Анализ изменений в законодательстве о ГПН, вносимых Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ

Дата актуализации статьи: 18.06.2021 18.06.2021

В данной статье мы разберем основные изменения, которые внесены в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 69) в части, касающейся вопросов организации работы органов федерального государственного пожарного надзора.

Указанные изменения предусмотрены Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”» (далее — ФЗ № 170), они прописаны в статье 12 данного закона и вступают в силу с 1 июля 2021 года.

Изменения затронули статью 6 ФЗ № 69, которая так и называется «Федеральный государственный пожарный надзор», и дополнили ФЗ № 69 статьей 61 «Права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении сообщений по фактам пожаров».

Далее рассмотрим подробнее новшества, имеющиеся в каждой из указанных статей ФЗ № 69.

Изменения, затронувшие статью 6 ФЗ № 69

Статья 6 ФЗ № 69 обновлена в полном объеме. В значительной степени изменены ее структура и содержание. Основные отличия новой редакции статьи 6 ФЗ № 69 от действующей ранее заключаются в следующем:

1. В новой редакции прописано, что профилактика пожаров (осуществляемая в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности), а также непосредственно федеральный государственный пожарный надзор (далее — ГПН) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248). Данное изменение вполне предсказуемо, поскольку основной целью ФЗ № 170 является подготовка законодательства к вступлению в силу с 1 июля 2021 года ФЗ № 248.

2. Из статьи практически полностью убрали упоминания о правах должностных лиц органов ГПН. При этом сделали отсылку к ФЗ № 248, указав следующее: «Должностные лица уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора органов и учреждений наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, о введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории».

3. Из статьи убрали части, разъясняющие, кто является органами ГПН и кем являются руководители соответствующих органов ГПН, а также часть о том, что указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов ГПН обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов ГПН. Видимо, впредь все это будет прописано только в положении о ГПН.

4. Кроме того, из статьи убрали часть, разъясняющую вопросы контроля за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом.

5. В новой редакции статьи отражены следующие моменты, которые отсутствовали в старой редакции:

  • появилось разъяснение, что является предметом ГПН;

  • сделан акцент на то, что в положении о ГПН необходимо указывать наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках ГПН, а также виды продукции, являющиеся объектами ГПН;

  • указано, что оценка соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации;

  • главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наделен полномочиями по осуществлению координации деятельности органов ГПН в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления ГПН;

  • статья дополнена положениями об организации государственного надзора за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, а также основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления.

Как изменятся права должностных лиц органов ГПН с вступлением в силу статьи 61 ФЗ № 69

Указанная статья расширяет и закрепляет на законодательном уровне полномочия должностных лиц органов ГПН при рассмотрении находящихся в производстве дел об административных правонарушениях по фактам пожаров, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами. В частности, они наделяются следующими правами, которые ранее не были прописаны в ФЗ № 69:

  • вызывать при осуществлении мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, а также об административных правонарушениях, связанных с пожарами, в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

  • требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо если имеется повод для возбуждения в отношении данных граждан дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности;
  • запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от организаций, в том числе медицинских, граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения, объяснения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, погибших в результате происшествий, связанных с пожарами, и (или) поступивших в медицинские учреждения с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате происшествий, связанных с пожарами, за исключением случаев, если федеральным законом установлен специальный порядок получения такой информации;

  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами;

  • требовать от граждан (групп граждан) покинуть зону пожара, место происшествия, связанного с пожаром, если это необходимо для документирования обстоятельств происшествия, преступления, административного правонарушения, сохранения следов происшествия, преступления, административного правонарушения, а также в целях обеспечения безопасности граждан.

В завершение статьи хотелось бы дать оценку всем перечисленным выше изменениям и нововведениям. С нашей точки зрения, очевидно, что положения статьи 61 ФЗ № 69 должны упростить работу должностных лиц ГПН в части получения всей необходимой информации для рассмотрения находящихся в производстве дел об административных правонарушениях по фактам пожаров, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами. Что касается изменений в статье 6 ФЗ № 69, то об их эффекте мы узнаем позднее, когда будет завершена переработка всех нормативных актов в области организации ГПН под требования ФЗ № 248.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-1420 (А001)
просмотры1548