Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

4 августа 2020 года — взрывы в бейрутском порту

Дата события: 04.08.2021

Катастрофа произошла в порту Бейрута (столицы Ливана) вечером 4 августа 2020 года: взорвалось 2750 тонн аммиачной селитры.

Один за другим прогремели два взрыва. Первый — создал облако серого дыма над пламенем и мерцающие огни, похожие на фейерверк. Второй взрыв сотряс центральный Бейрут и поднял грибовидное облако пыли и рыжего дыма в воздух. Он произошел примерно в 18:08:18 по местному времени и породил сейсмическую волну магнитудой 3,3 балла.

Второй взрыв был зафиксирован на видеозаписях множества очевидцев, так как первый — привлек внимание к этому месту. Взрыв в 18:08 сопровождала мощная ударная волна с образованием за фронтом, в области пониженного давления белой куполообразной зоны конденсации (облака Вильсона). Она и нанесла основные повреждения вне порта. Свидетели говорят, что дома на расстоянии 10 км получили повреждения от взрыва.

Мощность второго взрыва оценивается в 2,2 килотонны в тротиловом эквиваленте. По сообщениям, шум и резкий хлопок были слышны на расстоянии 240 км — на Кипре. От взрыва на месте хранилища на причале образовался кратер диаметром около 70 м, заполненный водой, что отчетливо видно даже на спутниковых снимках.


После взрывов многие люди лежали на земле ранеными. Погибли 158 человек, пострадали — более 6000, порядка 300 000 — остались без жилья. По оценке властей, нанесен общий ущерб от 3 до 5 миллиардов долларов. Позднее эта сумма выросла до 15 миллиардов долларов.

Ударной волной были полностью разрушены 3 больницы, крупный склад медикаментов, зерновой элеватор. Еще 2 больницы оказались сильно повреждены. От взрыва пострадали несколько музеев и галерей в столице Ливана, в частности Marfa и Galerie Tanit были полностью разрушены. Недавно отреставрированное здание Музея современного искусства Сурсока получило серьезные повреждения.


Круизное судно «Orient Queen», принадлежавшее компании Abou Merhi Cruises и пришвартованное неподалеку, сильно пострадало. Два члена экипажа погибли, несколько находившихся на борту людей были ранены. За ночь судно опрокинулось. Также был поврежден один из кораблей Временных сил ООН в Ливане (ЮНИФИЛ), а несколько миротворцев ранены.

Был выведен из строя порт, через который проходит 60 % ливанского импорта (в том числе 80 % — продовольственного импорта). Уничтожен и хранившийся в порту национальный запас зерна, причем зерно от взрыва частично испарилось, но в основном разлетелось по значительной части акватории, города и пригорода. На месте взрыва осталась лишь смесь кукурузы с песком.

Начало этой истории было положено задолго до самого взрыва. 23 сентября 2013 года судно «Rhosus», принадлежавшее имевшему гражданство Российской Федерации бизнесмену Игорю Гречушкину, вышло под молдавским флагом из порта грузинского города Батуми и направилось в Мозамбик. Оно перевозило 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры) для продажи Fábrica de Explosivos Moçambique (завод взрывчатых веществ в Мозамбике).

21 ноября 2013 года судно пришло в Бейрут из-за проблем с двигателем. После проверки портовым контролем оно было признано непригодным для дальнейшего плавания. Со слов капитана Бориса Прокошева, судно заходило в порт для погрузки дополнительного груза, но не было выпущено в связи с неоплаченным судовладельцем долгами за услуги порта.

В 2014 году опасный груз был конфискован, в дальнейшем по решению суда помещен на склад № 12 на причале бейрутского порта, где хранился в последующем до момента взрыва.

2750 тонн селитры равнозначны 926 тоннам тротила, но только в очень свежем состоянии — со временем соль деградирует, и через 6 лет во влажном климате ориентировочная мощность может составлять примерно 175 тонн тротила.

Об опасности хранения в порту этого груза должностные лица порта заявляли властям. По словам действующего руководителя ливанской таможни, им и его предшественником 6 раз было произведено обращение в суд для вывоза груза с территории порта, но так и не было решено это сделать. Так, обращения были 27 июня и 5 декабря 2014 года, 6 мая 2015 года, 20 мая 2016 года, 13 и 27 октября 2017 года.


Незадолго до трагедии инспекция потребовала устранить свободный доступ на склад. Предположительно, взрывы произошли из-за сварочных работ при ликвидации неконтролируемых проходов. От искр загорелись петарды, хранившиеся на складе, а следом сдетонировала и селитра.

Ливанское отделение организации Красный Полумесяц заявило, что все машины скорой помощи из Северного Ливана, Бекаа и Южного Ливана отправлялись в Бейрут, чтобы помочь пациентам. Вертолеты использовались для тушения большого пожара после взрывов. Десятки раненых, доставленных в близлежащие больницы, не могли быть приняты из-за разрушений больниц и переполнения тех, что уцелели. 5 августа Правительством Ливана Бейрут был признан зоной стихийного бедствия в городе ввели чрезвычайное положение.


Дата для календаря:  04.08.2021
просмотры52
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.