Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

1 августа 1977 года — пожар на танкере ТН-602 у Сормовской нефтебазы

Дата события: 01.08.2021

1 августа 1977 года в 2 часа ночи к причалу № 3 Сормовской нефтебазы в городе Горький (в настоящее время — Нижний Новгород) для разгрузки прибыл танкер ТН-602, заполненный 482 тоннами этилированного бензина А-76. Для экипажа, состоящего из семи человек и четырех членов их семей, это был обычный рабочий рейс.

В 3 часа 30 минут сразу из пяти наполненных танков (баков) началась выгрузка бензина через специальные насосы танкера. Все шло по плану, но после выгрузки 102 тонн бензина в 4 часа 30 минут из строя вышла соединительная муфта основного генератора. Около трех часов ушло на ремонт дизель-генератора, и в 7 часов 30 минут операция по сливу бензина была продолжена.

В 8 часов 30 минут механик Шипунов услышал странный шум в работе двигателя, и, спустившись в машинное отделение, он «на всякий пожарный случай» уменьшил его обороты. Через минуту в машинном отделении прогремел взрыв, и огненный смерч охватил танкер. В один момент судно превратилось в вулкан, извергающий в разные стороны огненную лаву бензина.

О пожаре на центральный пункт пожарной связи сообщили в 8 часов 34 минуты. Диспетчером ЦППС были направлены силы и средства по вызову «Пожар № 3»: 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах и 4 автомобиля пенного тушения, пожарные катера и теплоходы — всего 6 судов. Далее счет шел уже на мгновения.

Сосредоточение сил и средств гарнизона пожарной охраны было закончено в течение 15 минут с момента вызова, еще через четверть часа прибыли суда. Первые водяные стволы и генераторы воздушно-механической пены были введены в очаг пожара уже через 5 минут после его возникновения. Все это время раскаленный корпус танкера постоянно охлаждался лафетными стволами.

В теплоотражательных костюмах мужественно сражались с огнем десятки пожарных. Все они прекрасно знали характеристики подобного объекта, всю опасность, таящуюся в недрах раскаленных танков, но огонь должен был быть побежден. Охваченный огненной бурей танкер в любую минуту мог взлететь на воздух, и пожарным постоянно угрожала смертельная опасность быть заживо сожженными в этом адском котле. С помощью восьми пенных генераторов и 15 водяных стволов благодаря самоотверженным действиям пожарных к 9 часам 15 минутам пожар был локализован.


Рис. 1 Тушение пожара на танкере ТН-602

Однако около 9 часов 37 минут танкер потряс взрыв чудовищной разрушительной силы. Огненный ураган высотой до 50 метров мгновенно смел на своем пути конструкции корабля и выбросил кипящий бензин на палубу, причальную баржу и на отдельные участки водного бассейна реки.

Танкер разорвало на две половины, его кормовая часть погрузилась в воду. Стенки третьего грузового бака весом более 3 тонн были отброшены на крутой берег на расстояние до 25 метров, второй бак сорвало с танкера в воду.

Кошмарная картина развернулась перед глазами стоявших на берегу — пораженные огнем пожарные были сброшены в реку, прямо в горящий бензин, из последних сил они пытались выбраться на берег. Соратники, оставшиеся на берегу, как могли, оказывали им помощь в спасении.

В результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 человек плавсостава судов, принимавших участие в тушении. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 28 человек.

По мнению специалистов, взрыв на грузовом баке произошел от сильной концентрации горючих этилированных газов в незаполненных до конца емкостях. Другие емкости не взорвались только потому, что были полны бензином.

Стоить отметить, что пострадавших могло быть больше, если бы не своеобразный ландшафт местности: танкер стоял около крутого склона высотой до 25 метров на расстоянии 30 метров от берега. Поэтому огненная волна благодаря крутому откосу пошла стремительно вверх. Это и спасло жизни еще многих пожарных.


Рис. 2 Взрыв на танкере

Разорванный взрывом на части танкер через 1,5 часа затонул. После его поднятия в разломах корпуса были обнаружены искалеченные тела погибших. Подполковника Фирсова, занимавшегося охлаждением пяти грузовых танков, палубы и причала, опознали лишь по ключам от его квартиры. Тело подполковника Гимонова найти не удалось.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 года все погибшие на танкере пожарные, невзирая на должности и звания, награждены орденами «Знак Почета» посмертно. Имена героев золотыми буквами высечены на памятном обелиске, открытом спустя 20 лет на месте их последнего боя и у Мемориального комплекса пожарных на Окском съезде.



Рис. 3 Памятный обелиск на месте гибели пожарных 1 августа 1977 года



Дата для календаря:  01.08.2021
просмотры72
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.