Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Катастрофа на космодроме Плесецк (18 марта 1980 г.)

Дата события: 18.03.2021

В истории человечества было большое количество техногенных аварий и катастроф, однако, сегодня речь пойдет о самом современном в плане научно‑технического прогресса виде катастроф, связанном с покорением космоса.


Ракеты-носители «Восток-2М», разработанные на базе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и ее модификации Р-7А, долгие годы являлись базой космического транспорта Советского Союза. Благодаря «Востоку» на орбиту были выведены разные виды спутников и пилотируемых кораблей.

Ракета зарекомендовала себя надежной технической системой, ведь с момента первого пуска с космодрома «Плесецк», состоявшегося 17 марта 1966 года, ежегодно на протяжении двух последующих десятилетий с космодромов «Байконур» и «Плесецк» успешно запущено свыше 60 ракет данного типа. За это время имели место быть лишь одна авария и два несостоявшихся пуска.

Очередной пуск ракеты-носителя «Восток-2М» с космическим аппаратом военного назначения был запланирован на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. За день до запуска ракета была установлена в стартовом сооружении и в соответствии со всеми установленными требованиями прошла необходимые испытания. Согласно технологическому графику ракету начали заправлять компонентами ракетного топлива, и к 19 часам 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином, подходил к завершению процесс заправки перекисью водорода, жидким кислородом и азотом.

Как мы видим, не было никаких предпосылкой для мощнейшего, «адского» взрыва, случившегося за 2 часа 15 минут до запланированного запуска. До этого со стартовой площадки космодрома за все время в общей сумме было произведено 214 пусков ракет. Управляющий персонал был уверен в успешном пуске и на этот раз. Даже после возникновения вспышки казалось, что сейчас горение будет ликвидировано и запуск, как и положено, состоится. Но вере в светлое будущее в этот раз не суждено было сбыться: интенсивное высокотемпературное пламя погнуло фермы обслуживания и превратило их в сгоревшие бенгальские огни огромных размеров.

В момент взрыва вблизи стартовой площадки находился 141 человек: 44 из них моментально погибли от пожара, 43 человека получили ожоги различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, еще четыре человека скончались впоследствии. Трагедия, унесшая большое количество жертв, как выяснилось, была вызвана использованием каталитически активных материалов при изготовлении фильтров перекиси водорода.


Перекись водорода представляет собой неустойчивое химически активное вещество, которое к тому же в определенных концентрациях взрывоопасно. Исполнение фильтров из материалов, ускоряющих течение химических реакций, сыграло роковую роль в случившейся трагедии: сильнополярные молекулы перекиси не могли не среагировать на наличие другого активного химического вещества.

Мгновенно случившийся взрыв озарил темное вечернее небо. Пусковая площадка стала материальным воплощением ада на земле. Сотни тонн горючего топлива в виде керосина и жидкого кислорода вспыхнули в ту же секунду, не оставив и малейшего шанса на спасение персоналу, занимавшемуся предполетным обслуживанием ракеты. «Снять напряжение с борта!» — единственная немногословная реплика, которую выкрикнул один из погибших впоследствии офицеров. В скором времени последовала очередь из четырех хлопков, тут же раздалась команда по громкой связи: «Всему боевому расчету эвакуироваться». В военном госпитале Мирного началась спешная подготовка к наплыву обгоревших солдат: наличие жертв и пострадавших в произошедшей аварии было очевидным. Оперативно и в кратчайшие сроки в медицинское учреждение были вызваны все местные медики, срочно освобождались реанимационное и хирургическое отделения, из Гомеля доставили УЗИ и аппарат для распыления лекарств при поражении верхних дыхательных путей.

Так как космодром представляет собой закрытый объект, информация о проведенной на нем спасательной операции достаточно скудна. Достоверно известно, что мужество и отвага участников спасательной операции позволили существенно сократить возможные потери, и все-таки при проведении спасательных работ погиб один из ее участников. До полной ликвидации пожара, на протяжении трех дней, велся поиск возможных выживших и тел погибших.

Установление причины техногенной катастрофы представляло собой сложный процесс протяженностью не на один год. Достоверная причина трагедии все-таки была установлена, когда удалось избежать аналогичной катастрофы. 23 июля 1981 года при проведении подобной операции в ходе подготовки к запуску ракеты перекись водорода начала свое разложение еще в наземных магистралях, образуя взрывоопасную смесь. Причиной этого явления послужил факт, что при производстве фильтров перекиси водорода применялись каталитически активные материалы. Завод, производивший фильтры, перешел на использование свинецсодержащего припоя. Имеется документ, согласующий изменение марки припоя при производстве. Рационализаторское предложение по замене припоя исходило от завода-производителя и, не получив должного внимания со стороны химиков, было согласовано и подписано главным конструктором.

Опыт подобных катастроф наводит на мысль, что во всех делах, особенно, таких важных, сложных и крупных, незаменим принцип: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».


Дата для календаря:  18.03.2021
просмотры70
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.