Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Авария на Норильской ТЭЦ-3 (29 мая 2020 года)

Дата в календаре: 29.05.2024

Норильск — город за чертой Северного полярного круга, являющийся крупным промышленным центром. Климат арктических широт суров не только для людей, но и для промышленных сооружений и оборудования, а значит, производственная деятельность в таких условиях требует большого контроля со стороны надзорных органов.

Эта статья посвящена случаю грубейшего пренебрежения государственным контролем и основами материаловедения, что в прямом смысле слова «вылилось» в крупнейшую экологическую катастрофу последних лет в стране.


На протяжении нескольких лет Ростехнадзор не имел доступа к резервуару, который долгие годы числился на ремонте, однако из эксплуатации не выводился. Из него-то и вытекут позднее свыше 20 тысяч тонн дизельного топлива.

Тем не менее, компания-собственник, обслуживающая аварийный резервуар, не спешила обеспечивать доступ проверяющим органам на территорию предприятия. За два года до экологической катастрофы Ростехнадзор уже неоднократно предупреждал компанию о проблемах с хранением топлива на объектах ТЭЦ-3 АО «НТЭК» в виде наличия микротрещин и усталости конструкций.

В 12 часов 55 минут 29 мая 2020 года на территории ТЭЦ-3 в Норильске произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом. Обвалование (система земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при аварии), которое могло если и не остановить, то хотя бы временно сдержать поток топлива за пределы промзоны, отсутствовало.

Вера в быструю ликвидацию последствий ЧС у собственных спасательных сил предприятия в условиях «дизельного хаоса» быстро иссякла. Компания сообщила о разгерметизации резервуара в региональный главк МЧС РФ по Красноярскому краю. Происшествие стало Чрезвычайной ситуацией федерального масштаба.

Беда не приходит одна, даже если она приобретает такие грандиозные объемы. В место розлива углеводородной смеси въехал служебный автомобиль, который вскоре загорелся и создал дополнительную сложность в деле ликвидации катастрофы.

Высокотемпературное горение на поверхности земель, скованных вечной мерзлотой, — трагичное явление с точки зрения геологии и экологии. Впрочем, пожар был ликвидирован в тот же день, пострадавших и погибших не было, да и экологический ущерб непосредственно от возгорания был незначителен, в сравнении с ущербом, который нанесли, наносят и еще нанесут экосистеме разлившиеся тысячи тонн дизельного топлива.

На следующий день, 30 мая, площадь розлива нефтепродуктов составляла около 350 м2, однако загрязнению подверглись водоемы, в частности, река Далдыкан — правый приток реки Амбарная, впадающей в озеро Пясино.

3 июня Росприроднадзор сообщил, что предельно допустимая концентрация вредных веществ на водных объектах в Норильске превышена в десятки тысяч раз. Грунтовое загрязнение составило около 6 тысяч тонн нефтепродуктов; состояние водных объектов, в которых оказалось порядка 15 тысяч тонн загрязняющих веществ, оценивалось как критическое. Итоговая площадь загрязнения нефтепродуктами составила 180 000 м2.

К ликвидации последствий розлива также были подключены силы и средства Росприроднадзора и морской спасательной службы Мурманска. Совместно с Росприроднадзором были организованы воздушные осмотры Норило-Пясинской водной системы, имеющей доступ в Карское море.

Газоспасательной службой в районе устья реки Амбарной были установлены боны для сбора нефтепродуктов, эффективность которых, впрочем, была не на высоком уровне. 2 июня удалось добиться остановки распространения нефтепродуктов в Норильско-Пясинскую водную систему.

Активные действия спасателями велись и в отношении загрязненного грунта: на 3 июня было вывезено порядка 780 тонн загрязненных земель. Привлеченных сил и средств оказалось недостаточно, 4 июня в Норильск для оказания помощи в ликвидации последствий розлива отправились спасатели Сибирского центра МЧС России.

Развернулась полномасштабная операция по очистке акватории реки Амбарной, однако возникли трудности с утилизацией загрязняющих веществ: как было сказано выше, просто сжечь их в условиях вечной мерзлоты и арктической экосистемы — не самая лучшая идея. Тысячи квадратных метров акватории были обработаны сорбентом. 5 июня розлив нефтепродуктов был локализован.

Причины случившейся катастрофы, установленные в ходе проведения инженерно-технических экспертиз и работы Следственного комитета, совпали с теми позициями, на которые Ростехнадзор указывал за несколько лет до аварии.

Резервуар, в котором хранилось дизельное топливо, получил повреждения из-за проседания опор, прослуживших свыше 30 лет. Такое же или схожее заключение по поводу причины разгерметизации резервуара сделали МЧС РФ, Росприроднадзор и Ростехнадзор.

Случившееся логичным образом повлекло за собой массовые и тотальные проверки аналогичных предприятий и объектов. По оценкам Росприроднадзора, ущерб от розлива составил порядка 148 миллиардов рублей. Цифры колоссальные, однако десяток таких аварий может сделать бессмысленной выплату подобных штрафов в биосфере просто начнутся необратимые изменения, катастрофические для всей планеты.


Дата для календаря:  29.05.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры781
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт