Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

03.01.1994 — Авиакатастрофа Ту-154 под Иркутском

Дата события: 03.01.2021

Крушение самолета — особенное событие, которое случается достаточно редко для нашего технологичного и сверхзвукового времени. Как правило, это событие равнозначно трагедии или катастрофе — у пассажиров и экипажа зачастую отсутствует возможность покинуть самолет и тем самым спасти себе жизнь. Причины авиакрушений разнообразны, почти для каждой трагедии можно назвать наиболее вескую, однако для трагедии 3 января 1994 года под Иркутском это сделать будет трудно — беда пришла сразу по нескольким направлениям.

Январским ясным, почти безветренным, днем, вблизи иркутского аэродрома потерпел крушение самолет Ту-154М RA 85656 авиакомпании «Байкал», пилотируемый экипажем под руководством командира воздушного судна Падукова Г.С., который выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Иркутск — Москва. На борту самолета находились 115 пассажиров и 9 членов экипажа. Менее, чем через четыре минуты после взлета, при наборе высоты, произошло нелокализованное разрушение воздушного стартера среднего двигателя, в отсеке второй силовой установки образовался пожар.

Экипаж воздушного судна оперативно принял меры по ликвидации горения: отключил неисправный двигатель и включил имеющиеся на борту самолета системы пожаротушения. Однако описанные действия привели лишь к локализации горения, но не к его ликвидации. Командиру воздушного судна стало очевидно, что пассажиров и экипаж самолета необходимо спасать, решение проблемы — вынужденная посадка на аэродроме вылета с курсом взлета.

При выполнении спасательного маневра полностью отказало бустерное управление самолетом: развивающийся пожар и разрушение воздушного стартера привели к разгерметизации рядом располагающихся магистралей гидросистем. Развитие аварийной ситуации оказалось неминуемым. Самолет с неисправной системой управления столкнулся с землей и наземными постройками, полностью разрушился и частично сгорел в пожаре. Никому не удалось спастись.


Горящая красная лампа «Опасные обороты стартера» не смутила никого: экипаж самолета не в первый раз сталкивался с подобной проблемой (тревожные звоночки начались еще в 1993 году). Об этом же знал и обслуживающий персонал — «До этого летал, и сейчас полетит, ну и что, что двигатели запускаются не с первого раза? Двигатели нормально прогреются — тревожная кнопка и погаснет».

Любая техническая система может отказать в любой момент, инженеры неспроста установили в самолете столько датчиков и индикаторов, ведь надеяться на авось в такой ситуации — гиблое дело. Цена у этой игры с везением непозволительно велика. Возникшая поломка на борту самолета привела к образованию пожара высокой интенсивности в отсеке среднего двигателя, что спровоцировало нагрев и разрушение части элементов конструкции гидросистем, выполненных из материалов низкой степени огнестойкости, и разгерметизации ее магистралей.

Инженеры-авиаконструкторы самолета Ту-154М, что называется, сложили все яйца в одну корзину — расположили трубопроводы всех гидросистем на самолете смежно, в одной зоне, в огнеопасном отсеке второй силовой установки. Разгерметизация всех гидросистем, приводящая к полной потере управляемости самолетом, для Ту-154М являлась неизбежной в случае пожара в и без того огнеопасном отсеке.

Расследование предоставило целый ряд факторов, повлиявших на развитие катастрофы: недостатки в организации летной работы в авиакомпании «Байкал», в деятельности по повышению надежности авиатехники, по анализу инцидентов и разработке профилактических мероприятий организаций и предприятий авиационной промышленности и гражданской авиации, неудовлетворительное состояние дел в работе по доведению до эксплуатантов воздушного транспорта сведений о проведении доработок на авиационной технике, о внесении дополнений и изменений в эксплуатационную документацию.

Простому обывателю вряд ли будет понятна суть заключения по расследованию авиакрушения. Если говорить человеческим языком, то катастрофы можно было бы избежать, если бы все относились к своему делу ответственно и стремились восполнить имеющиеся пробелы в знаниях и практическом опыте. Надеемся, что каждый сделает правильные выводы для себя из этой катастрофической ситуации.


Дата для календаря:  03.01.2021
просмотры83
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.