Обзор проектов изменений в административные регламенты по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности (нашли и разобрали 16 важных нововведений)

Дата актуализации статьи: 16.07.2021 16.07.2021

За последнее время в рамках механизма так называемой «регуляторной гильотины» было отменено и изменено большое количество нормативных актов, затрагивающих различные виды деятельности, в том числе изменения коснулись и сферы, связанной с получением заинтересованными лицами лицензий МЧС России на право осуществления деятельности в области пожарной безопасности.

С 1 января 2021 года (Приказ МЧС России от 22.10.2020 № 779 «О внесении изменений в некоторые административные регламенты, утвержденные приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в части предоставления государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности») некоторые изменения претерпели и административные регламенты, определяющие состав, последовательность и сроки выполнения лицензирующим органом административных процедур при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности, а именно:

  1. Административный регламент по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Приказом МЧС России № 291 от 28.05.2012).

  2. Административный регламент по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (утв. Приказом МЧС России № 473 от 24.08.2015).

Но законодательство в области пожарной безопасности, в том числе в сфере лицензирования такой деятельности, продолжает меняться, в связи с чем административные регламенты вновь потребовали своей актуализации, и в этих целях на официальном портале проектов нормативных правовых актов были размещены тексты соответствующих проектов Приказов МЧС России (далее — Проекты):

  1. «О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом МЧС России от 28 мая 2012 г. № 291 (https://regulation.gov.ru/projects#npa=117136).

  2. «О внесении изменений в Административный регламент ‎Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», утвержденный приказом МЧС России от 24 августа 2015 г. № 473 (https://regulation.gov.ru/projects#npa=117139).

Все планируемые к внесению изменения направлены на приведение административных регламентов в соответствие с иными нормативными правовыми актами, регулирующими область лицензирования деятельности в сфере пожарной безопасности. Давайте рассмотрим, какие же основные изменения нам предлагают Проекты в этот раз:

1. Процедуру «переоформления лицензии» заменяет процедура «внесения изменений в реестр лицензий».

Как мы уже знаем, с 1 января 2021 года была отменена выдача лицензий в форме бумажного документа на специальном бланке в пользу внесения записи в специальный реестр лицензий, полномочия на формирование и ведение которого предоставлены МЧС России. В связи с этим вполне логичным видится и решение о приведении административных регламентов в соответствие и в этой части.

Дополнительно напомним, что такой реестр является открытым и общедоступным государственным информационным ресурсом, размещенным в сети Интернет на официальном сайте МЧС России, найти его можно здесь.

2. Уменьшается срок на предоставление сведений о конкретной лицензии (выписки из реестра лицензий).

В настоящее время сведения о конкретной лицензии (выписка из реестра лицензий) предоставляются лицензирующим органом по заявлению заинтересованного лица в течение пяти рабочих дней, Проекты же предлагают уменьшить этот срок до трех рабочих дней, что вполне разумно, ведь сформировать выписку из такого реестра лицензирующему органу не составит большого труда.

3. Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности соискатель лицензии может указать в виде иных идентифицирующих данных.

 Соискатель лицензии в соответствующем заявлении в настоящее время в обязательном порядке должен указать три адреса: адрес места нахождения, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и почтовый адрес. Теперь же Проекты предлагают возможность, при указании соискателем лицензии в соответствующем заявлении адресов места осуществления лицензируемого вида деятельности, указывать другие данные, которые позволят идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности и которые могут быть указаны как в дополнение к почтовому адресу, так и вместо него при его отсутствии.

4. Указание адреса электронной почты (e-mail) в заявлении будет обязательным.

Формы соответствующих заявлений предусматривают поле для указания адреса электронной почты (e-mail) соискателя лицензии/лицензиата, но в настоящее время административные регламенты содержат оговорку, что такие данные указываются только при их наличии.

Проектами административных регламентов же предусматривается, что со дня их вступления в силу указание адреса e-mail почты будет обязательным. Иными словами, такое поле будет обязательным к заполнению. Это связано с тем, что взаимодействие лицензирующего органа и соискателя лицензии/лицензиата все больше и больше переводится в формат электронного.

5. Обязательное подтверждение принадлежности заявителю адресов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

В настоящее время административный регламент по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, почему-то не содержит среди перечня документов, прилагаемых к заявлению, документы подтверждающие принадлежность заявителю помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, хотя Положение о лицензировании соответствующего вида деятельности (утв. постановлением Правительства РФ № 1128 от 28.07.2020) это требует.

Проект же предлагает добавить к перечню документов, прилагаемых к соответствующему заявлению, также и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя производственных объектов. Если мы заглянем в ФЗ № 248-ФЗ от 11.06.2021 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», то увидим, что к производственным объектам, в том числе, относятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, которыми граждане и организации владеют и/или пользуются (пп. 3 п. 1 ст. 16).

6. Новое основание для отказа в предоставлении лицензии.

Напомним, что в настоящее время предусматривается только два основания для отказа в предоставлении лицензии, это:

  • наличие в представленных соискателем лицензии заявлении и/или прилагаемых документах недостоверной или искаженной информации;

  • установленное несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В Проектах предусматривается третье, абсолютно новое основание, — наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности, действующей лицензии на данный вид деятельности, предоставленной этим лицензирующим органом.

Таким образом, также устраняется возможность возникновения ситуации, когда при желании, например, оказывать новые работы (услуги) или оказывать работы (услуги) по месту осуществления деятельности, не указанному в действующей лицензии, лицензиат вместо заявления о переоформлении лицензии подает заявление о предоставлении лицензии. Ранее у лицензирующего органа юридического основания для отказа на такое заявление не было, но фактически это представлялось невозможным, так как для этого существует отдельная процедура, предусматривающая именно переоформление уже действующей лицензии.

7. Возможность получения лицензии только на те работы (услуги), соответствие которым было подтверждено.

Ранее в ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» уже была добавлена возможность получения лицензии только на те виды работ/услуг, которые были подтверждены заявителем. Таким образом, Проекты лишь приводят административные регламенты в соответствие с указанным федеральным законом.

Это означает, что если по результатам оценки соответствия лицензирующий орган выявит несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, то лицензия по просьбе соискателя может быть предоставлена только на те виды работ/услуг и/или на то место(-а) осуществления лицензируемого вида деятельности, в отношении которых было подтверждено такое соответствие.

То есть, если вы, например, указали в заявлении на предоставление лицензии составы работ с первого по девятый (предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), но фактически при проведении лицензирующим органом процедуры оценки соответствия смогли подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям только по шести составам работ, то у вас будет два варианта:

  • получить отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии;

  • изъявить желание на предоставление лицензии только по шести составам работ.

В данном случае соискатель лицензии имеет возможность не потерять государственную пошлину, уплаченную за предоставление лицензии (7500 руб.). А недостающие составы работ/услуг или место(-а) осуществления лицензируемого вида деятельности в последующем всегда можно будет добавить посредством внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.

8. Вместо процедуры проверки вводится процедура оценки соблюдения соискателем лицензии/лицензиатом лицензионных требований.

Такая оценка будет проводиться в случаях:

  • подачи заявления о предоставлении лицензии;

  • подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий (при изменении/добавлении места осуществления деятельности и/или изменения перечня составов работ).

Оценка будет проводиться в двух возможных формах:

1. Документарная оценка.

Проверяются сведения, содержащиеся в представленном заявлении и документах. Проводится по месту нахождения лицензирующего органа.

2. Выездная оценка.

Проверяется состояние производственных объектов, технических средств, оборудования, иных объектов, а также наличие работников.

Проводится по месту(-ам) осуществления лицензируемого вида деятельности.

Результат оценки оформляется актом оценки. В случае выявления несоответствий соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям в акте указывается, каким именно требованиям он не соответствует, а также каким нормативным правовым актом такое требование установлено.

9. Упор на электронное взаимодействие.

Новые административные регламенты после утверждения и вступления в силу Проектов будут максимально ориентированы на электронное взаимодействие лицензирующего органа и соискателя лицензии/лицензиата. Все документы, начиная от самого заявления о получении/переоформлении лицензии и заканчивая выпиской из реестра лицензий, можно будет подать/получить в форме электронного документа, в том числе с использование портала «Госуслуги». Причем документы, направляемые лицензирующим органом, в обязательном порядке должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

10. Право на отзыв заявления о предоставлении лицензии/внесении изменений в реестр лицензий.

Такое право может быть реализовано соискателем лицензии/лицензиатом до момента принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий соответственно.

11. Запись о предоставлении лицензии вносится в соответствующий реестр в день принятия решения.

В настоящее время такая запись вносится в день регистрации приказа о предоставлении лицензии, но между изданием приказа и его регистрацией порой проходит несколько дней. Таким образом, данная правка также видится вполне положительной.

12. Уведомлять о предоставлении лицензии теперь планируют в течение одного рабочего дня.

В настоящее время такой срок составляет три рабочих дня со дня внесения записи в реестр лицензий. Правда, срок уведомления об отказе в предоставлении лицензии остается прежним — три рабочих дня.

13. Выписки из реестра лицензий на бумажном носителе выдавать больше не планируют.

В 2020 году вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о том, что в связи с введением реестровой модели предоставления лицензий предусматривается возможность получения выписки из такого реестра лицензий как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе (за плату).

Уже заранее было понятно, что так как все идет по пути электронного взаимодействия, то и возможности получения выписки на бумажном носителе, пусть даже и за плату (3000 руб.), долго не просуществовать.

Таким образом, с марта 2022 года выписка из реестра лицензий планируется предоставляться бесплатно и только в форме электронного документа.

14. Меняется процедура и порядок внесения изменений в реестр лицензий.

Проектами предусматривается следующая процедура и порядок внесения сведений в реестр лицензий:

а) сведения:

  • о реорганизации юридических лиц (далее — ю/л) в форме преобразования, слияния (при условии наличия соответствующей лицензии у каждого ю/л, участвующего в слиянии), присоединения;

  • об изменении наименования лицензиата, изменении наименования филиала, в том числе иностранного ю/л;

  • об изменении адреса места нахождения лицензиата, изменении адреса места нахождения филиала, в том числе иностранного ю/л;

  • об изменении Ф. И. О. индивидуального предпринимателя (далее — ИП);

  • об изменении места жительства ИП;

  • об изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП, будут вноситься лицензирующим органом в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации. Подавать какое-либо заявление от лицензиата не потребуется.

Но необходимо отметить, что здесь сделана оговорка, если в автоматическом режиме внесения таких изменений не произошло, то лицензирующий орган их должен будет внести вновь на основании все того же заявления о внесении изменений в реестр лицензий;

б) сведения об изменении:

  • номера телефона;

  • адреса электронной почты будут вноситься лицензиатами в реестр самостоятельно; какой-либо проверки достоверности таких сведений лицензирующий орган проводить не будет;

в) сведения об изменении:

  • мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

  • изменении перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, будут вноситься в реестр лицензий лицензирующим органом на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий и после положительного результата проведенной оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

Если изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности было вызвано переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или территории, изменением нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, то оценка соответствия лицензиата лицензионным требованиям не проводится;

г) сведения об изменении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, будут вноситься лицензирующим органом на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий.

15. Государственную пошлину за переоформление лицензии более взимать не планируют.

Проекты планируют исключить установленную в настоящее время государственную пошлину за переоформление лицензий в следующих размерах:

  • переоформление лицензии в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности — 3500 руб.;

  • переоформление лицензии в других случаях — 750 руб.

Можно предположить, что это связано с изменением процедуры и порядка внесения изменений в реестр лицензий (см. п. 14 настоящей статьи).

16. Вместо копии описи лицензирующий орган может направить уведомление о приеме.

Как мы знаем, при подаче заявления и документов в лицензирующий орган для получения лицензии или для внесения изменений в реестр лицензий заявителем в обязательном порядке должна быть оформлена опись таких документов (в свободной форме). Сейчас лицензирующий орган обязан вернуть в адрес заявителя копию такой описи с отметкой о дате приема документов.

Проекты же предусматривают, что в случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием портала «Госуслуги» лицензирующий орган вместо копии такой описи направляет заявителю в его личный кабинет уведомление, подтверждающее дату приема заявления и прилагаемых к нему документов. Такое уведомление должно быть направлено в день приема соответствующего заявления.

В случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов иным способом (через МФЦ при предоставлении им такой услуги либо путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) копия описи все также вручается заявителю в день приема либо направляется почтовым отправлением. При этом по просьбе заявителя копия описи может быть направлена на адрес его электронной почты.

Указанные изменения в административные регламенты планируется ввести в действие с 1 марта 2022 года, а пока предлагаем принять участие в общественном обсуждении указанных Проектов на официальном портале нормативных правовых актов, которое продлится до 23 июля 2021 года.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Мы подготовили подробную пошаговую инструкцию о порядке заполнения и направления интерактивных форм уведомлений о начале и об окончании выполнения работ в области пожарной безопасности с использованием портала «Госуслуги».
Что понимается под подтверждением лицензии МЧС, и какова ее периодичность? В чем заключаются новые полномочия МЧС по приостановлению и аннулированию лицензий? Как изменились требования к местам осуществления лицензируемых видов деятельности? Почему необходимо уведомлять МЧС о выполнении работ, предусмотренных лицензией МЧС, и когда необходимо начинать это делать? Об этом, а также об иных изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ, в части, касающейся лицензий МЧС, вы узнаете, прочитав данную статью.
В настоящее время порядок лицензирования, а также лицензионные требования к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены одноименным Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. Но, как мы уже знаем, оно утрачивает свою силу и перестает действовать с начала 2021 года.Новое Постановление № 1128 несколько расширяет и уточняет лицензионные требования в данной сфере деятельности. Рассмотрим подробнее, что именно изменится с 2021 года.
S-1510 (А006)
просмотры2592