Разъяснение по вопросам применения сводов правил «обязательного» и «добровольного» применения в рамках Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер
баннер (1).jpg

Разъяснение по вопросам применения сводов правил «обязательного» и «добровольного» применения в рамках Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ

Дата актуализации статьи: 29.05.2024 21:00:00 29.05.2024
прослушать текст

Разъяснения касаются в первую очередь вопросов общестроительных, но в сводах правил системы Минстроя России есть ряд положений, содержащих требования пожарной безопасности как «добровольного», так и «обязательного» применения. Поэтому данное разъяснение будет актуально и в рамках обеспечения пожарной безопасности.

Согласно части 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в технических регламентах.

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

Статья 6 ФЗ 384-ФЗ устанавливает документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

Часть 1 статьи 6 устанавливает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Часть 7 статьи 6 устанавливает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с ч. 5.2 ГрК РФ № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) для определения применения перечня нормативных документов в части «обязательных требований» и «добровольных требований» берется дата выдачи ГПЗУ и определяются перечни, действовавшие на эту дату.

«Обязательный перечень» утверждается ПП РФ. Берем соответствующее действующее ПП РФ на дату ГПЗУ — это ПП815 в ред. ПП914. Далее согласно п. 2 ПП815 в ред. ПП914 застройщик выбирает перечень «обязательных требований» согласно указанным в пункте условиям «дата начала проектирования» (таким образом, у застройщика есть выбор в применении именно обязательных требований).

Согласно техническому заданию на разработку СТУ ОС в части обязательных требований для проектирования объекта применяются требования, включенные в «Перечень...», утв. постановлением Правительства от 28.05.2021 № 815, в редакции, действующей до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 914 (т. е. ПП815 в первичной редакции).

Согласно части 8 статьи 6 ФЗ 384-ФЗ в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от «обязательных требований», подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями.

Таким образом, в СТУ можно обосновать отступления только от документов обязательного применения.

«Добровольный перечень» утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Указанный перечень добровольного применения применяется исходя из даты выдачи ГПЗУ.

Неверно применять для проектирования актуальный утвержденный нормативный документ (СП, ГОСТ и т. п.) на дату выдачи ГПЗУ, если на дату выдачи ГПЗУ он еще не включен в соответствующий перечень.

Например, по поводу СП 113.13330.2016 на настоящий момент все информационно-справочные системы пишут «Документ утратил силу с 06.11.2023 в связи с изданием приказа Минстроя России от 05.10.2023  718/пр, утв. новый Свод правил СП 113.13330.2023». Однако в качестве документа, обеспечивающего соблюдение «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», установлен СП 113.13330.2016 (пример актуален до 27.04.2024), т. к. он указан в соответствующем перечне.

С учетом изложенной информации часто возникает ситуация, когда для проектирования одного объекта в части обязательных требований применяется, например, СП 54.13330.2016 и только следующие его части: разделы 4 (пункты 4.3, 4.7, 4.8 (абзацы первый, третий, четвертый и шестой), 4.9, 4.10 (абзац первый), 4.11, 4.12); 5 (пункты 5.1, 5.3 (абзац первый), 5.7, 5.8); 6 (пункты 6.5, 6.7); 8 (пункты 8.2 (за исключением последнего абзаца), 8.4, 8.12, 8.13); 9 (пункты 9.6, 9.7, 9.10, 9.16, 9.18 (за исключением абзаца четвертого); 9.19, 9.21, 9.22, 9.27, 9.34); 10 (пункты 10.4 (за исключением абзаца первого), 10.6), а в части добровольных требований одновременно с обязательными требованиями применяется СП 54.13330.2022. Наше мнение, что при таком разночтении технических требований в отношении одного и того же предмета нормирования следует приоритетными считать требования обязательного применения.

В целом в рамках ФЗ 384-ФЗ концепция нормирования при проектировании объекта предусматривает исполнение требований обязательного применения, а в части требований добровольного применения проектные решения должны быть обоснованы ссылками на требования добровольного применения.

Таким образом, в проектной документации отступления (невыполнение, нарушение) могут быть только от требований обязательного применения, а требования добровольного применения используются как ссылки для обоснования проектных решений.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
S-3078 (А040)
просмотры424
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт