Определение понятия «пожарный риск», его виды, расчёт и независимая оценка простыми словами

Дата актуализации статьи: 22.04.2020 22.04.2020

Современное законодательство в области пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики оперирует понятием «пожарный риск» Нажмите для перехода на ПожВики. Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами. 

Для ответа на поставленные вопросы не обойтись без ссылок на положения действующих в настоящее время законов и нормативных документов по пожарной безопасности Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики.

Определение понятия «пожарного риска» и его видов приведено в статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — №123-ФЗ):

«28) Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности Нажмите для перехода на ПожВики объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей»;

«8) Допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий»;

«9) Индивидуальный пожарный риск — пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики»;

«43) Социальный пожарный риск — степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара».

Как видно из определений, «пожарный риск» рассматривается как некая величина, которую можно измерить и получить конкретные значения. Они также установлены в №123-ФЗ:

«Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке» (10-6часть 1 статьи 79 №123-ФЗ);

«Величина индивидуального пожарного риска в зданиях Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
, сооружениях Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов
(Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, статья 2, подпункт 23)
и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год» (10-6часть 1 статьи 93 №123-ФЗ);

«Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
(ФЗ №69-ФЗ)
Нажмите для перехода на ПожВики и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска» (10-4часть 3 статьи 93 №123-ФЗ);

«Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год» (10-8часть 4 статьи 93 №123-ФЗ);

 «Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год» (10-7часть 5 статьи 93 №123-ФЗ);

«Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите» (10-6 и 10-5часть 4.1 статьи 93 №123-ФЗ соответственно).

 

Эти сложные для понимания определения необходимо привести, чтобы не искать их каждый раз в объёмном тексте Технического регламента. Численным выражением индивидуального пожарного риска является частота воздействия опасных факторов пожара на человека, находящегося в здании. При этом она определяется для пожароопасной ситуации, характеризующейся наибольшей опасностью для жизни и здоровья людей, пребывающих в здании. Если полученное в результате вычислений значение превышает установленный уровень (10-6 в год), то пожарная безопасность объекта не обеспечена и необходимо разрабатывать дополнительные мероприятия по её повышению. Если вычисленное значение не превышает установленного уровня (10-6 в год), то считается, что пожарная безопасность объекта может быть обеспеченной.

Если простыми словами, то допустимый пожарный риск Допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
(10-6 в год) означает, что для конкретного объекта вероятность гибели в результате воздействия опасных факторов пожара не должна превышать 1 человека из миллиона побывавших на нём в течение года посетителей (работников, клиентов, жильцов, пациентов и т.д.). Именно это значение вычисляется в ходе расчётов пожарного риска. Если полученное в результате вычислений число превышает установленный уровень (10-6 в год), то пожарная безопасность объекта не обеспечена и необходимо разрабатывать дополнительные мероприятия по её повышению. Если вычисленное значение не превышает установленного уровня (10-6 в год), то пожарная безопасность объекта считается обеспеченной. 

Таким образом, расчёт пожарного риска — это вычисление по утверждённым в установленном порядке методикам фактического значения уровня пожарного риска на объекте защиты. Расчёт ведется для сравнения полученного результата с уровнем допустимого пожарного риска и дальнейшей оценки соответствия объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
.

Разъяснено уже многое, приведены ссылки на действующее законодательство, но пока не сказано самого главного — зачем и когда нужно проводить эти расчёты?

В соответствии с действующим законодательством расчёты пожарного риска могут:

- являться составной частью декларации пожарной безопасности Декларация пожарной безопасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.)
Нажмите для перехода на ПожВики или декларации промышленной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики объекта;

- включаться в состав проектной документации объектов;

- использоваться при обосновании допустимых значений пожарного риска на объектах, для которых законами о технических регламентах и нормативными документами не установлены требования по пожарной безопасности;

- использоваться для принятия решений по разработке дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности объектов в случае превышения нормативных значений одним или несколькими расчётными значениями пожарных рисков;

- использоваться для обоснования обеспечения допустимых значений пожарного риска на объектах, для которых не в полном объёме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности.

На последнем пункте остановимся подробнее. Расчёты пожарного риска позволяют с помощью математических методов обосновать некоторые отступления от требований нормативных документов. Еще раз обращаем внимание именно на этот момент — расчёты пожарного риска позволяют обойти только некоторые требования нормативных документов, в то время как Требования Технических регламентов должны быть выполнены безусловно. 


Фабрика расчетов
Фабрика расчетов - приложения и сервисы для вычислений в сфере пожарной безопасности.
Сайт компании: https://fabras.ru/
 

Чтобы дальше не мучить читателя, перечислим эти «некоторые требования нормативных документов», невыполнение которых можно обосновать расчётами пожарного риска:

- превышение максимально допустимой площади пожарного отсека Пожарный отсек — часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики;

- превышение проектной (нормативной) вместимости объекта;

- уменьшение ширины и увеличение протяжённости путей эвакуации Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
(в том числе лестничных клеток Лестничные клетки — пространство внутри здания, сооружения, предназначенное для размещения лестниц, подразделяются на два типа:
закрытые без наружных проемов и открытые - с проемами на каждом этаже (тип 1) и с проемами в покрытии (тип 2).
(СП 118.13330.2012)
) к эвакуационным выходам Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики;

- уменьшение нормативного количества эвакуационных выходов;

- уменьшение ширины эвакуационных выходов;

- нерассредоточенное взаимное расположение эвакуационных выходов;

- отсутствие систем противодымной защиты Система противодымной защиты — комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.)
;

- низкий по отношению к нормативному тип системы оповещения людей о пожаре;

- отсутствие (при определённых условиях) установок автоматического пожаротушения Автоматическая установка пожаротушения — установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне.
(СП 5.13130.2009.)
.


Как видно, требования эти не столь уж многочисленны, но их строгое выполнение зачастую невозможно без затрагивания конструктивных элементов зданий. Расчёты позволяют на законном основании избежать устранения имеющихся нарушений, ограничиваясь только выполнением мероприятий, компенсирующих их. Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, которые учитываются методикой их проведения.

Как уже указывалось выше, расчёты пожарного риска не позволят избежать выполнения требований Технического регламента, касающихся, например, отделки помещений Помещение — пространство внутри дома, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями
Примечание: Термины, характеризующие назначение различных помещений (например, спальня, кухня, ванная комната, коридор, кладовая и т.п.) являются общепринятыми и здесь не приводятся. Назначение помещений указывают в проекте дома
(СНиП 31-02-2001)
и эвакуационных путей Нажмите для перехода на ПожВики или отсутствия эвакуационных выходов, а также мероприятий режимного характера, таких как содержание в надлежащем состоянии эвакуационных путей и выходов, устройств связи и первичных средств пожаротушения Первичные средства пожаротушения — средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.)
Нажмите для перехода на ПожВики, использование исправных электроприборов. Кроме того, не рекомендуется (хотя это и не сказано прямо в нормативных документах) обосновывать расчётом пожарного риска отсутствие внутреннего противопожарного водопровода Внутренний противопожарный водопровод — совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам
(СП 10.13130.2009)
Нажмите для перехода на ПожВики (или нарушения при его устройстве), снижение степени огнестойкости зданий Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений и отсеков
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики и отсутствие огнезащиты конструкций Конструктивная огнезащита — способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на создании на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционного слоя средства огнезащиты. К конструктивной огнезащите относятся толстослойные напыляемые составы, огнезащитные обмазки, штукатурки, облицовка плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, с воздушными прослойками, а также комбинации данных материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями. Способ нанесения (крепления) огнезащиты должен соответствовать способу, описанному в протоколе испытаний на огнестойкость и в проекте огнезащиты
(СП 2.13130.2012)
. До настоящего времени единого мнения среди специалистов по этим вопросам нет, поэтому лучше их не касаться во избежание дополнительных претензий со стороны надзорных органов. Также однозначно нельзя снять расчётом пожарного риска нарушения, касающиеся технических требований устройства систем оповещения людей о пожаре и установок автоматической пожарной сигнализации Пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.)
. Они должны полностью соответствовать требованиям нормативных документов, что заложено в формулы методик вычисления. 


Теперь необходимо выяснить, что такое независимая оценка пожарного риска Нажмите для перехода на ПожВики. Соответствующее определение приведено в статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ: «Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима Противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
Нажмите для перехода на ПожВики, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска».

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — это, в отличие от расчётов пожарных рисков, принципиально новый (на дату его внедрения — с мая 2009 года, когда в силу вступил №123-ФЗ) вид оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а также механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. Новаторство заключается в том, что помимо государственного ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
и ведомственного пожарного надзора Ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
за состоянием объектов данный вид деятельности может осуществляться третьими лицами, которые не зависят от собственника объекта.



В разделе:
Читай также
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
В соответствии с приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171 (зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2020 № 58127) с 28 апреля 2020 года не территории Российской Федерации начал действовать административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности (далее — Регламент).
S-133 (А002)
просмотры2094

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.