Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Официально открыт Симплонский тоннель (2 апреля 1905 г.)

Дата события: 02.04.2021

Тоннели, проделанные в горных массивах, являются настоящим чудом инженерной мысли и доказательством того, что человек на Земле обладает поистине огромной творческой энергией. Швейцария, в силу свой небольшой площади и горного характера местности, является обладательницей многочисленных тоннелей, в том числе тоннелей-рекордсменов, одним из которых является знаменитый Симплонский тоннель. Построенный в 1898–1905 гг., он до сих пор сохраняет за собой звание самого протяженного «сухопутного» железнодорожного тоннеля в мире.


Симплонский тоннель заслуживает восхищения уже одним тем фактом, что пролегает буквально через сердце горного массива на глубине 2135 метров. Его протяженность составляет 19 800 м.

При проектировании железной дороги через Симплонский перевал экономическая целесообразность данного мероприятия являлась очевидной, но оставался неразрешенным вопрос: как это сделать? Прокладка тоннеля через горный кряж должна была осуществляться на очень большой глубине и на внушительную длину, о нормальной вентиляции штолен не могло быть и речи. Вдобавок к этому, существовал риск нарваться при строительстве на водоносный слой или рыхлую горную породу. Уровень развития геологии на тот момент не позволял даже предполагать, что могло ждать строителей на глубине двух километров под землей, а «сюрпризов», как окажется далее, там было предостаточно.

Швейцарские инженеры были очень осторожны и неоднократно консультировались с ведущими специалистами Италии, Австрии и Англии. Ведение строительства существенно облегчилось изобретением динамита. Также в постройке тоннеля использовались гидравлические буры, позволившие втрое увеличить скорость проходки, создавая при этом минимум пыли.

Руководители стройки тщательнейшим образом изучили негативный опыт сооружения других больших тоннелей и сделали из этого соответствующие выводы. Прямо у выходов из штолен были устроены бытовки, и теперь выходящие из горных недр усталые люди могли сразу принять душ и переодеться в сухую одежду, а мокрую отправить в сушилку. Возведенные для проходчиков городки были обеспечены госпиталями, готовыми в любую минуту оказать немедленную помощь пострадавшим. Данные мероприятия внесли свою лепту в строительство, существенно уменьшив число заболевших и погибших рабочих по сравнению со строительствами других тоннелей.

Однако условия жизни рабочих Симплонского тоннеля никак не могли повлиять на сложности, возникшие в ходе трудовой деятельности. Уже в сентябре 1901 г. на расстоянии порядка двух с половиной миль (более 3 км) с северной, швейцарской, стороны, рабочие наткнулись на большую подземную реку. Данное обстоятельство привело к заморозке проекта на полгода, на протяжении которых инженеры без устали ломали головы над тем, как преодолеть возникшую трудность. Было принято решение скорректировать направление прокладки, вместе с тем необходимо было в срочном порядке менять и сам проект.

Скальный массив представлял собой «ненадежное» горное образование, сложенное из пород различной плотности и в любой момент грозящее обрушиться прямиком на проходчиков. По счастливому стечению обстоятельств зона неустойчивых пород протянулась только на расстоянии 45 м, однако, прокладка этого короткого участка издержала на себя средства, сопоставимые с немалой долей от всего затраченного на строительство тоннеля денежного объема. Ведь этот участок, помимо бетона, пришлось укреплять массивными гранитными блоками толщиной 2,5 м.

На этом трудности для строителей не закончились, на середине пути их ждало новое осложняющее строительство обстоятельство: в тоннеле резко начала повышаться температура. Стенки штольни становились нестерпимо горячими, температура горных пород достигала +53 оС, температура воздуха составила +56 оС. В отдельных местах температура достигала +72 оС.

Как выяснилось позднее, горный массив кроме всего прочего изобиловал и содержанием радиоактивных веществ (прежде всего радия). Сегодня пассажиры проносящихся через тоннель поездов этого практически не замечают, но во время строительства работать приходилось все равно что в бане.

Горную реку не удалось окончательно избежать, и поэтому горячая вода нередко просачивалась сквозь стены штольни и заливала пол. Проходчикам приходилось работать по колено в воде, температура которой достигала +50 оС. Хоть с водой и пытались бороться при помощи насосов, меньше ее не становилось. Богатые на идеи европейские инженеры нашли альтернативный метод борьбы с высокой температурой: в скальные трещины под большим давлением закачивали холодную воду. Смешиваясь с горячей, она охлаждала ее до температуры, при которой проходчики хотя бы могли работать.

В общей сложности в прокладке грандиозного тоннеля принимало участие около 6000 человек. 67 рабочих погибло при строительстве, многие умерли позже от последствий тяжелых условий работы. Во время работы, по мере продвижения и обнаружения новых сложностей, неизменно возникали забастовки.

Параллельно основному тоннелю был проведен вспомогательный, который обеспечивал вентиляцию при проходке основного. Позднее этот параллельный тоннель был расширен до состояния, обеспечивающего прокладку по нему второй железнодорожной колеи.

24 февраля 1905 года произошла сбойка тоннелей, прокладываемых с двух сторон. Строительство тоннеля продолжалось 7,5 лет, вместо запланированных 5,5 лет. Задержка была вызвана сложными горно-геологическими условиями и многочисленными забастовками.

В 7 часов утра 24 февраля 1905 г. в тоннеле раздался мощный взрыв: заряд динамита соединил обе галереи. Долгожданная встреча омрачилась печальным инцидентом: двое гостей, пожелавших присутствовать при историческом моменте, отравились углекислым газом, просочившимся в штольню, и умерли еще до того, как их успели вынести на поверхность.

И, наконец, 2 апреля 1905 г. Симплонский туннель был торжественно открыт в присутствии итальянского короля и президента Швейцарии. Высокие гости из Италии на специальном поезде были доставлены в середину туннеля. Навстречу им шел такой же поезд с представителями Швейцарии. Оба состава остановились на расстоянии 200 м от железных ворот, перегораживавших тоннель, и последние метры высокие гости преодолели уже пешком.

Регулярное сообщение через Симплонский тоннель будет открыто 25 января 1906 г. Первоначально однопутный, в 1922 г. тоннель станет двупутным и начнет обслуживать еще одну железнодорожную линию.


Дата для календаря:  02.04.2021
просмотры79
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.