Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Пожар в Сан-Франциско (3 мая 1851 год)

Дата события: 03.05.2021

Мы знаем о многих пожарах в городах в России, деревянные города прошлых веков горели быстро, часто и драматично. Но не только в России были значимые пожары, охватывавшие большие территории. 3–4 мая 1851 года был катастрофический пожар, который уничтожил три четверти Сан-Франциско. Свидетельства об этом пожаре находят и по сей день, когда строят метро или закладывают фундамент, но обо все по порядку.


Город, основанный только в 1835 году, изначально принадлежал Мексике, перешел во владения США в 1846 году, разросся в мгновение ока благодаря Калифорнийской золотой лихорадке. В 1849 году старатели скопились в Сан-Франциско, в результате чего население города увеличилось с 1000 человек в 1848 году до 25 000 жителей к декабрю 1849 года.

Обещание большого богатства было настолько велико, что экипажи прибывших судов бросали корабли в гавани и устремлялись навстречу богатству. Множество кораблей, прибывшие первыми, так и не смогли уже выйти обратно в океан. Выход из бухты им перекрыли суда, которые были в таком плохом состоянии, что использовать их было уже опасно. У других кораблей не было достаточно экипажа, так как моряки пытались добыть золото на приисках, искали свою удачу.

Золотая лихорадка была настолько сильной, что моряки, когда суда входили в порт, прыгали с корабля до падения якоря, а паруса были еще поднятыми. В разгар золотой лихорадки в гавани находилось от пятисот до тысячи кораблей. Корабли оставались заброшенными, даже без охраны.

В то время Сан-Франциско был небольшим городком, и места стало не хватать. Тогда было принято решение расширить территорию за счет скопления этих кораблей. К 1851 году гавань была расширена в бухту причалами, а здания возводились на сваях среди кораблей.

Самым известным примером является китобойный корабль Niantic. В 1849 году он был специально посажен на мель и использовался как склад и гостиница. В течение нескольких лет Niantic был заметной достопримечательностью в быстро развивающемся городе.


Построенный в XIX веке на скорую руку город не мог быть надежным и пожаробезопасным по определению. В разгар Калифорнийской золотой лихорадки, с декабря 1849 по июнь 1851 года, Сан-Франциско пережил серию из семи сильных пожаров, из которых шестой был самым разрушительным. С точки зрения стоимости имущества, он причинил в три раза больший ущерб, чем следующий из семи пожаров.

Около 23 часов ночи 3 мая 1851 года в магазине красок и обивки над гостиницей на южной стороне Портсмутской площади в Сан-Франциско вспыхнул пожар. Возможно, это был поджог.

Возникнувший среди легко воспламеняемой обстановки огонь, подпитываемый все более сильными ветрами, сначала пронесся вниз по улице Кирни, а затем, когда ветер сместился на юг, — в центр города, где приподнятые деревянные тротуары стали дополнительным топливом. Пожар, который был виден за многие километры от моря, продолжался около 10 часов и в конечном итоге распространился на 18 кварталов главного делового района. Его площадь была более километра в длину и половины километра в ширину.

Прежде чем огонь остановился, достигнув набережной, он разрушил в общей сложности около 2000 зданий, что, по некоторым оценкам, составляло три четверти города. В одном из рассказов о разрушении говорится: «От города не осталось ничего, кроме малонаселенных окраин». Общий ущерб оценили примерно в 10–12 миллионов долларов, большая часть из которых была не застрахована, поскольку в городе еще не было создано страховых компаний.

Многие корабли сгорели в пламени или затонули в бухте. Когда через несколько дней пожар был потушен, то набережная предстала полем с беспорядочно тлеющей древесиной. По меньшей мере девять человек погибли в огне, некоторые из них в новых, предположительно несгораемых железных зданиях, двери и ставни которых расширились от жара и удерживали людей в ловушке.

Яркое описание пожара содержится в мемуарах автора Фрэнка Марриата «Молехиллы и горы»: «Ветер был необычно сильным, и пламя широкой пеленой разлилось по городу. Все попытки остановить его были бесполезны; некоторые храбрые пожарные пали жертвами решительного сопротивления. Когда ветер усилился до шторма, огонь стал неуправляемым; перед ним рухнули кирпичные дома на Монтгомери; и до того как его остановили, более 1000 домов, многие из которых были заполнены товарами, были превращены в пепел. Невозможно представить себе величие этой сцены, поскольку когда-то цветущий район был покрыт одним огромным слоем пламени, простирающимся на полмили в длину».

В течение следующих двух десятилетий город был заполнен песком с близлежащих холмов от района Даунтаун. Дома и целые кварталы формировались на палубах кораблей. В результате территория города существенно увеличилась, и современные жители города порой даже не подозревают, что ходят по местам, где когда-то был океанский залив. Но корабли продолжают появляться и напоминать о себе всякий раз, когда кладут новый фундамент или строят туннель.

Можно констатировать, что во время строительства того или иного объекта строители продолжают находить останки засыпанных кораблей. Сегодня существует карта с отмеченными находками, которая постоянно пополняется. На ней пунктиром отмечена бывшая береговая линия.



Панорама Сан-Франциско сегодня



Дата для календаря:  03.05.2021
просмотры124
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.