Независимая оценка рисков — новый подход к проверке пожарной безопасности
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, которые, скорее всего, интересуют читателя, а именно зачем проводить независимую оценку рисков Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) (НОР) Нажмите для перехода на ПожВики или расчет пожарного риска Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики, чего они позволяют избежать и почему могут быть выгоднее соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики, необходимо вкратце разъяснить суть нового так называемого риск-ориентированного подхода к проверке пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.). Результаты этих проверок зачастую бывали плачевными для собственников — они получали штрафы за ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и предписания, доскональное выполнение которых могло подчас превзойти стоимость самого объекта. А ведь устранение замечаний не всегда вело к повышению общего уровня пожарной безопасности. Да и само содержание предписаний зависело от добросовестности и компетенции пожарного инспектора Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации).
Так, обследуя один и тот же объект


(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, если таковой существовал, как правило, дублировал функции государственного. Нередки случаи, когда инспектор ведомственного пожарного надзора переписывал готовое предписание государственного инспектора, а в остальное время выполнял свою работу формально, обозначая своё присутствие на предприятии «по мелочам».
В свою очередь государственный инспектор переписывал предписания ведомственного пожарного надзора, дополняя его двумя-тремя несущественными нарушениями. Этому способствовало и то, что наличие ведомственного пожарного надзора не исключало надзора государственного. Реалии постсоветского развития потребовали новых подходов к обеспечению пожарной безопасности. Внедрение аудита пожарной безопасности как раз и преследовало эту цель — осуществление функций пожарного надзора передавалось независимым организациям, которые, разделяя с собственником ответственность за обеспечение пожарной безопасности на его объекте, в то же время могли бескомпромиссно требовать от него выполнения комплекса необходимых мероприятий. Именно этого зачастую не хватало работниками ведомственного пожарного надзора, полностью финансово зависимым от работодателя. К тому же и отношение собственника к работе аудиторов, за которую произведена оплата, становилось более ответственным и внимательным.
Ещё один положительный момент по сравнению с ранее существовавшими формами проверки пожарной безопасности объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) заключается в том, что независимый аудитор получает оплату только за свою работу. Никаких карательных функций, как у инспектора государственного пожарного надзора, у него нет. Кроме того, его заключение может не ограничиваться констатацией необходимости строго выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности. На основе знаний положений действующего законодательства (в том числе и расчётных методик) аудитор может предложить несколько вариантов решения имеющихся проблем, а за собственником остаётся право выбора самой технически или экономически целесообразной из предложенных версий.
Важный момент: до недавнего времени если заключение независимой оценки риска по конкретному объекту поступало в орган государственного пожарного надзора до утверждения ежегодного плана проверок, то в отношении этого объекта проверки пожарной безопасности планировались по истечении одного года и более (в случае эксплуатации организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности) или по истечении трёх лет со дня поступления заключения НОР.
В настоящее время порядок планирования проверок пожарной безопасности изменился. Он регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О Федеральном государственном надзоре» (на момент написания статьи последнее изменение в него внесено Постановлением Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303). Теперь наличие независимой оценки риска (НОР) не избавляет собственника объекта от периодического проведения проверок пожарной безопасности, а только упрощает процедуру как для него, так и для проводящего данную проверку инспектора. Подробнее о порядке проверок объектов, имеющих НОР и РПР, речь пойдёт в следующей статье.
- Комментарии
