Как с 1 марта 2022 года будет проходить аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (обзор постановления Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106)
Наконец-то мы этого дождались! 30 ноября 2021 года на интернет-портале правовой информации было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 года № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» (далее — Постановление Правительства № 2106), которым утверждены одноименные Правила аттестации (далее — Правила аттестации).
Постановление Правительства № 2106 вступает в силу с 1 марта 2022 года и имеет оговорку о том, что Правила аттестации будут иметь ограниченный срок действия — до 1 марта 2028 года включительно.
Когда Правила аттестации были еще на стадии законопроекта, мы уже делали обзорную статью и рассматривали ожидающие нас нововведения, с того момента законопроект претерпел ряд изменений, которые, на наш взгляд, являются, по большей части положительными.
А теперь рассмотрим, по каким же правилам с 1 марта 2022 года будет проводиться аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности и каким требованиям должен будет соответствовать претендент на прохождение такой аттестации.
1. Правила аттестации распространяют свое действие только на эксплуатируемые объекты.
Правила аттестации распространяют свое действие только на лиц, которые планируют осуществлять проектирование средств обеспечения пожарной безопасности на эксплуатируемых объектах (зданиях и сооружениях), то есть на тех объектах, для которых уже было получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Это следует как из п. 1 Правил аттестации, так и из самого их названия.
Для справки. Разрешение на ввод в эксплуатацию — это документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
2. Аттестующий орган.
Аттестация будет проводиться в отношении физических лиц (претендентов) Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и/или его территориальными органами.
3. Требования к претендентам на аттестацию.
Претендент должен будет соответствовать и документально подтвердить свое соответствие следующим требованиям:
3.1. Образование.
Наличие среднего профессионального (далее — СПО) или высшего образования (далее — ВО) по специальности «Пожарная безопасность», либо любое СПО или ВО плюс дополнительное профессиональное образование по типовой программе профессиональной переподготовки.
Иными словами, соответствовать данному требованию сможет только тот претендент, который имеет диплом о СПО/ВО по специальности «Пожарная безопасность» либо имеет диплом о наличии СПО или ВО по любой иной специальности плюс диплом о соответствующей профессиональной переподготовке.
3.2. Владение специальными знаниями в области пожарной безопасности.
Претендент должен обладать специальными знаниями в области пожарной безопасности, которые необходимы для проектирования.
Наличие таких знаний и будет проверять аттестующий орган при проведении процедуры аттестации.
Здесь мы можем видеть, что к претендентам предъявляется всего два требования — наличие необходимого уровня образования и специальных знаний. Между тем, ранее, когда данный нормативный правовой акт находился на стадии законопроекта, он содержал в себе, наравне с указанными требованиями, еще и требования о необходимости прохождения такими лицами повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), наличии стажа работы в соответствующей области (не менее 5 лет), а также наличие гражданства РФ. Вся совокупность требований, имевших место на стадии законопроекта, конечно, выглядела достаточно избыточно, в связи с чем тот факт, что до стадии опубликования дошли только два основных требования, является, по нашему мнению, положительным моментом.
4. Документы, необходимые для аттестации.
Для аттестации необходимо подать заявление с указанием в нем:
-
Ф. И. О., адреса места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, номера СНИЛС, номера телефона и e-mail почты;
-
реквизитов документов, подтверждающих наличие образования;
-
согласие на обработку персональных данных.
Такое заявление можно подать только в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг. Подать заявление можно будет только посредством федеральной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Иного способа подачи документов не предусмотрено.
В Правилах аттестации на стадии проекта было предусмотрено, что заявление можно будет подписать простой ЭЦП, но такой вариант не удержал своих позиций.
Срок вынесения аттестующим органом решения о допуске или об отказе в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена — пять рабочих дней.
В случае отказа в допуске к прохождению квалификационного экзамена в течение трех рабочих дней можно устранить выявленные недостатки и представить подтверждающие документы. Таким образом, если в течение трех дней устранить нарушения и представить аттестующему органу соответствующие документы, то решение об отказе в допуске к аттестации будет пересмотрено в положительную сторону. Ранее проект не предусматривал такой возможности, а в случае отказа в допуске к аттестации нужно было вновь собирать полный пакет документов и заново подавать их на аттестацию.
5. Процедура аттестации.
Квалификационный экзамен должен быть проведен в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи документов в аттестующий орган, но не ранее направления аттестующим органом уведомления о допуске к нему.
Сама процедура аттестации будет включать в себя:
5.1. Проверку достоверности сведений, представленных претендентом в заявлении, а также проверку соответствия претендента всем необходимым требованиям (см. п. 3 данного обзора).
Проверка достоверности сведений включает в себя направление в автоматизированном режиме аттестующим органом межведомственных запросов:
-
в МВД РФ о действительности/недействительности документа, удостоверяющего личность;
-
в Рособрнадзор о наличии необходимого уровня образования.
В случае невозможности явки на квалификационный экзамен, в силу обстоятельств непреодолимой силы, по письменному заявлению претендента может быть предоставлена другая дата и/или время для прохождения аттестации, но в рамках того же самого десятидневного срока, который исчисляется в рабочих днях с даты подачи в аттестующий орган соответствующего заявления.
Перенесение даты и/или времени квалификационного экзамена осуществляется только на основании личного заявления претендента, подписанного и направленного в том же порядке, что и само заявление на прохождение аттестации.
5.2. Квалификационный экзамен.
Такой экзамен планируется проводить в форме тестирования с применением средств видеофиксации без создания специальной аттестационной комиссии (ранее в проекте предусматривалось применение средств видеоконференцсвязи).
Претендентам запрещено общение между собой, а также использование справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации.
Перечень вопросов, которые будут применяться при проведении квалификационного экзамена, утверждается аттестующим органом и размещается на его официальном сайте.
Для ответов на вопросы отводится 45 минут. Сам тест будет содержать не более 40 вопросов.
О результате экзамена можно будет узнать из протокола, который будет оформляться автоматически после окончания экзамена и направляться на адрес электронной почты аттестуемого лица, указанный в заявлении.
6. Результат аттестации.
Предусмотрено два возможным варианта результата аттестации:
а) решение об аттестации;
Такое решение будет приниматься при наличии 90 % и более правильных ответов за установленное время.
Сведения об аттестации формируются автоматически не позднее трех рабочих дней со дня проведения экзамена и вносятся в соответствующий реестр. Такая запись признается квалификационным аттестатом и будет являться специальным разрешением на право осуществления соответствующей деятельности. Выдача какого-либо документа с надписью «квалификационный аттестат» не предусмотрена.
Ранее проект предусматривал, что одновременно с внесением записи в соответствующий реестр в адрес аттестованного лица будет также направляться выписка из такого реестра в электронном виде, но такое предложение не удержало своих позиций и было исключено.
Срок действия аттестации — 5 лет на всей территории РФ и территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
б) решение об отказе в аттестации.
Такое решение принимается при неудовлетворительном результате тестирования (менее 90 % правильных ответов за установленное время) или неявке в установленное время.
Соответствующее уведомление направляется претенденту посредством направления электронного документа в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
В случае отказа в аттестации, по причине его неудовлетворительного результата, повторно подать заявление можно не ранее чем через два месяца со дня прохождения экзамена (в проекте такой срок был равен трем месяцам).
7. Переоформление аттестата.
В запись об аттестации необходимо будет вносить изменения в случае изменения следующих данных:
-
Ф. И. О.;
-
реквизиты документа, удостоверяющего личность;
-
адрес регистрации аттестованного лица по месту жительства.
Такие изменения вносятся аттестующим органом в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления информации о соответствующих изменениях.
8. Переаттестация (один раз в пять лет).
Каждые пять лет предусматривается прохождение процедуры переаттестации в том же порядке, что и процедура аттестации.
Единственное послабление здесь сделано в перечне требований, а именно при переаттестации не нужно подтверждать наличие необходимого образования. Это является вполне логичным, ведь при первичной аттестации данные сведения уже были проверены аттестующим органом и не нуждаются в повторной проверке.
9. Досрочное прекращения квалификационного аттестата.
Основаниями для досрочного прекращения квалификационного аттестата являются следующие:
9.1. Аттестованное лицо подало заявление об отказе от продолжения такой деятельности (в период действия аттестации).
Порядок подачи такого заявления аналогичен порядку подачи заявления на аттестацию.
9.2. Поступление в аттестующий орган сведений о смерти аттестованного лица либо о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным.
9.3. Поступление информации, подтверждающей факты представления аттестованным лицом подложных документов или заведомо ложных сведений.
Решение о прекращении действия и об исключении сведений об аттестованном лице из реестра будут приниматься в автоматизированном режиме в течение одного рабочего дня по результатам внесения соответствующих сведений. Действие аттестации будет прекращаться со дня внесения таких сведений в реестр аттестованных лиц.
Соответствующее уведомление направляется в адрес аттестованного лица в форме электронного документа в течение одного рабочего дня (за исключением решения, принятого в связи со смертью аттестованного лица).
Повторное прохождение аттестации в случае ее досрочного прекращения по основаниям, указанным в п. 9.1.–9.2., возможно не ранее чем по истечении трех месяцев с даты принятия соответствующего решения.
10. Внесение информации в реестр аттестованных лиц.
В реестр аттестованных лиц в обязательном порядке будет вноситься информация о привлечении аттестованного лица за нарушение требований пожарной безопасности, допущенных при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Ранее проект Правил аттестации предусматривал это в качестве одного из оснований для прекращения квалификационного аттестата.
11. Обжалование решений аттестующего органа.
Аттестованное лицо может обжаловать следующие решения аттестующего органа:
-
об аттестации;
-
об отказе в аттестации;
-
о прекращении действия квалификационного аттестата;
-
об исключении сведений об аттестованном лице из реестра аттестованных лиц.
Такое обжалование будет возможно как в досудебном порядке, так и посредством подачи соответствующего заявления в суд.
Напомним, что срок вступления Постановления Правительства РФ № 2106 в силу — 1 марта 2022 года.
Для возможности реализации и функционирования порядка аттестации таких лиц Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с МЧС России необходимо будет до 1 марта 2022 года обеспечить возможность подачи претендентами на аттестацию соответствующих заявлений посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Это все, что мы хотели рассказать о порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Надеемся, что данный материал будет полезен всем лицам, деятельность которых связана с указанным направлением в проектировании систем противопожарной защиты.
Также сообщаем, что в ближайшее время на портале «PRO ПБ» появится сервис для подготовки к аттестации проектировщиков систем противопожарной защиты, следите за нашими новостями и обновлениями.
- Комментарии
- Задать вопрос специалисту
19042