Независимая оценка и Расчет пожарного риска: сходства и различия

Дата актуализации статьи: 22.04.2020 22.04.2020

Для человека, впервые сталкивающегося с тонкостями обеспечения пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики, понятия независимой оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики и расчета пожарных рисков Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики могут казаться если не полностью идентичными, то очень близкими. Между тем это далеко не так, но различия между понятиями очевидны только для специалиста. Попробуем разобраться, что общего содержат эти понятия и, главное, чем они отличаются. Для этого придётся вновь обратиться к положениям действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №123-ФЗ:

«1. Каждый объект защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
(ФЗ №69-ФЗ)
Нажмите для перехода на ПожВики, обеспечение безопасности Нажмите для перехода на ПожВики людей и защита имущества при пожаре.

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара Система предотвращения пожара — комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, систему противопожарной защиты Система противопожарной защиты — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию)
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

В свою очередь согласно статье 2 Федерального закона №123-ФЗ:

«41) Система противопожарной защиты — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию)».

Как оценить, обеспечивает ли созданная хозяйствующим субъектом система обеспечения пожарной безопасности собственно пожарную безопасность. Критерии оценки приведены в статье 6 Федерального закона №123-ФЗ:

«1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности… расчёт пожарного риска не требуется».

Объясним то же самое более понятными словами.

1. Если на объекте выполнены все требования, изложенные в №123-ФЗ, и при этом пожарный риск не превышает допустимых значений (что должно быть подтверждено соответствующим расчётом), то его пожарная безопасность считается обеспеченной.

2. Если на объекте выполнены все требования, изложенные в №123-ФЗ и в нормативных документах по пожарной безопасности, то его пожарная безопасность считается обеспеченной даже при отсутствии расчёта пожарного риска.

Всё. Это исчерпывающие ответы на ранее поставленный вопрос – либо одно, либо второе. Никаких третьих, четвёртых и так далее вариантов законом не предусмотрено. 

Несмотря на внушительные объёмы Технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ), технические требования, относящиеся к обеспечению пожарной безопасности зданий непосредственно в нём, всё же конечны и не так многочисленны, как может показаться на первый взгляд. Остаётся разобраться, что понимается под термином «нормативные документы по пожарной безопасности»? Определение приведено в части 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ:

«3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности , применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона».

В этом-то и сокрыты подводные камни технического регулирования в области пожарной безопасности. Своды правил, национальные стандарты и иные документы весьма многочисленны и, кроме того, периодически изменяются, отменяются и пересматриваются, что делает более рациональным наличие расчёта пожарного риска по объекту защиты.


Фабрика расчетов
Фабрика расчетов - приложения и сервисы для вычислений в сфере пожарной безопасности.
Сайт компании: https://fabras.ru/

Итак, из всего сказанного делаем вывод, что независимая оценка пожарного риска (далее — НОР) и расчёт пожарного риска (далее — РПР) совершенно разные понятия. При этом РПР может являться составной частью НОР, но ни в коем случае не заменяет её. Результатом НОР является заключение эксперта о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности даже при отсутствии РПР. Сам по себе РПР (без НОР) не говорит о том, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, поскольку не предусматривает проверки соблюдения хозяйствующим субъектом противопожарного режима Противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
Нажмите для перехода на ПожВики.

Для удобства восприятия представим перечисленные утверждения в виде таблицы. 

НОР

РПР

Определение

Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.

Вычисление по утверждённым в установленном порядке методикам фактического значения уровня пожарного риска на объекте защиты, осуществляемое для сравнения полученного результата с уровнем допустимого пожарного риска Допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
и дальнейшей оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Соотношение понятий

Может включать в себя РПР как составную часть, но может и не содержать РПР (если на объекте помимо требований Технических регламентов полностью выполняются и требования нормативных документов по пожарной безопасности).

Может являться составной частью НОР и (или) Декларации пожарной безопасности Декларация пожарной безопасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.) 
Нажмите для перехода на ПожВики, но может выступать и как самостоятельный документ, учитываемый при проверках органами государственного пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности. Нажмите для перехода на ПожВики

(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)

Цель проведения

Подтверждение соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, сопровождающееся выдачей заказчику соответствующего Заключения.

Снятие с контроля отступлений от ряда требований нормативных документов с математическим подтверждением того, что имеющиеся конструктивные и объёмно-планировочные решения, а также инженерно-техническое оснащение объекта позволяют обеспечивать его соответствие требованиям пожарной безопасности при надлежащем соблюдении противопожарного режима.

Обоснование имеющихся параметров зданий и разработка, в случае необходимости, дополнительных мер по повышению их пожарной безопасности.


Ну а что же общего между этими понятиями? Только то, что оба они каким-то образом связаны с пожарной безопасностью или есть ещё что-нибудь?

Главное, о чём стоит помнить — ни независимая оценка пожарного риска, ни расчет пожарных рисков не защищают от пожаров и от ответственности за их возникновение. Это лишь элементы сознательного отношения к своему имуществу, своей безопасности, своей жизни.



В разделе:
Читай также
Современное законодательство в области пожарной безопасности оперирует понятием «пожарный риск». Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами.
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
S-134 (А002)
просмотры226

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.