Проверка органами пожарного надзора организаций, имеющих положительные заключения НОР и РПР

Дата актуализации статьи: 22.04.2020 22.04.2020

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
категории риска с соответствующей данной категории периодичностью.

Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с приложением к Положению.

В соответствии с пунктом 48 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, в случае принятия заключения независимой оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
до утверждения ежегодного плана проверки пожарного надзора в отношении таких объектов защиты планируются по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска с даты последней плановой проверки.

Таким образом, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения проверки госпожнадзором, а лишь влияет на ее периодичность.

Сведения о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, содержащиеся в зарегистрированных заключениях о независимой оценке пожарного риска, учитываются надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска и позволяет перейти в категорию Категория пожарной (взрывопожарной) опасности объекта — классификационная характеристика пожарной (взрывопожарной) опасности здания (или частей здания между противопожарными стенами - пожарных отсеков), сооружения, строения, помещения, наружной установки.
(СП 12.13130.2009.)
более низкой (высокой) опасности.

В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, для того чтобы увеличить промежуток времени между плановыми проверками, имея на руках зарегистрированное заключение о независимой оценке пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
с выводом о выполнении условий соответствия его объекта требованиям пожарной безопасности, и руководствуясь пунктом 29 Положения, вправе подать в установленном порядке в орган государственного пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска. Порядок подачи заявления определён Административным регламентом предоставления МЧС России государственной услуги по предоставлению информации о присвоенной (об изменении ранее присвоенной) деятельности и (или) используемым объектам категории риска в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 14 декабря 2018 г. № 600.

Как известно, органами государственного пожарного надзора проводится два вида проверок: плановые и внеплановые. Разберём особенности проведения проверок обоих видов для объектов, имеющих РПР и положительные заключения НОР, и для объектов, не имеющих таких заключений.

Порядок проведения плановой проверки описан в пункте 62 Приказа МЧС №644. Не вдаваясь в подробности, скажем, что при плановой проверке инспектор Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
проверяет как выполнение организационных мероприятий, ведение необходимой документации, подготовку персонала и т.п., так и непосредственное содержание зданий Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
и сооружений Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов
(Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, статья 2, подпункт 23)
. Но согласно статье 63 того же приказа МЧС при проведении расчёта по оценке пожарного риска Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
на объекте защиты проверяется только соответствие исходных данных, применяемых в расчёте, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, а также соответствие самого расчёта требованиям, установленным Правилами проведения расчётов по оценке пожарного риска на объект защиты, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации №272.

Таким образом, при отсутствии НОР Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
и РПР, помимо проверки документации, инспектор обязан провести и обследование здания Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
. И при этом все имеющиеся конструктивные и объёмно-планировочные нарушения, такие как зауженные двери и коридоры, марши и площадки лестничных клеток, отражаются в обязательном для исполнения предписании и сопровождаются административным штрафом. При наличии НОР все эти нарушения —всего лишь исходные данные расчёта. И если они учтены в расчёте, а мероприятия, разработанные по результатам расчёта пожарного риска Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, выполнены, то на этом часть проверки, связанная с непосредственным обследованием объекта, заканчивается. Условия соответствия объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
считаются выполненными. Инспектору остаётся только проверить выполнение организационных мероприятий и ведение необходимой документации, а затем приступить к оформлению результатов проверки.

Перейдём к описанию проведения внеплановой проверки. Этот вид проверок обусловлен тем, что инспектору Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
необходимо убедиться в устранении ранее выявленных нарушений и в случае невыполнения выданного предписания принудить собственника к его выполнению административными методами. Если имеющиеся нарушения относятся к тем, которые возможно «снять» с контроля, выполнив РПР, и этот расчёт выполнен, то инспектор обязан учесть его результаты при проведении проверки. В случае если претензий к его содержанию и оформлению нет, в соответствии со статьёй 75 Приказа МЧС №644 «Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчётные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:

1) исполнение в полном объеме данного мероприятия;

2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, при котором расчётом по оценке пожарного риска Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу 
Федерального закона №123-ФЗ;

3) наличие расчёта по оценке пожарного риска Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
в случаях, установленных Техническим регламентом, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным федеральным законом для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу Технического регламента». 

Дополнительно подчеркну, что в статье рассматриваются случаи, когда НОР и РПР выполнены добросовестно и оформлены надлежащим образом (о порядке проведения НОР и РПР читайте здесь

Остаётся только согласиться, что новый подход к обеспечению пожарной безопасности становится гораздо более щадящим для собственника. Во всяком случае ему предоставляется право выбора пути её обеспечения, а также возможность повлиять на сроки и предмет проверки объекта органами пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
.



В разделе:
Читай также
Современное законодательство в области пожарной безопасности оперирует понятием «пожарный риск». Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами.
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
S-137
просмотры148