Организация и порядок проведения органами ГПН внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных ФЗ № 248
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Баннер ПОЖСОФТ 2024 3121х506 с токеном (на размещение2).jpg
УЦ ПРО ПБ с 01-30.11.png
баннер (1).jpg

Организация и порядок проведения органами ГПН внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных ФЗ № 248

Дата актуализации статьи: 07.03.2022 28.07.2021
прослушать текст

В продолжение цикла публикаций, посвященных осуществлению государственного пожарного надзора в условиях вступившего в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248), в данной статье расскажем об организации и порядке проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, их целях, видах, формах, а также сроках, условиях и основаниях для проведения.

Общие вопросы организации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий

Итак, в соответствии с ФЗ № 248 и принятым для реализации его требований Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в редакции постановлений Правительства РФ от 25.06.2021 № 1016 и от 01.12.2021 N 2169), основанием для проведения органами государственного пожарного надзора внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) может быть:

1) наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Указанные сведения органы государственного пожарного надзора получают:

  • при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

  • при проведении КНМ, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Здесь необходимо учитывать, что надзорный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных им в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения;

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности;

5) поступление от контролируемого лица (лицензиата) в надзорный лицензирующий орган информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований.

Должностными лицами государственного пожарного надзора могут проводиться следующие виды внеплановых КНМ:

     а) инспекционный визит;               

     б) рейдовый осмотр;

     в) выездная проверка;

     г) документарная проверка;

     д) выборочный контроль.


Рассмотрим каждый из этих видов КНМ, а также действия, которые могут совершаться в ходе их проведения.

Порядок организации и проведения инспекционного визита при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под инспекционным визитом понимается КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта надзора.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица по месту его нахождения (осуществления деятельности) либо по месту нахождения объекта надзора. При этом контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.

Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.

Внеплановый инспекционный визит, основанием которого является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

В ходе проведения инспекционного визита инспектором государственного пожарного надзора (далее — инспектором ГПН) могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

  • опрос;

  • получение письменных объяснений;

  • инструментальное обследование;

  • истребование документов.

О проведении каждого из перечисленных выше контрольных (надзорных) действий, а также о таких контрольных (надзорных) действиях, как отбор проб (образцов) и экспертиза (речь о них пойдет далее при рассказе о выездных проверках) мы подробно рассказывали в статье о порядке проведения плановых КНМ. А так как они ничем не отличаются, предлагаем ознакомиться с ними по ссылке, расположенной ниже.

Порядок организации и проведения рейдового осмотра при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под рейдовым осмотром понимается КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности по использованию (эксплуатации) объектов надзора, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом надзора.

Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) КНМ.

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

При проведении рейдового осмотра инспекторы ГПН вправе взаимодействовать с находящимися на объектах надзора лицами.

Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют объектами надзора, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).

Рейдовый осмотр, основанием которого является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Порядок организации и проведения выездной проверки при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под выездной проверкой понимается комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектами надзора и (или) использующим их в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований пожарной безопасности, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется посредством заблаговременного, а именно не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, направления копии распоряжения (решения) о проведении выездной проверки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора), и (или) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.

Внеплановая выездная проверка, основанием которой является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки инспектором ГПН могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

  • опрос;

  • получение письменных объяснений;

  • истребование документов;

  • отбор проб (образцов);

  • инструментальное обследование;

  • испытание;

  • экспертиза.

Еще раз напомним, что о каждом из перечисленных контрольных (надзорных) действий мы подробно рассказывали в статье о порядке проведения плановых КНМ.

Порядок организации и проведения документарной проверки при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под документарной проверкой понимается КНМ, которое проводится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований пожарной безопасности и решений надзорного органа.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • получение письменных объяснений;

  • истребование документов.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа государственного пожарного надзора, результаты предыдущих КНМ, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

При проведении документарной проверки надзорный орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.

Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Порядок организации и проведения выборочного контроля при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, в отношении продукции.

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр;

  • получение письменных объяснений;

  • истребование документов;

  • отбор проб (образцов);

  • инструментальное обследование;

  • испытание;

  • экспертиза.

При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Отбор проб (образцов) может быть осуществлен в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.

Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб образцов является приложением к акту КНМ.

Внеплановый выборочный контроль, основанием которого является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Отдельные особенности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий

Порядок согласования надзорным органом с прокурором проведения внепланового КНМ, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового КНМ и решения прокурора о результатах его рассмотрения установлены приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"».

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, в случае если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 ФЗ № 248. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового КНМ может не проводиться.

Кроме этого следует учитывать, что на основании пункта 12 постановления Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов», которое вступает в силу с 1 марта 2022 года, органы государственного пожарного надзора при проведении внеплановых КНМ (за исключением КНМ, основанием для проведения которых является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований) вправе применять проверочные листы.

На сегодняшний день формы проверочных листов для объектов различных классов функциональной пожарной опасности утверждены приказом МЧС России от 9 февраля 2022 года № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора».

   Проверочные листы, указанные в распоряжении (решении) о проведении КНМ, заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.

Проверочные листы общедоступны. Используя их, контролируемое лицо имеет возможность провести самопроверку своего объекта и принять соответствующие меры по устранению на нем самостоятельно выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Оформление акта по результатам КНМ производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие.

В случае установления в ходе проведения КНМ либо профилактического мероприятия факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с установленным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией органом государственного пожарного надзора в течение 3 рабочих дней направляется соответствующая информация в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы местного самоуправления для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.

В случае если проведение КНМ оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения КНМ, инспектор ГПН составляет акт о невозможности проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности его проведения в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 ФЗ № 248. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного КНМ в любое время до его завершения. Также в этом случае руководитель (заместитель руководителя) органа государственного пожарного надзора вправе принять решение о выдаче распоряжения о проведении в отношении контролируемого лица такого же КНМ без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.

Уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную статьей 19.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Таким образом, мы рассмотрели основные требования действующего законодательства к организации и порядку проведения органами государственного пожарного надзора внеплановых КНМ, таких как инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка, документарная проверка, выборочный контроль. Надеемся, что данная информация поможет нашим читателям быстрее освоиться в реалиях обновленного надзора (контроля) за соблюдением требований пожарной безопасности.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов. По подписке
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-1524 (А003)
просмотры3944
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт