Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер(1).png
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

28 сентября 1994 года — крушение парома «Эстония» в Балтийском море

Дата в календаре: 28.09.2025

В ночь на 28 сентября 1994 года в Финском заливе (восточная часть Балтийского моря) произошло крушение грузопассажирского парома «Эстония» (Estonia). Судно затонуло возле острова Утое, расположенного в 20 км от берегов Финляндии.


Рис. 1 Паром «Эстония» до аварии

27–28 сентября 1994 года паром «Эстония» осуществлял рейс Таллинн — Стокгольм. Он отправился из Таллина 27 сентября в 19:15 по местному времени. На борту парома находилось 989 человек, из которых 803 — пассажиры.

Пока паром шел вдоль эстонского побережья условия плавания были нормальными. Когда он покинул защищенные воды, произошло усиление ветра, который к полуночи достиг скорости 15–20 метров в секунду. Высота волн на море составляла 3–4 метра.

В 01:05 на пароме появился необычный звук, а в 01:15 у него оторвался так называемый визор (козырек — поднимающаяся надводная часть носа судна, которая закрывает ворота на грузовую палубу). На грузовую палубу хлынули тонны воды. Паром резко накренился на правый борт.

После того как в 01:20 была объявлена тревога, у пассажиров было около 10–20 минут, чтобы попасть на верхнюю палубу, сесть в шлюпки или на надувные плоты и спастись. Многие из тех, кому удалось покинуть тонущее судно, позже умерли от переохлаждения. Но большое количество людей осталось на пароме и погибло вместе с ним. Судно затонуло около 01:50.

Первый сигнал бедствия с парома был отправлен в 01:22. Вскоре после этого он был повторен. К 01:24 сигналы бедствия с «Эстонии» получили 14 судовых и береговых радиостанций, включая морской координационный центр спасения (МРКЦ) в Турку (Финляндия).

Примерно через час после затопления «Эстонии» на место происшествия прибыло 4 пассажирских парома, а также спасательные вертолеты. Высокие волны и сильный ветер сильно затруднили спасательные работы.

Участвующие суда не смогли спустить спасательные лодки. В основном людей поднимали из воды вертолеты. Ночью и ранним утром вертолеты и вспомогательные суда спасли 138 человек, один из которых впоследствии скончался в больнице. В течение дня и в последующие двое суток было обнаружено еще 92 тела.

В катастрофе погибло 852 человека, спаслось 137. Среди погибших 501 гражданин Швеции, 284 эстонца и 10 финнов. Помимо них на судне также были пассажиры еще из 14 стран, в том числе из России, Латвии, Дании, Германии, Литвы, Норвегии.

Для расследования причин катастрофы 29 сентября 1994 года была сформирована совместная шведско-финско-эстонская комиссия. В декабре 1997 года она завершила расследование.

Международная комиссия по расследованию причин катастрофы «Эстонии» пришла к выводу, что основным фактором затопления судна стало трагическое стечение целого ряда обстоятельств. В частности, по оценке комиссии, крушение парома ускорил ряд конструктивных особенностей «Эстонии», прежде всего — автомобильная палуба, проходящая от носа до кормы.

Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что не выдержали и разрушились крепления носового транспортного люка на судне.

Но в Швеции и Эстонии многие сразу же поставили под сомнение эту версию. Высказывались предположения, что паром мог пойти на дно из-за взрыва и пожара на борту, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, затопивших паром, чтобы скрыть перевозку контрабандного груза.

Для того чтобы окончательно установить причину гибели, неоднократно предлагалось поднять остатки судна. Но эти инициативы не нашли поддержки у официальных властей Эстонии и Швеции.

Подписанное Эстонией, Финляндией и Швецией в 1995 году международное соглашение запретило проводить какие-либо исследования на месте гибели судна. Позже к договору присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.

В конце августа 2000 года тележурналисты одной из немецких телекомпаний и американский предприниматель Грек Бэмес организовали экспедицию к месту, где затонул паром. Прежде всего, журналисты изучали состояние парома ниже ватерлинии.

Во время работы под водой водолазы также впервые взяли пробу металла с обшивки парома. Она были направлена для исследования в несколько независимых институтов Германии и США.

По однозначному заключению и германских, и американских институтов, на борту «Эстонии» произошел взрыв. Эти данные подтвердил и авторитетный английский эксперт, который обобщил результаты всех четырех проведенных анализов.

Позже в выводах официальной комиссии усомнилась и исследовательская группа германской судоверфи Meyer Werft, где был построен паром. Группа заявила, что технический уход за судном не велся на должном уровне, и паром мог затонуть из-за неверно выбранной скорости, теракта или неумелых действий экипажа. В 2001 году директор компании Вернер Гуммель заявил, что располагает доказательствами того, что судно, «без сомнения, стало объектом террористического акта».


Рис. 2 Монумент «Прерванная линия»

В память о жертвах катастрофы установлены несколько мемориалов. В 1996 году в Таллинне возле башни Толстая Маргарита был открыт монумент под названием «Прерванная линия». Он символизирует путь, прерванный посередине. На памятнике высечены имена всех пассажиров, оставшихся на дне Балтийского моря. Мемориал, посвященный жертвам катастрофы парома «Эстония», открыт и в Стокгольме (Швеция).



Дата для календаря:  28.09.2025
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры760
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт