День рождения первой в мире пожарной лестницы (8 апреля 1766 года)

Дата в календаре: 08.04.2025


Пожарная лестница — это важное устройство, которое профессионалы пожарно-спасательного дела применяют сегодня везде для спасения человеческих жизней.

Необходимость данного изобретения возникла в связи с постройкой первых многоэтажных зданий, когда спасать людей в случае пожара из самых верхних помещений было очень проблематично.

Многие тысячи спасенных жизней на счету незаменимого помощника пожарных по всему миру — пожарной лестницы. Сегодня отмечается ее день рождения. 8 апреля 1766 года в США было запатентовано устройство, существование которого стало жизненно необходимым с начала строительства многоэтажек, которое перевернуло представление о спасательно-эвакуационных мероприятиях.

Над созданием спасательной лестницы трудились и в России. Первую механическую пожарную лестницу сконструировали в 1777 году. Лестница раздвигалась на неслыханную по тем временам высоту — двадцать метров (примерно до шестого этажа). Создатель лестницы кузнечных дел мастер Петр Дальгрен получил медаль за свое изобретение от Академии наук.

Первую серьезную модернизацию спасательная лестница пережила в 1809 году благодаря русскому механику-конструктору Кириллу Васильевичу Соболеву, который за изобретение трехколенного выдвижного механизма был представлен к медали «За полезное». Но уже спустя год англичанин Вильям Гесте, работающий в Петербурге, презентовал пятиколенную выдвижную лестницу, предназначенную на подъем до 17 метров. Маневренная и прочная лестница, ставшая прототипом современных, появилась в 1895 году.

Последующие изменения пожарной лестницы были вызваны необходимостью. Дело в том, что образцы, используемые во второй половине XIX века, отличались плохой маневренностью. Четырехколесные конструкции для конных повозок, выпускаемые Петербуржским пожарным депо, хоть и были надежны, но требовали модернизации. Так, к 1985 году механик Сергеев А. А. построил механическую лестницу, которая стала незаменимым помощником пожарных на ближайшие несколько десятилетий. Она же выступила прототипом для современных моделей пожарных лестниц.


В ХХ столетии перед пожарными стал вопрос не столько в маневренности спасательной лестницы, сколько в ее быстрой и своевременной транспортировке на место пожара. Дело в том, что города начали быстро расстраиваться не только в ширину, но и в ввысь. А кроме этого, на дорогах все чаще начали появляться автомобили. Использовать конные повозки стало нецелесообразно, что послужило толчком к созданию первой спасательной машины с выдвижной лестницей. Ею в 1920 году стал грузовик «Берлие», к которому приспособили шасси для транспортировки лестницы «Магирус».

Данное московское изобретение показало отличные результаты, однако дефицит транспортных средств послужил препятствием для массового производства. И лишь спустя 12 лет, после заимствования опыта у немцев, Ленинградское пожарное бюро заказало на автомобильном заводе машину с выдвижной лестницей и автонасосом. Эта новинка оправдала ожидаемый результат, что послужило полному отказу с 1934 года от конных повозок.

Современная лестница позволяет спасать людей с высоких этажей. В предвоенные годы отечественной промышленности так и не удалось создать выдвижные лестницы, поэтому использовались немецкие «Метцы» и «Магирусы», установленные на ЗИС-6. Позже автомобили заменялись на АМ-23 и АМ-45, пока к середине 1960-х годов пожарные машины таких образцов вовсе не вывели из эксплуатации.

Сегодня уже нигде не встретить автолестницы довоенного периода, поскольку их стремительно заменили современные автовышки и пожарные лестницы. Нынешние модели могут подниматься на высоту до 60 метров, а коленчатые автоподъемники помогают тушить пожары на высоте до 112 метров. Переносные ручные пожарные лестницы, в свою очередь, и сегодня не потеряли актуальности: они входят в комплектацию пожарных машин, только вместо деревянных лестниц сегодня используют металлические, изготовленные из специального сплава, — они легкие, но более устойчивые.

Пожарные лестницы за 256 лет своего существования разделились на три вида: телескопическую, достигающую в высоту до 88 метров, многофункциональную палку, которую используют также в качестве тарана и носилок, а также штурмовую с крюком, приспособленную для работы на крышах и крутых склонах.

Коллектив информационного портала «PRO ПБ» поздравляет пожарную лестницу с днем рождения!



Дата для календаря:  08.04.2025
Идентификационный номер:  K-2142
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
K-2142
просмотры644