Основания для проведения проверок и иных надзорных мероприятий за соблюдением требований пожарной безопасности
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Основания для проведения проверок и иных надзорных мероприятий за соблюдением требований пожарной безопасности

Дата актуализации статьи: 25.09.2023 25.09.2023
Фото: ОНД и ПР г.о. Иваново УНД и ПР ГУ МЧС России по Ивановской области
прослушать текст

Для того чтобы провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности или, как теперь принято называть, контрольное (надзорное) мероприятие, у инспекторов федерального государственного пожарного надзора должны иметься соответствующие основания. За последние три года законодательство в области организации и осуществления надзорных мероприятий претерпело значительные изменения, в том числе и в части оснований для их проведения. В данной статье подробно расскажем о том, какие на сегодняшний день имеются основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий с целью проверки выполнения противопожарных требований.

Итак, основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) для должностных лиц федерального государственного пожарного надзора установлены Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248), а также постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление № 336).

Ввиду того, что постановление № 336 устанавливает некоторые особенности проведения КНМ только до 2030 года, в первую очередь рассмотрим «общие» требования к КНМ, предусмотренные ФЗ № 248.

Статьей 57 ФЗ № 248 устанавливается перечень оснований для проведения КНМ (пп. 6 ч. 1 и ч. 3 данной статьи не относится к компетенции пожарного надзора), разберем по порядку каждое из них.

1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — Сведения (У)ПВ) либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ № 348 Сведения (У)ПВ контрольный (надзорный) орган получает из следующих источников:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

В первом случае контрольный орган обязан провести ряд мероприятий, направленных на оценку их достоверности и предусмотренных ч. 2, 3 ст. 58, а также ст. 59 ФЗ № 248.

Также сведения (У)ПВ могут быть получены во время проведения профилактического визита в соответствии с ч. 9 ст. 58 ФЗ № 248, о чем инспектор незамедлительно направляет информацию уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

К сожалению, не существует утвержденного перечня норм (нарушений), которые могут рассматриваться как «сведения о причинении вреда» или «непосредственная угроза причинения вреда», в каждом случае отнесение поступившей информации к рассматриваемым сведениям осуществляется на основании внутренних убеждений сотрудников контрольных органов, исходя из конкретной ситуации и характера нарушений. Однако очевидно, что нарушения, касающиеся неисправных систем противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, ненадлежащего состояния путей эвакуации, использование источников открытого огня и т. п., с большей долей вероятности будут рассматриваться как сведения (У)ПВ.

Перечень индикаторов риска установлен приказом МЧС России от 7 июня 2021 года № 364 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора» и содержит следующие индикаторы:

  • привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) (далее — эксперт) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и (или) нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в отношении объектов защиты, по которым экспертом проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в течение последних трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности.

Оценка соответствия расчета осуществляется в соответствии с п. 43, 44 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), а также приказа МЧС России от 29 июля 2015 года № 405 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска»;

  • три и более ложных срабатываний в течение тридцати календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов).

В соответствии с п. 3.21 СП 484.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» ложное срабатывание (о пожаре) — это извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара. Как это может выглядеть в реальности? Примеры: в больнице идут строительные работы, в результате запыленности происходит срабатывание извещателя на пожар; произошла авария в системе отопления, от пара сработала пожарная сигнализация; в результате проведения технического обслуживания произошло срабатывание пожарной сигнализации. Исходя из «сухой» формулировки, это все ложное срабатывание, соответственно, 3 (три) таких за 30 дней — основание для организации КНМ;

  • отсутствие в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений информации о расходах на обеспечение пожарной безопасности за последние три года.

Практика применения данного индикатора пока не наработана, как и кто будет получать такую информацию непонятно;

  • наличие информации о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети и (или) электрооборудования на объекте надзора, которое не повлекло возникновение и распространение пожара.

Аварийный режим работы электроустановки — работа неисправной электроустановки, при которой могут возникнуть опасные ситуации, приводящие к электротравмированию людей, взаимодействующих с электроустановкой;

  • наличие информации о ненадлежащей работе на объекте надзора имеющихся систем противопожарной защиты при пожаре.

На момент написания статьи нормативное определение «ненадлежащей работы» отсутствует;

  • наличие у контрольного (надзорного) органа информации о владении, пользовании или распоряжении контролируемым лицом объектом надзора, на котором в тридцатидневный период, предшествующий дню принятия решения о приостановлении действия лицензии в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, были проведены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществлявшим указанную деятельность на соответствующем объекте надзора, за исключением случаев, когда за указанный период в отношении объекта надзора проводились плановое контрольное (надзорное) мероприятие и (или) внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в части оценки технического состояния средств обеспечения пожарной безопасности.


Далее, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 60 ФЗ № 248 при подтверждении достоверности сведений (У)ПВ либо наличия информации о срабатывании индикатора риска должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Затем организуется внеплановое КНМ после согласования или извещения органов прокуратуры в соответствии с ч. 5, 12 ст. 66 ФЗ № 248.

Отдельно отметим, что создать КНМ в системе ЕРКНМ без приложения документов, свидетельствующих о срабатывании индикатора риска, на данный момент нельзя. Таким образом, контрольному органу для согласования с прокуратурой внепланового выездного КНМ необходимо иметь достоверные сведения о срабатывании соответствующего индикатора риска и приложить эти сведения к материалам о согласовании проверки.

2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

В целом, по этому основанию все очевидно: план плановых КНМ утверждается органами пожарного надзора до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана. Включение объектов надзора в план осуществляется на основании п. 42 Положения. Это единственное основание для проведения планового КНМ.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год;

для категории высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года;

для категории значительного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года;

для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет.

Включение контрольного (надзорного) мероприятия в утвержденный ежегодный план после 15 декабря осуществляется только в связи с отнесением объекта защиты к категории чрезвычайно высокого риска при соблюдении установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (пп. «в» п. 14 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года»).

3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

В последнее время прослеживается тенденция замены КНМ на профилактические мероприятия, вместе с тем поручения оформляются, как правило, документами с соответствующим названием и публикуются в общем доступе, обычно это происходит при наступлении весенне-летнего периода, после резонансных и крупных пожаров, а также в преддверии больших праздников.

Требования к поручению установлены ст. 62 ФЗ № 248.

Исключением являются решения Совета Безопасности РФ, которые приравниваются к поручению Президента РФ (Председателем Совета Безопасности Российской Федерации по должности является глава государства — Президент Российской Федерации) и обязательны для исполнения контрольными органами.

4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Организация внеплановой проверки по данному основанию возможна в соответствии со ст. 63 ФЗ № 248, но на практике требования в адрес органов пожарного надзора издаются достаточно редко.

Однако в соответствии с п. 36(1) Положения в случае установления в ходе организации и (или) проведения контрольного (надзорного) мероприятия либо профилактического мероприятия факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с установленным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией органом государственного пожарного надзора в течение 3 рабочих дней направляется соответствующая информация в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы местного самоуправления для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.

Наличие таких сведений может быть основанием для издания требования прокурора о проведении проверки.


5. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Под решением в данном случае понимается предписание об устранении нарушений обязательных требований, которые выдаются по результатам внеплановых КНМ с взаимодействием (пп. 1, ч. 1, ст. 90 ФЗ № 248) и в отдельных случаях по результатам профилактических визитов п. 11(4) постановления № 336.

На этом перечень оснований для проведения КНМ органами государственного пожарного надзора, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ФЗ № 248 завершен.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ФЗ № 248 контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, к мероприятию без взаимодействия относится выездное обследование, которое может проводиться без уведомления контролируемого лица, по результатам такого мероприятия не выдаются предписания и не применяются меры административного воздействия, но в ходе выездных обследований могут быть получены сведения (У)ПВ, которые позволят организовать КНМ с взаимодействием.

Выбор вида КНМ при наличии оснований осуществляется должностными лицами контрольных органов исходя из особенностей конкретного объекта и объема требующихся процедур.

Ст. 3 ФЗ № 248 позволяет Правительству РФ осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). В 2022 году было издано постановление № 336, которое установило особенности организации и осуществления государственного контроля в РФ на ближайшие годы.

Так, в 2023 году внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.

Без согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки в 2023 году проводятся:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления № 336;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления № 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО! В соответствии с п. 11(3), 11(4) постановления № 336 до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Вместе с тем не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

Таким образом, основания для проведения КНМ с вступлением в силу ФЗ № 248 значительно расширились и зависят от конкретной ситуации. КНМ без взаимодействия и вовсе могут проводиться без предварительных уведомлений в соответствии с внутренними задачами контрольных органов, с единственным ограничением — невозможностью выдавать предписания по их результатам, тем не менее с возможностью организовать последующее КНМ с взаимодействием.

В заключение выделим простым языком основные моменты, отраженные в статье. Основания для организации КНМ:

  • жалоба о нарушении обязательных требований;

  • получение инспектором информации о нарушениях во время проведения иных КНМ или профилактического визита на объекте надзора;

  • срабатывание индикатора риска нарушения обязательных требований;

  • плановое КНМ;

  • поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора о проведении проверки;

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания;

  • КНМ без взаимодействия (выездное обследование) на основании заданий контрольных органов;

  • замена планового КНМ на профилактический визит в соответствии с п. 11(3), 11(4) постановления № 336.

Проверки являются неотъемлемой частью деятельности любой организации или предпринимателя. Поэтому важно относиться к проверкам ответственно, соблюдать правила и требования, установленные законодательством, — это только повысит доверие со стороны государственных органов и потенциальных клиентов.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-2721 (A034)
просмотры1626
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт