Определение понятия «пожарный риск», его виды, расчёт и независимая оценка простыми словами
youtube dzen

Определение понятия «пожарный риск», его виды, расчёт и независимая оценка простыми словами

Дата актуализации статьи: 22.04.2020 22.04.2020

Современное законодательство в области пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики оперирует понятием «пожарный риск» Нажмите для перехода на ПожВики. Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами. 

Для ответа на поставленные вопросы не обойтись без ссылок на положения действующих в настоящее время законов и нормативных документов по пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики.

Определение понятия «пожарного риска» и его видов приведено в статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — №123-ФЗ):

«28) Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей»;

«8) Допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий»;

«9) Индивидуальный пожарный риск — пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара Нажмите для перехода на ПожВики»;

«43) Социальный пожарный риск — степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара».

Как видно из определений, «пожарный риск» рассматривается как некая величина, которую можно измерить и получить конкретные значения. Они также установлены в №123-ФЗ:

«Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке» (10-6часть 1 статьи 79 №123-ФЗ);

«Величина индивидуального пожарного риска в зданиях , сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год» (10-6часть 1 статьи 93 №123-ФЗ);

«Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению Нажмите для перехода на ПожВики персонала действиям при пожаре Нажмите для перехода на ПожВики и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска» (10-4часть 3 статьи 93 №123-ФЗ);

«Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год» (10-8часть 4 статьи 93 №123-ФЗ);

 «Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год» (10-7часть 5 статьи 93 №123-ФЗ);

«Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите» (10-6 и 10-5часть 4.1 статьи 93 №123-ФЗ соответственно).

 

Эти сложные для понимания определения необходимо привести, чтобы не искать их каждый раз в объёмном тексте Технического регламента. Численным выражением индивидуального пожарного риска является частота воздействия опасных факторов пожара на человека, находящегося в здании. При этом она определяется для пожароопасной ситуации, характеризующейся наибольшей опасностью для жизни и здоровья людей, пребывающих в здании. Если полученное в результате вычислений значение превышает установленный уровень (10-6 в год), то пожарная безопасность объекта не обеспечена и необходимо разрабатывать дополнительные мероприятия по её повышению. Если вычисленное значение не превышает установленного уровня (10-6 в год), то считается, что пожарная безопасность объекта может быть обеспеченной.

Если простыми словами, то допустимый пожарный риск (10-6 в год) означает, что для конкретного объекта вероятность гибели в результате воздействия опасных факторов пожара не должна превышать 1 человека из миллиона побывавших на нём в течение года посетителей (работников, клиентов, жильцов, пациентов и т.д.). Именно это значение вычисляется в ходе расчётов пожарного риска

Если полученное в результате вычислений число превышает установленный уровень (10-6 в год), то пожарная безопасность объекта не обеспечена и необходимо разрабатывать дополнительные мероприятия по её повышению. Если вычисленное значение не превышает установленного уровня (10-6 в год), то пожарная безопасность объекта считается обеспеченной. 

Таким образом, расчёт пожарного риска — это вычисление по утверждённым в установленном порядке методикам фактического значения уровня пожарного риска на объекте защиты. Расчёт ведется для сравнения полученного результата с уровнем допустимого пожарного риска и дальнейшей оценки соответствия объекта защиты Нажмите для перехода на ПожВики требованиям пожарной безопасности.

Разъяснено уже многое, приведены ссылки на действующее законодательство, но пока не сказано самого главного — зачем и когда нужно проводить эти расчёты?

В соответствии с действующим законодательством расчёты пожарного риска могут:

- являться составной частью декларации пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики или декларации промышленной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики объекта;

- включаться в состав проектной документации объектов;

- использоваться при обосновании допустимых значений пожарного риска на объектах, для которых законами о технических регламентах и нормативными документами не установлены требования по пожарной безопасности;

- использоваться для принятия решений по разработке дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности объектов в случае превышения нормативных значений одним или несколькими расчётными значениями пожарных рисков;

- использоваться для обоснования обеспечения допустимых значений пожарного риска на объектах, для которых не в полном объёме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности.

На последнем пункте остановимся подробнее. Расчёты пожарного риска позволяют с помощью математических методов обосновать некоторые отступления от требований нормативных документов. Еще раз обращаем внимание именно на этот момент — расчёты пожарного риска позволяют обойти только некоторые требования нормативных документов, в то время как Требования Технических регламентов должны быть выполнены безусловно. 


Фабрика расчетов
Фабрика расчетов - приложения и сервисы для вычислений в сфере пожарной безопасности.
Сайт компании: https://fabras.ru/
 

Чтобы дальше не мучить читателя, перечислим эти «некоторые требования нормативных документов», невыполнение которых можно обосновать расчётами пожарного риска:

- превышение максимально допустимой площади пожарного отсека Нажмите для перехода на ПожВики;

- превышение проектной (нормативной) вместимости объекта;

- уменьшение ширины и увеличение протяжённости путей эвакуации (в том числе лестничных клеток) к эвакуационным выходам Нажмите для перехода на ПожВики;

- уменьшение нормативного количества эвакуационных выходов;

- уменьшение ширины эвакуационных выходов;

- нерассредоточенное взаимное расположение эвакуационных выходов;

- отсутствие систем противодымной защиты;

- низкий по отношению к нормативному тип системы оповещения Нажмите для перехода на ПожВики людей о пожаре;

- отсутствие (при определённых условиях) установок автоматического пожаротушения Нажмите для перехода на ПожВики.


Как видно, требования эти не столь уж многочисленны, но их строгое выполнение зачастую невозможно без затрагивания конструктивных элементов зданий. Расчёты позволяют на законном основании избежать устранения имеющихся нарушений, ограничиваясь только выполнением мероприятий, компенсирующих их. 

Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, которые учитываются методикой их проведения. Как уже указывалось выше, расчёты пожарного риска не позволят избежать выполнения требований Технического регламента, касающихся, например, отделки помещений и эвакуационных путей Нажмите для перехода на ПожВики или отсутствия эвакуационных выходов, а также мероприятий режимного характера, таких как содержание в надлежащем состоянии эвакуационных путей и выходов, устройств связи и первичных средств пожаротушения Нажмите для перехода на ПожВики, использование исправных электроприборов. Кроме того, не рекомендуется (хотя это и не сказано прямо в нормативных документах) обосновывать расчётом пожарного риска отсутствие внутреннего противопожарного водопровода Нажмите для перехода на ПожВики (или нарушения при его устройстве), снижение степени огнестойкости зданий Нажмите для перехода на ПожВики и отсутствие огнезащиты конструкций

До настоящего времени единого мнения среди специалистов по этим вопросам нет, поэтому лучше их не касаться во избежание дополнительных претензий со стороны надзорных органов

Также однозначно нельзя снять расчётом пожарного риска нарушения, касающиеся технических требований устройства систем оповещения людей о пожаре и установок автоматической пожарной сигнализации Нажмите для перехода на ПожВики. Они должны полностью соответствовать требованиям нормативных документов, что заложено в формулы методик вычисления. 


Теперь необходимо выяснить, что такое независимая оценка пожарного риска Нажмите для перехода на ПожВики. Соответствующее определение приведено в статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ

«Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима Нажмите для перехода на ПожВики, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска».

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — это, в отличие от расчётов пожарных рисков, принципиально новый (на дату его внедрения — с мая 2009 года, когда в силу вступил №123-ФЗ) вид оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а также механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. Новаторство заключается в том, что помимо государственного и ведомственного пожарного надзора за состоянием объектов данный вид деятельности может осуществляться третьими лицами, которые не зависят от собственника объекта.




  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
В соответствии с приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171 (зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2020 № 58127) с 28 апреля 2020 года не территории Российской Федерации начал действовать административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности (далее — Регламент).
S-133 (А002)
просмотры4460
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
/articles/nezavisimaya-otsenka-riska-v-oblasti-pb/opredelenie-ponyatiya-pozharnyy-risk-ego-vidy-raschyet-i-nezavisimaya-otsenka-prostymi-slovami/index.php