Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

План эвакуации и эвакуация при пожаре (1913 год)

Дата актуализации статьи: 10.01.2023 09:40:00 10.01.2023
прослушать текст

Изучая пожарно-техническую литературу прошлого, мы нашли самое раннее описание терминов: план эвакуацииэвакуация при пожаре — и, более того, детальное описание того, как готовиться к эвакуации при пожаре в школе и объяснение, где должен находиться учитель при эвакуации учеников.

Это все детально описано в совершенно не утратившем актуальность учебнике «Пожарная тактика» 1913 года авторства одного из самых выдающихся пожарных Николая Павловича Требезова.


Рис. 1. Фото Н. П. Требезова

Предлагаем коллегам прочитать этот отрывок книги.

«Во многих заграничных школах деятельность пожарных команд облегчается в значительной степени периодическим ознакомлением детей со способами быстрого, но в полном порядке оставления (эвакуация) школьных зданий при пожарной тревоге.


Рис. 2. Фрагмент учебника Н. П. Требезова «Пожарная тактика»

Такое ознакомление можно было бы вводить постепенно и в наших школах, возложив это на обязанность учителей, от которых в этих случаях требуется полное присутствие духа, хладнокровие, обдуманность, планомерность распоряжений и внушительный авторитет, основанные на уверенности в строгом исполнении учениками дисциплины. В чем же заключается дисциплина? Пожарная спасательная дисциплина заключается в строгом, вошедшем в привычку механическом исполнении установленных порядков и подчинении распоряжениям учителя. Такая дисциплина достигается целым рядом систематических упражнений. В деле спасания, во время возникновения пожара в школьных помещениях, главная задача состоит в быстрой, без нарушения порядка, эвакуации комнат, в которых находятся ученики, и в быстром, без замешательства, достижении безопасного от дыма и огня места.

Для эвакуации комнат следует соблюдать следующее:

1.     Классные скамьи должны иметь не более 4 мест. Проход между скамьями должен быть свободен для двоих, а в средине комнаты — для 4 учеников.

2.     Учитель, сообразуясь с расстановкой скамей, свободными проходами, расположением дверей и числом учеников, составляет план направления каждого ученика к выходным дверям.

3.     Указав каждому ученику то направление, по которому он должен следовать, учитель производит практические упражнения: сперва частные, а затем общие по всему классу одновременно. Установленный порядок эвакуации соблюдается постоянно по окончании классных занятий.

4.     Эвакуация комнат производится по установленному сигналу обыкновенным или беглым шагом в определенном такте с захватыванием учебных пособий или без них, при беглом же шаге, который употребляется в случае крайней опасности, — всегда без них.

5.     Обучение производится учителем гимнастики, где таковой имеется. В течение учебного сезона необходимо несколько раз производить проверку, подавая сигнал неожиданно для учеников во время урока. Для этого полезно пользоваться моментом, когда учитель замечает вялость, невнимание или переутомление учеников. Такие краткие перерывы занятий освежают физические силы и придают бодрость духу.

6.     Если выход через коридорные двери отрезан, необходимо искать спасения через окно. Предварительно открытия окон или разбития стекол следует закрыть все двери для предотвращения тяги воздуха, усиливающей огонь и направляющей дым в комнату. Если класс помещается в нижнем этаже, то выход через окно не сопряжен с особенной опасностью, но тем не менее требует известного знания, порядка и навыка.

7.     В случае действительного пожара учитель дает сигнал к эвакуации указанным путем только тогда, когда он осведомился, что проход через коридоры свободен.

8.     При эвакуации через двери учитель становится у одной из них, водворяет могущее произойти нарушение порядка и оставляет комнату последним.

При распределении классных помещений младшему классу следует отвести нижний этаж, а другим, по порядку возраста, — верхние этажи, причем верхние этажи должны быть снабжены балконами. В комнатах перед балконными дверьми, а по возможности и перед окнами должны быть повешены свернутые канаты с крючками на одном конце для прикрепления к балконным перилам или подоконникам. Так как даже для взрослых учеников, проделывающих на гимнастике все упражнения с канатами, спускание на канатах со значительной высоты, в особенности во время пожара, сопряжено с опасностью, то лучше всего рекомендовать устройство приставных лестниц к балконам или окнам или же выждать прибытия пожарной команды.

Выработав план эвакуации классных помещений, учителя должны несколько раз в году производить с учениками маневры, причем ни один из намеченных маршрутов не должен остаться не пройденным.


Рис. 3. Фрагмент учебника Н. П. Требезова «Пожарная тактика»

Полезно хотя бы один раз в год производить такие же маневры одновременно с учениками всех классов и в присутствии представителя местной пожарной команды. Такие маневры производились в С.‑Петербурге как в женской, так и в мужской половинах приюта Его Высочества Принца Ольденбургского (в д. № 36 по 12 роте Измайловского полка). 

Доказательством важности производства в школах пожарных тревог для обучения детей неторопливому и правильно организованному выходу из школьных помещений при первом сигнале или крике о помощи, с целью устранения обыкновенно возникающей при таких известиях паники, служит случай, который произошел однажды в г. Монреале в Северной Америке, в Канаде.

Дело было так: в Монреале несколько сот детей обоего пола школьного возраста находились вместе со своими надзирателями и воспитательницами в одной из городских церквей, как вдруг во время самой службы показался огонь в церковном подвале, где помещались все приборы и приспособления для отопления церкви. Ввиду переполнения церкви массою детей обстоятельство это могло иметь страшные последствия. Но вот среди церкви раздался резкий крик об опасности, крик, который они привыкли понимать как предупреждение о том, что огонь угрожает им и избежать опасности от него можно лишь быстрым выходом из помещения, но в полном порядке и нисколько не суетясь, иначе многим не миновать смерти. К этому крику о пожаре дети уже привыкли, так как много раз он уже раздавался в школе, и они уже знали, как надо поступать в подобных случаях: учитель и надзиратели неоднократно давали им соответственные указания, исполнения которых строго требовали. И в настоящее время дети исполнили в точности все эти указания, сразу поняв к тому же, что теперь это уже не тревога, а действительный пожар. Таким образом сотни мальчиков и девочек, без суеты и в полном порядке, немедленно стали в ряды и направились к выходу из церкви, которую и оставили, не испытав ни малейшего для себя вреда от огня благодаря существовавшей среди них дисциплине и усвоенной привычке действовать в подобных случаях. Правда, немногие между ними более нервные и впечатлительные вздумали было обратиться в бегство, но суровый оклик воспитателей тотчас же остановил это намерение детей, привыкших к исполнению приказаний и указаний их непосредственных руководителей, и они, оставшись в рядах, вышли вместе с другими.

Для цитирования: П. Ю. Князев «План эвакуации и эвакуация при пожаре (1913 год)» [электронный ресурс]. «План эвакуации при пожаре». — Электрон. дан. — Режим доступа: https://propb.ru/articles/obespechenie-bezopasnoy-evakuatsii/plan-evakuatsii-i-evakuatsiya-pri-pozha... свободный. Размещено 10 января 2023 года.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В этой статье рассмотрим подробно требования к проектированию и содержанию лестниц и лестничных клеток в зависимости от их типов. Расскажем, какие требования предъявляются к организации движения эвакуационных потоков, как выбрать тип эвакуационных лестничных клеток в зависимости от класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания, какими должны быть их геометрические параметры, уклон и допустимая ширина лестничных маршей. По подписке
Вопросы, связанные с направлением открывания дверей, актуальны практически для каждого объекта, поэтому важно знать и соблюдать правила открывания дверей, продиктованные требованиями пожарной безопасности.
В этой статье вы узнаете об ограничениях при устройстве эвакуационных путей, об их высоте, ширине, протяженности, о требованиях к их отделке, а также о содержании эвакуационных путей и выходов. По подписке
S-2510 (A015)
просмотры1086
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт