Когда требуется расчет пожарных рисков и независимая оценка риска

Дата актуализации статьи: 21.04.2020 22.04.2020

В этой статье расскажем, когда требуется расчет пожарных рисков (РПР) или рекомендуется провести независимую оценку пожарного риска (НОР) Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
. Обратите внимание: никто не обязан проводить на своих объектах НОР или РПР (о сходствах и различиях мы рассказывали в соответствующей статье) Повторим, что это лишь один из способов подтверждения соответствия объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
. При этом каждый может воспользоваться такой формой подтверждения на добровольных началах. Решение этого вопроса остаётся за собственником.

В каких случаях рекомендуется использовать НОР, когда требуется провести расчет пожарных рисков, а когда лучше ограничиться привычной формой государственного пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
? Никаких официальных наставлений и рекомендаций по данному вопросу нет и быть не может. Целесообразнее прибегнуть к НОР и РПР, если на объекте имеются такие нарушения, как:

- превышение максимально допустимой площади пожарного отсека Пожарный отсек — часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
;

- превышение проектной (нормативной) вместимости объекта;

- уменьшение ширины и увеличение протяжённости путей эвакуации Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
(в том числе лестничных клеток Лестничные клетки — пространство внутри здания, сооружения, предназначенное для размещения лестниц, подразделяются на два типа:
закрытые без наружных проемов и открытые - с проемами на каждом этаже (тип 1) и с проемами в покрытии (тип 2).
(СП 118.13330.2012)
) к эвакуационным выходам Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
;

- уменьшение нормативного количества эвакуационных выходов;

- уменьшение ширины эвакуационных выходов;

- нерассредоточенное взаимное расположение эвакуационных выходов;

- отсутствие систем противодымной защиты Система противодымной защиты — комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.)
;

- низкий по отношению к нормативному тип системы оповещения людей о пожаре Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) — комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
(СП 3.13130.2009.)
;

- отсутствие (при определённых условиях) установок автоматического пожаротушения Автоматическая установка пожаротушения — установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне.
(СП 5.13130.2009.)
.

Наличие заключений НОР и РПР помогут избежать постоянных штрафов и попыток произвести дорогостоящие строительные работы, несмотря на то что в определённых случаях нарушения могут быть либо вовсе невыполнимыми, либо могут касаться обеспечения устойчивости здания в целом.

Вывод напрашивается сам собой: провести независимую оценку или расчет пожарных рисков (РПР) требуется тогда, когда эти мероприятия целесообразны для подтверждения соответствия объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
.



В разделе:
Читай также
Современное законодательство в области пожарной безопасности оперирует понятием «пожарный риск». Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами.
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
S-138
просмотры102