Административная ответственность для экспертов в области оценки пожарного риска

Дата актуализации статьи: 24.04.2020 24.04.2020

В 2017 году в законодательстве в области аудита пожарной безопасности Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
произошли весомые изменения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ. Одним из важных нововведений стало установление административной ответственности для экспертов в области оценки пожарного риска Эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица экспертной организации Экспертная организация — юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, и включенное в реестр экспертных организаций
(Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ. Об аккредитации в национальной системе аккредитации)
.

Часть 9 ст. 20.4 КоАП РФ

Данная статья устанавливает административную ответственность за:

  1. нарушение экспертом в области оценки пожарного риска Эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)
    (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
    порядка оценки соответствия объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
    (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
    требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
    (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
    , установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
    (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
    (аудита пожарной безопасности);

  2. подписание экспертом в области оценки пожарного риска заведомо ложного заключения Заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима
    (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
    о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности).

Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.

Заведомо ложное заключение эксперта – Определение

Данное понятие подробно раскрывается в ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», исходя из которого можно сделать следующие выводы:

Заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска Заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
всегда имеет общественную опасность. Данное действие — это всегда прямой умысел эксперта Эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, который подготовил положительное заключение на объект защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, либо без выезда на объект, либо по договоренности с заказчиком на основании исходных данных, заведомо не соответствующих фактическому противопожарному состоянию объекта Противопожарное состояние объекта — состояние объекта, характеризуемое числом пожаров и ущербом от них, числом загораний, а также травм, отравлений и погибших людей, уровнем реализации требований пожарной безопасности, уровнем боеготовности пожарных подразделений и добровольных формирований, а также противопожарной агитации и пропаганды
(ГОСТ 12.1.033-81)
.

Поэтому попросить у эксперта положительное заключение, если объект не соответствует требованиям пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, равнозначно стать соучастником в административном правонарушении.

Из каких элементов складывается состав административного правонарушения по ч.9 ст. 20.4 КоАП РФ?

Состав административного правонарушения — это совокупность его основных признаков, необходимых для привлечения виновного лица к административной ответственности, который включает в себя четыре обязательных элемента: субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона.

Объективная сторона правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ заключается в совершении вышеуказанных деяний и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
(аудита пожарной безопасности) (ч. 1, 3 ст. 3.11 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ характеризуется виной должностного лица.

Помните! Административное правонарушение — это всегда виновное действие.

Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Объектом правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ выступает совокупность общественных отношений в области пожарной безопасности.

Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
(ФЗ №69-ФЗ)
, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
. Требования пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
и сооружениям Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов
(Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, статья 2, подпункт 23)
, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Субъектом правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ является должностное лицо — эксперт в области оценки пожарного риска.

Нужно отметить, что не все должностные лица в области оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
являются субъектами административного правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «экспертом в области оценки пожарного риска является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
(аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)».

Для того чтобы должностное лицо было признано субъектом административного правонарушения по ч.9 ст. 20.4 КоАП РФ, необходимо установить несколько признаков:

Во-первых, эксперт в области оценки пожарного риска Эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
должен быть трудоустроен в экспертной организации Экспертная организация — юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, и включенное в реестр экспертных организаций
(Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ. Об аккредитации в национальной системе аккредитации)
, которая будет являться для него основным местом работы, а проведение независимой оценки пожарного риска Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
(аудита пожарной безопасности) будет являться одним из основных видов деятельности экспертной организации, предусмотренных ее учредительными документами (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 07.04.2009 N 304).

Во-вторых, эксперт в области оценки пожарного риска должен в установленном Порядке пройти квалификационный экзамен и получить квалификационное удостоверение должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска.

Порядок аттестации экспертов в области оценки пожарного риска утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.05.2018 N 602 «Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска», который вступил в силу 25.11.2018.

Ранее эксперты Эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
также являлись должностными лицами экспертной организации Экспертная организация — юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, и включенное в реестр экспертных организаций
(Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ. Об аккредитации в национальной системе аккредитации)
, однако проходили квалификационные испытания в ином порядке, установленном Приказом МЧС РФ от 22.06.2010 N 288 «Об утверждении Положения о комиссии МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и Положения о квалификационной комиссии МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям». Указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил силу с 25.11.2018 в связи с изданием Приказа МЧС России от 04.10.2018 N 425.

Таким образом, должностные лица экспертной организации, работающие по совместительству или по гражданско-правовому договору и не аттестованные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.05.2018 N 602 «Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска» не могут являться субъектами административного правонарушения по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ.

Указанная позиция также подтверждается Письмом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №48-1514-19 от 12.12.2017.

При обжаловании Постановлений пожарного инспектора Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
всегда необходимо помнить, что:

Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения (абз. 2 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В соответствии пп. 1, 2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении Производство по делам об административных правонарушениях — деятельность государственных инспекторов по привлечению юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности (предупреждению, административному штрафу) за административные правонарушения в области пожарной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации)
не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствия события и состава административного правонарушения.

Примеры решений из судебной практики:

  1. Решение по делу № 5-312/2017;

  2. Решение по делу № 12-367/2018;

  3. Решение по делу №12-127/2018;

  4. Решение по делу № 12-101/2019.



В разделе:
Читай также
Расчет пожарного риска для здания производственного типа включает в себя прохождение ряда последовательных этапов.
Современная оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в которой широко применяется расчет пожарных рисков, формировалась несколько десятилетий. Чтобы получить полное представление о ней, нужно немного углубиться в историю этого вопроса.
В этой статье вы познакомитесь с программным комплексом для расчета пожарного риска Fenix+. Узнаете о назначении Fenix+, о его интерфейсе и функционале, о создании отчетов, нюансах работы с программой и тарифах.
S-199
просмотры52