Независимая оценка рисков — новый подход к проверке пожарной безопасности

Дата актуализации статьи: 22.04.2020 22.04.2020

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, которые, скорее всего, интересуют читателя, а именно зачем проводить независимую оценку рисков Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
(НОР) или расчет пожарного риска Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, чего они позволяют избежать и почему могут быть выгоднее соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, необходимо вкратце разъяснить суть нового так называемого риск-ориентированного подхода к проверке пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
.

До внедрения НОР все объекты подлежали периодическим обследованиям представителями органов государственного пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
. Результаты этих проверок зачастую бывали плачевными для собственников — они получали штрафы за ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
и предписания, доскональное выполнение которых могло подчас превзойти стоимость самого объекта. А ведь устранение замечаний не всегда вело к повышению общего уровня пожарной безопасности. Да и само содержание предписаний зависело от добросовестности и компетенции пожарного инспектора Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
. Так, обследуя один и тот же объект, разные инспекторы могли выдать два разных предписания. Кроме того, собственник никак не мог влиять на частоту проверок. В результате объекты с удовлетворительным уровнем пожарной безопасности могли быть исхожены инспекторами вдоль и поперёк из-за наличия неустранимых нарушений, которые, к слову, и не всегда было необходимо устранять (вспомните о ГОСТ 12.1.004). И наоборот, те объекты, которые некогда по какой-либо причине получили акт об отсутствии замечаний от пожарного инспектора, могли на долгие годы выпасть из поля зрения органов государственного пожарного надзора (ГПН), хотя посещение их инспекторами было желательно. Помимо этого, за долгие годы сформировался стереотип, что если придёт пожарный инспектор, то обязательно оштрафует, в результате чего посещение инспектора ГПН Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
для хозяйствующих субъектов, как правило, было нежелательным. К сожалению, надо признать, что такие стереотипы формируются не на пустом месте. Подробнее о том, как производилась оценка пожарной безопасности объекта до появления нового подхода, мы рассказывали в одной из предыдущих статей.

Ведомственный пожарный надзор Ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, если таковой существовал, как правило, дублировал функции государственного. Нередки случаи, когда инспектор ведомственного пожарного надзора переписывал готовое предписание государственного инспектора Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
, а в остальное время выполнял свою работу формально, обозначая своё присутствие на предприятии «по мелочам». В свою очередь государственный инспектор переписывал предписания ведомственного пожарного надзора, дополняя его двумя-тремя несущественными нарушениями. Этому способствовало и то, что наличие ведомственного пожарного надзора не исключало надзора государственного.

Реалии постсоветского развития потребовали новых подходов к обеспечению пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
. Внедрение аудита пожарной безопасности Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
как раз и преследовало эту цель — осуществление функций пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
передавалось независимым организациям, которые, разделяя с собственником ответственность за обеспечение пожарной безопасности на его объекте, в то же время могли бескомпромиссно требовать от него выполнения комплекса необходимых мероприятий. Именно этого зачастую не хватало работниками ведомственного пожарного надзора, полностью финансово зависимым от работодателя. К тому же и отношение собственника к работе аудиторов, за которую произведена оплата, становилось более ответственным и внимательным.

Ещё один положительный момент по сравнению с ранее существовавшими формами проверки пожарной безопасности объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
заключается в том, что независимый аудитор получает оплату только за свою работу. Никаких карательных функций, как у инспектора государственного пожарного надзора Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
, у него нет. Кроме того, его заключение может не ограничиваться констатацией необходимости строго выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
. На основе знаний положений действующего законодательства (в том числе и расчётных методик) аудитор может предложить несколько вариантов решения имеющихся проблем, а за собственником остаётся право выбора самой технически или экономически целесообразной из предложенных версий.

Важный момент: до недавнего времени если заключение независимой оценки риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
по конкретному объекту поступало в орган государственного пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
до утверждения ежегодного плана проверок, то в отношении этого объекта проверки пожарной безопасности планировались по истечении одного года и более (в случае эксплуатации организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности) или по истечении трёх лет со дня поступления заключения НОР. 

В настоящее время порядок планирования проверок пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
изменился. Он регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О Федеральном государственном надзоре» (на момент написания статьи последнее изменение в него внесено Постановлением Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303). Теперь наличие независимой оценки риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
(НОР) не избавляет собственника объекта от периодического проведения проверок пожарной безопасности, а только упрощает процедуру как для него, так и для проводящего данную проверку инспектора. Подробнее о порядке проверок объектов, имеющих НОР Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
и РПР, речь пойдёт в следующей статье.



В разделе:
Читай также
Современное законодательство в области пожарной безопасности оперирует понятием «пожарный риск». Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами.
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
S-136
просмотры90