые не способствовали их благоприятному проведению, но при этом не являлись причиной аварии.

Официальный отчет, подготовленный в 2002 году, сообщал: в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям нескольких отсеков подводного судна.

Торпеды указанного типа на момент катастрофы считались небезопасными. Взорвавшаяся торпеда была изготовлена в составе серии из десяти единиц, которую признали бракованной, текли сварные швы резервуаров, и отозвали на завод для устранения недостатков. Однако в предписании говорилось: «Отозвать боевые торпеды», — тогда как одна из них числилась «учебной» и поэтому не была возвращена на завод. Позже она была установлена на «Курск».

По другой версии причиной первого взрыва стало пополнение торпеды необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года, произведенное экипажем лодки, так как они не были проинструктированы перед походом правилам обращения с нештатной для «Курска» и снятой с вооружения торпедой на сильных окислителях. Все служебные документы, якобы подтверждавшие требуемый уровень подготовки экипажа подлодки к эксплуатации таких торпед, оказались с поддельными подписями. До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат.

Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжелые контузии и оказался в неработоспособном состоянии.


Второй взрыв мог произойти из-за столкновения АПЛ с грунтом или в результате объемного пожара в первом отсеке. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, могли смяться и разрушиться, что стало причиной взрыва боевых торпед.

Первый взрыв вызвал интенсивный пожар в первом отсеке, ударная волна прошла во второй отсек. По трубопроводам вентиляции запах гари был заброшен в другие отсеки.

Вторым взрывом была срезана переборка между первым и вторым отсеками (22-й шпангоут), которая, двигаясь как поршень, сминала оборудование и настилы, срезала вварыши в прочный корпус. После подъема лодки переборка первого/второго отсеков была обнаружена на месте переборки второго/третьего отсеков (43-й шпангоут). Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой переборкой 5-бис отсека. Переборка была выгнута дугой, но выдержала.

14 августа по указанию президента РФ В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.

В сентябре 2000 года все российские корабли, участвовавшие в учениях, были осмотрены у пирса с внешней надводной и внутренней подводной сторон. Запросы о возможном участии иностранных объектов были направлены, однако разрешение на осмотр предполагаемых объектов получено не было.

В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки:

  • детальное обследование 3–15 сентября с участием спасательного судна «Михаил Рудницкий» с глубоководными аппаратами АС-34 и АС-36;

  • 24 сентября — 2 октября — с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш»;

  • 20 октября — 8 ноября — необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с платформы Regalia.

В 2001 году для обследования поднятого «Курска» была создана следственная группа в составе 43 человек. В полном составе группа собралась 27 сентября, ее основу составляли следователи, работавшие с момента возбуждения уголовного дела. С 27 сентября по 22 октября группа проходила специальную подготовку, в ее распоряжение была предоставлена подводная лодка этого же проекта вместе с экипажем. В процессе подготовки за следователями закреплялся определенный отсек, также отрабатывалось перемещение в противогазах и с газовыми баллонами за спиной.

По словам одного специалиста, после подъема лодки в отсеках стоял сильный запах, в некоторых из них была большая концентрация угарных газов; 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и прочими веществами, 5-й и 6-й были относительно чистые, там практически отсутствовала вода и угарный газ.

В переборках между отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы, предназначенные для сохранения предметов в случае непредвиденных ситуаций. Между 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом чистые листы бумаги с карандашами. Установлено, что в 4-м отсеке присутствовало больше людей, чем там должно было находиться.

По результатам расследования установлен следующий ход событий: 12 августа в 11 часов 28 минут 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат № 4.

Трое находившихся там моряков погибли мгновенно. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов; 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении.

Переборочная дверь во второй отсек, где расположен главный командный пост подводной лодки, была задраена, как и все переборки других отсеков, но переборочные захлопки системы вентиляции были открыты. Через эти захлопки прошел мощный пневмоудар, который если не убил, то вывел из строя всех, кто находился на главном командном посту. Некому было провести аварийное продувание цистерн главного балласта, чтобы поднять лодку на поверхность.

Через 35 секунд после остановки на грунте произошел второй взрыв, в 25 раз более мощный, чем первый, — сдетонировали около десяти боевых торпед. Этот взрыв мгновенно погубил всех, кто находился во втором и третьем отсеках, — две массивные межотсечные переборки сорвались с места и прошлись по ним как пресс.

26 июля 2002 года генпрокурор России Владимир Устинов сообщил, что уголовное дело по факту гибели атомохода «Курск» закрыто за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели «Курска», нет состава преступления.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера «Курск» указом президента Российской Федерации от 26 августа 2000 года были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля, капитан 1 ранга Геннадий Лячин, удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).


Дата для календаря:  12.08.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры1135
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт