Административная ответственность для экспертов в области оценки пожарного риска
В 2017 году в законодательстве в области аудита пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики произошли весомые изменения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ. Одним из важных нововведений стало установление административной ответственности для экспертов в области оценки пожарного риска.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска Нажмите для перехода на ПожВики (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, могут быть привлечены к административной ответственности
Нажмите для перехода на ПожВики как должностные лица экспертной организации.
Данная статья устанавливает административную ответственность за:
-
нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты
Нажмите для перехода на ПожВики требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
-
подписание экспертом в области оценки пожарного риска заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности).
Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики утвержден постановлением Правительства РФ 31.08.2020 N 1325.
Заведомо ложное заключение эксперта – Определение
Данное понятие подробно раскрывается в ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», исходя из которого можно сделать следующие выводы:
Заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска всегда имеет общественную опасность. Данное действие — это всегда прямой умысел эксперта, который подготовил положительное заключение на объект защиты, либо без выезда на объект, либо по договоренности с заказчиком на основании исходных данных, заведомо не соответствующих фактическому противопожарному состоянию объекта.
Поэтому попросить у эксперта положительное заключение, если объект не соответствует требованиям пожарной безопасности, равнозначно стать соучастником в административном правонарушении.
Из каких элементов складывается состав административного правонарушения по ч.9 ст. 20.4 КоАП РФ?
Состав административного правонарушения — это совокупность его основных признаков, необходимых для привлечения виновного лица к административной ответственности, который включает в себя четыре обязательных элемента: субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона.
Объективная сторона правонарушения
по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ заключается в совершении вышеуказанных деяний и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) (ч. 1, 3 ст. 3.11 КоАП РФ).
Субъективная сторона правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ характеризуется виной должностного лица.
Помните! Административное правонарушение — это всегда виновное действие.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объектом правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ выступает совокупность общественных отношений в области пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара Нажмите для перехода на ПожВики, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара
Нажмите для перехода на ПожВики. Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции
Нажмите для перехода на ПожВики и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Субъектом правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ является должностное лицо — эксперт в области оценки пожарного риска.
Нужно отметить, что не все должностные лица в области оценки пожарного риска являются субъектами административного правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «экспертом в области оценки пожарного риска является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)».
Для того чтобы физическое лицо было признано субъектом административного правонарушения по ч.9 ст. 20.4 КоАП РФ, необходимо установить несколько признаков:
Во-первых, лицо должно замещать должность в экспертной организации, с правом подписания заключения об оценке пожарного риска.
Во-вторых, лицо должно в установленном Порядке пройти квалификационный экзамен и получить квалификационное удостоверение должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска.
Порядок аттестации экспертов в области оценки пожарного риска утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.05.2018 N 602 «Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска».
Ранее эксперты также являлись должностными лицами экспертной организации, однако проходили квалификационные испытания в ином порядке, установленном Приказом МЧС РФ от 22.06.2010 N 288 «Об утверждении Положения о комиссии МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и Положения о квалификационной комиссии МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям». Указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу с 25.11.2018 в связи с изданием Приказа МЧС России от 04.10.2018 N 425.
Таким образом, работники экспертной организации, не осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска и не аттестованные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.05.2018 N 602 «Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска» не могут являться субъектами административного правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанная позиция также подтверждается Письмом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №48-1514-19 от 12.12.2017.
При обжаловании Постановлений пожарного инспектора всегда необходимо помнить, что:
Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения (абз. 2 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В соответствии пп. 1, 2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствия события и состава административного правонарушения.
Примеры решений из судебной практики:
- Комментарии
