Порядок проведения профилактических визитов и обязательных профилактических визитов по ФЗ 248 сотрудниками ГПН (плюс образцы уведомлений о визитах и листа профилактической беседы)

Дата актуализации статьи: 01.09.2023

Как уже известно нашим читателям, с 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248). В соответствии с ФЗ № 248 надзорные проверяющие органы наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. Такими же полномочиями наделены и сотрудники федерального государственного надзора (далее — сотрудники органов ГПН). В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, которое предусмотрено статьей 45 ФЗ № 248.

Что понимается под профилактическим визитом по ФЗ № 248

Для начала разберемся с понятием профилактического визита. Конкретного определения этому мероприятию не дано, но исходя из смысла статьи 52 ФЗ № 248, профилактический визит — это профилактическое мероприятие, проводимое в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Порядок проведения профилактических визитов сотрудниками органов ГПН определен пунктом 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение).

При этом в статье 52 ФЗ № 248, а также в первом абзаце пункта 47 Положения речь идет об обязательном профилактическом визите, а далее по тексту пункта можно встретить профилактический визит без слова «обязательный» в его названии, вследствие чего возникает предположение о том, что обязательный профилактический визит является частным случаем профилактического визита.

Далее постараемся разобраться, в каких случаях сотрудники органов ГПН могут проводить профилактические визиты, а в каких — обязательные профилактические визиты.         

Основания и порядок проведения обязательных профилактических визитов

Пунктом 47 Положения определено, что проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию. При этом контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

То есть обязательные профилактические визиты должны проводиться только в отношении конкретного перечня объектов, и только если у органа ГПН имеется информация о дате ввода этих объектов в эксплуатацию. Данную информацию органы ГПН могут получить в рамках межведомственного взаимодействия, а также иными общедоступными способами.

Уведомление о проведении профилактического визита по ФЗ № 248

После принятия решения о проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено об этом сотрудниками органов ГПН не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Образец типовой формы уведомления о профилактическом визите можно скачать по этой ссылке.

Интересным является тот факт, что в соответствии с частью 6 статьи 52 ФЗ № 248, контролируемое лицо может отказаться от проведения обязательного профилактического визита путем направления в адрес надзорного органа соответствующего уведомления в срок не позднее чем за три дня до начала профилактического визита. Какие действия должен предпринять контрольный (надзорный орган) в случае получения такого уведомления законодательно не определено, так что этот вопрос в настоящее время остается открытым. Образец уведомления об отказе в проведении профилактического визита можно скачать по этой ссылке.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВИЗИТА ПО ИНИЦИАТИВЕ КОНТРОЛИРУЕМОГО ЛИЦА

На основании требований части 10 статьи 52 ФЗ № 248, контролируемое лицо вправе обратиться в орган ГПН с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее – заявление контролируемого лица).

Орган ГПН обязан рассматреть заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты его регистрации и принять решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа ГПН, а также категории риска объекта контроля. О принятом решении должно быть уведомлено контролируемое лицо.

Руководствуясь частью 12 статьи 52 ФЗ № 248, орган ГПН принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:

1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;

2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица органом ГПН было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;

3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;

4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа ГПН либо членов их семей.

В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица орган ГПН в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. 

Внесение профилактического визита в ЕРКНМ по ФЗ № 248

Сведения о проведении профилактического визита в соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ № 248 должны быть учтены в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее — ЕРКНМ). Поэтому сотрудники органов ГПН обязаны внести сведения о проведении профилактического визита в ЕРКНМ в день регистрации уведомления о проведении профилактического визита. После завершения профилактического визита в ЕРКНМ заносятся сведения о его результатах — дата направления листа профилактической беседы.

Сроки и форма проведения профилактического визита по ФЗ № 248

В соответствии с Положением срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.

Профилактические визиты проводятся сотрудниками органов ГПН в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.

В ходе профилактического визита сотрудник органов ГПН обязан проинформировать контролируемое лицо о требованиях, предъявляемых к объекту надзора, соответствию объекта надзора критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.

Оформление результатов профилактического визита по ФЗ № 248

Информация, о которой сотрудники органов ГПН обязаны проинформировать контролируемое лицо в ходе профилактического визита, должна быть оформлена в виде листа профилактической беседы и направлена контролируемому лицу в течение 5 рабочих дней с даты проведения профилактического визита. Лист профилактической беседы может быть вручен под роспись либо направлен контролируемому лицу в порядке, определенном статьей 21 ФЗ № 248. С бланком и образцом заполнения листа профилактической беседы, оформляемого по результатам проведения профилактического визита, можно ознакомиться здесь.

Дополнительные полномочия органов ГПН при проведении профилактических визитов по ФЗ № 248

В ходе профилактического визита сотрудниками органов ГПН может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 ФЗ № 248 (инспектор может дать разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в случае обращения за подобными разъяснениями контролируемого лица).

Также в ходе профилактического визита может быть осуществлен сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска. Сбор таких сведений имеет важное значение для сотрудника органа ГПН, особенно в случае, если объект недавно был введен в эксплуатацию и сотрудник находится на объекте впервые. Напомним, что в зависимости от присвоенной объекту категории риска, определяется периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении этого объекта.

При проведении профилактического визита не могут быть выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований, все разъяснения и направленная в адрес контролируемого лица информация носят рекомендательный характер.

В случае если во время профилактического визита сотрудником органа ГПН будут выявлены нарушения требований пожарной безопасности, представляющие явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или факт причинения такого вреда (ущерба), сотрудник обязан незамедлительно направить информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа (главному государственному инспектору либо его заместителю) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.         

Это все, что нам известно о проведении профилактических визитов по ФЗ № 248. Мы рассказали о понятии, формах, сроках, порядке и необходимости проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. Разъяснили, как профилактические визиты должны учитываться в ЕРКНМ. Поделились образцами документов, оформляемых при проведении профилактических визитов.

Данная статья в первую очередь должно быть полезна сотрудникам органов ГПН, но и лицам, ответственным за пожарную безопасность на объектах защиты, а также правообладателям объектов защиты будет весьма нелишним ознакомиться с содержанием данной публикации.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

Смоделировали ситуацию, когда дети или взрослые без имеющихся на то оснований инициируют ложное срабатывание систем противопожарной защиты. О том, что им за это грозит, рассказываем в данной статье. 

S-1562 (А013)
просмотры59052