Техническое обслуживание огнетушителей. Правильный журнал
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер(1).png
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

Техническое обслуживание огнетушителей. Правильный журнал

Дата актуализации статьи: 06.09.2022 12:30:00 06.09.2022
прослушать текст

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья. Знаете, почему переносные огнетушители за рубежом бывают и зеленые, и голубые, и черные, а у нас исключительно только красные? Я думаю, что нашим огнетушителям очень стыдно за то, сколько действий предписано проводить с ними нашими же сказочными нормативными документами. Некоторое время назад я сделал видео о выборе огнетушителя по нормам, выборе, который требует от человека, который этот выбор делает, довольно глубоких и знаний, и умений пользоваться нормативными документами. И вот после этого видео на портал «PRO ПБ» посыпались вопросы типа: «Выбрали мы огнетушитель, хорошо, а что с ним делать дальше? Какие необходимо действия с ним проводить — обслуживать, осматривать? Как все это оформить?». Признаюсь, ответить на этот вопрос было непросто, так как, невзирая на то, что я без малого 20 лет занимался пожарной профилактикой на практической работе, что-то всегда оставалось без должного внимания. И вот только сейчас мы с коллегами, специалистами по пожарной безопасности Вафиной Марией Михайловной и Франкевичем Яном Владимировичем, смогли более-менее полно описать процедуру работы с огнетушителем, который находится на объекте. Это потребовало прежде всего анализа нормативных документов, регулирующих и производство, и устройство огнетушителей, и, вообще, действия с ними. Их мы свели в единый перечень. В разделе «Энциклопедия» сайта ptm01.ru в статье «Огнетушитель» мы собрали максимальное количество нормативных документов по огнетушителям. К современным можно отнести: Правила противопожарного режима, Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» и ряд нормативных документов, которые входят в перечень, утвержденный решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2021 года № 163. Еще недавно требования к первичным средствам пожаротушения, в том числе к огнетушителям, содержались в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», но какие-то умные люди, действительно, исключили из пожарного техрегламента все, что касается огнетушителей. Но при этом в приказе Росстандарта от 14 июля 2020 года № 1190, в котором утвержден перечень нормативных документов, в результате выполнения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований вот этого техрегламента, нормативные документы к огнетушителям остались. При этом в состав этих документов входят и старые ГОСТ восьмидесятых годов, в том числе ГОСТ 12.4.009-83* «Пожарная техника для защиты объектов». К этим же нормативным документам мы относим и ГОСТ 12.4.026-2015, так как в нем содержится информация по обозначению места размещения огнетушителей. И включили некоторые архивные документы. Возможно, этот перечень неполный, возможно, он требует дополнения, я буду благодарен, если кто-то поможет его дополнить.

Кроме анализа нормативных документов потребовалась значительная по объему переписка с МЧС, которую мы вели даже не в целях разобраться в теме, потому что странно было бы рассчитывать, что те, кто написал такие непонятные нормы, внесут в вопрос их соблюдения хоть какую-то ясность в этой переписке. Мы хотели просто обратить внимание разработчиков документов на ту, по моему мнению, откровенную дурь, которая в этих документах написана. Мне самому не очень нравится, что я вынужден употреблять такие недипломатичные выражения, я делаю это безо всякого удовольствия, по-другому просто сказать не могу. Но посмотрите всего на один пример такого безобразного нормирования, напишите в комментариях: согласны вы с моей оценкой или нет, стоит ли мне выбрать какое-то другое выражение. Оцените это по одному очень показательному моменту. В приложении к национальному стандарту ГОСТ Р 59641-2021 имеется обязательная форма журнала проведения технического осмотра огнетушителя, обратите внимание: технического осмотра. Во втором столбце этого журнала следует указывать дату и вид проведенного технического осмотра, однако в следующий столбец нужно занести уже результаты технического обслуживания, так технический осмотр и техническое обслуживание — это одно и то же или это разное? А ведь от этого зависит, кто будет выполнять эти работы: либо ответственный, который, по мнению МЧС, имеет право проводить технический осмотр, либо лицензиат МЧС, то есть та организация, которая имеет соответствующее разрешение от МЧС на проведение технического обслуживания огнетушителей, поскольку техническое обслуживание первичных средств пожаротушения — это лицензируемый вид деятельности. Но как пел Владимир Семенович Высоцкий — это были еще цветочки, ягодками же явилось то, что мы с коллегами обнаружили шесть разных журналов, карточек, этикеток, паспортов, которые упомянутые выше нормативные документы предписывают оформлять при техническом обслуживании и эксплуатации одного огнетушителя. Шесть разных документов — посудите сами. В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации в пункте 60 указано, что учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В национальном стандарте ГОСТ Р 59641-2021 в пункте 4.6 говорится о том, что на огнетушитель заводится карточка учета огнетушителя и оформляется журнал проведения технического осмотра огнетушителя по форме, приведенной в приложении А. Помимо карточки учета огнетушителя, необходимо для этого же огнетушителя оформить в каком-то установленном порядке, причем не понятно чем этот порядок установлен, акт постановки огнетушителя на оснащение объекта. Об этом же говорит и пункт 5.1.2 того же стандарта. Результат проверки заносят в карточку учета огнетушителя и в журнал проведения технического осмотра огнетушителя. И в приложении А приведены еще несколько журналов, которые надо заполнять. Но и это еще не все: дублирующие документы указаны в своде правил СП 9.13.130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации». Пункт 4.1.33 уже этого нормативного документа говорит о том, что огнетушитель должен иметь специальный паспорт, видимо, в дополнение к карточке учета и акту постановки, а учет проверки наличия состояния огнетушителя следует вести в журнале по рекомендованной форме, то есть еще в одном журнале. При этом и в национальном стандарте 2021 года, и в своде правил 2009 года есть еще несколько форм журнала, которые необходимо заполнять при техническом обслуживании этого же огнетушителя, при ремонте и перезарядке этого же огнетушителя. Зачем на один огнетушитель оформлять столько документов совершенно непонятно. Вообще, ругать эти документы можно, конечно, довольно долго, поводов море. Но улучшать их МЧСники вряд ли будут в ближайшее время, а работать с ними нужно уже сейчас, как бы запутаны и неудобоваримы они не были.

У нас с коллегами, как я думаю, получилось составить алгоритм решения всего этого вопроса работы с огнетушителем. На самом деле любая задача профилактики выполняется очень просто, нужно ответить себе на конкретные вопросы: как что-то делать, когда это нужно делать, кто это будет делать, где это зафиксируем? И в этом случае мы начали со сроков, составив в программе Microsoft Excel такой вот калькулятор. Перед тем, как начать эксплуатировать огнетушитель, мы должны провести первоначальную проверку. И мы заносим вот в эту ячейку дату этой проверки, например, 3 сентября 2022 года. Мы понимаем, что ежеквартальную проверку мы должны провести 3 декабря 2022 года, следующую — 3 марта 2023 года и ежегодную поверку — 3 сентября 2023 года, то есть спустя год после постановки огнетушителя на вооружение. Точно так же рассчитываются даты ежеквартальной проверки в последующие годы эксплуатации. Единственное, что следует здесь учесть, это то, что сроки перезарядки огнетушителя исчисляются не с даты первоначальной проверки, а с даты его изготовления. Затем мы выписали все действия, которые необходимо выполнить с огнетушителем в те сроки, о которых я говорил выше, с одним-единственным огнетушителем и сформулировали возможный результат.

Первое необходимое нам действие — это заполнение документов, которые дублируют друг друга: это эксплуатационный паспорт огнетушителя, заполняемый согласно положениям свода правил СП 9.13.130.2009 под номерами 4.1.33, 4.3.5, 4.4.14, 4.4.21, 4.5.1, это же карточка учета огнетушителя согласно положениям 4.2, 4.6, 5.1.2 национального стандарта ГОСТ Р 59641-2021 и до кучи это акт постановки огнетушителя на оснащение объекта, который никто не знает как выглядит, но который должен быть по пункту 4.6 к тому же национальному стандарту. Содержание его одинаково, что для эксплуатационного паспорта, что для карточки учета. Огнетушителю присваивается номер, указывается его тип, указывается марка огнетушителя, хотя я, например, не знаю, что такое «марка огнетушителя», и никто из тех ребят, которые профессионально занимаются производством, сертификацией огнетушителей, что такое марка именно огнетушителя мне подсказать не смогли. Указывается завод-изготовитель, заводской номер, дата изготовления, вся информация, предусмотренная нормативными документами. Далее указывается дата введения огнетушителя в эксплуатацию, она же дата первоначальной проверки и автоматически по тому калькулятору, который я уже представил, заполняются разделы «сроки первоначальной», «сроки ежеквартальной» и «сроки ежегодной» проверок на первый и на последующие годы эксплуатации. А дальше все банально просто. По результатам проведения первоначальной проверки, проведенной такого-то числа, мы выполняем определенные действия, предусмотренные конкретными пунктами конкретных нормативных документов, проверка отсутствия вмятин, сколов, глубоких царапин. Мы можем сразу указать: «Неудовлетворительное состояние — имеются сколы или глубокие царапины». И при необходимости мы можем ввести иную уточняющую информацию: проверка защитных лакокрасочных покрытий, проверка наличия порядкового номера, проверка состояния предохранительного устройства. Обратите внимание: все, что здесь указано, необходимо выполнять в соответствии с конкретными пунктами конкретных нормативных документов, — подчеркну это еще раз, это взято не из головы, это не наши фантазии. Единственное, что мы включили в первоначальную проверку и чего нет в нормах — это проверку места установки огнетушителей и подходов к нему, потому что нам кажется чрезвычайно нелогичным, что мы во время первоначальной проверки вот этот параметр не проверяем, а проверяем его только при ежеквартальной проверке, то есть, по мнению разработчиков нормативного документа, мы этот огнетушитель должны взять, поставить как-то, он три месяца будет стоять, а через три месяца мы проводим проверку места установки и подходов к нему — это неправильно. Вообще, непонятно, почему ежеквартальная проверка должна быть чуть больше, чем первоначальная. Мы эту недоработку нормативных документов, а я считают это именно она, исправили в процессе подготовки нашего алгоритма работы с огнетушителем, поэтому ежеквартальная проверка первая, вторая просто дублирует первоначальную проверку, а к проверке ежегодной добавляются действия по выбору трех процентов огнетушителей и их разборке.

После этого выпускник моего авторского курса профессиональной переподготовки, специалист по пожарной профилактике Ян Владимирович Франкевич, проделал все эти действия с несколькими огнетушителями, в результате чего он определил то время, которое необходимо затратить и на оформление эксплуатационного паспорта, и на первоначальную проверку, и дальше на ежеквартальные проверки. И это, в свою очередь, помогло рассчитать рабочее время на осуществление трудовых действий по обслуживанию одного огнетушителя по всем требованиям пожарной безопасности, и, следовательно, зная количество огнетушителей и зная время выполнения каждого действия от заполнения эксплуатационного паспорта до проверки массы огнетушителей и масса огнетушащего вещества в огнетушителе, мы можем рассчитать точное количество рабочего времени, которое потратит один работник, занимаясь техническим обслуживанием огнетушителей на объекте. Если их будет тысяча, то нам необходимо 60 рабочих дней для выполнения всех этих функций и необходим один работник, выделенная должность, только для того, чтобы заниматься обслуживанием огнетушителей. Соответственно, если их будет 2000, то нам нужно два работника, если 500, то мы можем взять работника на полставки. Мне представляется, что это очень полезная функция, которая поможет достоверно обосновать и бюджет организации по данному направлению, — это важно для тех пожарных специалистов, которые работают непосредственно на объектах, и обосновать стоимость своих услуг — это пригодится всем коллегам, которые выступают в роли подрядчиков. Я еще раз подчеркну, что умение выбить хороший бюджет, — это, на самом деле, ключевой фактор успеха работы пожарного специалиста, потому что профилактика зависит от денег, которые в нее вливают.


Итак, мы с вами знаем, в какие сроки должны выполняться определенные действия, что представляют собой эти действия, и какой именно результат мы хотели бы видеть. Но тут сталкиваемся со следующей проблемой: мы уместили все вот эти действия на один лист, привязав его к форме Google Таблиц, заточенный под вот такой планшет, с которым я обычно провожу проверки, — это сразу и определенного рода шпаргалка. Мы можем посмотреть и вспомнить, какое действие мы провели или пропустили, и форма отчета: сделал, отметил, распечатал, — и вот он, готовый журнал. Но была одна проблема: наша форма не совпадает с той волшебной формой журнала технического осмотра из ГОСТ Р 59641.2021, и с формой журнала технического обслуживания она не совпадает из СП 9.13.130, а форма журнала эксплуатации, о которой говорится в Правилах противопожарного режима, вообще никак не определена, не говоря уже о карточке учета, этикетке, акте постановки на вооружение, — это все не привязывается к нашей форме. А, к сожалению, для многих МЧСников форма более важна, чем содержание.

Мне очень памятно одно судебное решение. В решении девятого арбитражного апелляционного суда указано, что акты проверки работоспособности, то есть документ проведения работ по техническому обслуживанию, был оформлен, но был оформлен не в соответствии с утвержденной формой приложения 19 приказа МЧС России от 28.05.2012 № 292, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью «АЛАРМ СИСТЕМС» было привлечено к административной ответственности, и это решение отменено не было, то есть признали лицензиаты МЧС вину в нарушении лицензионных требований. Так что оставлять без внимания слова «обязательная форма» из ГОСТ Р 59641.2021 и из других документов — это неправильно. И как поступить, имея обязанность оформить столько журналов, столько актов по разным формам на один огнетушитель тоже непонятно. И поэтому мы обратились в МЧС, спросили: «А зачем столько разных документов на один огнетушитель? Нельзя ли оформить журнал по нашей форме, где прописаны все действия, их результаты, где все уже готово? Неужели формы важнее содержания?», — вот такой был общий посыл письма. Но про нашу форму МЧСники вообще ничего не ответили, тем самым нарушив, по моему мнению, законодательство «об обращении граждан», не рассмотрев вопрос по существу, а по сути ответил такое вот. В письме ВНИИПО МЧС Россия от 1 июля 2022 года № ИГ-117-1063-12-2 сказано: «Поскольку в Правилах противопожарного режима отсутствует пример оформления ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, а журналы, приведенные в приложении Г к СП 9.13.130-2009, носят рекомендательный характер, то необходимо оформлять документы по техническому обслуживанию огнетушителей согласно приложению А, — и тут, коллеги, я не поверил своим глазам, — ГОСТ Р 59641-2001». Сначала я подумал, что мы ошиблись при подготовке этого раздела сайта и неправильно написали, полез смотреть в оригинал письма, но на самом деле ошиблись не мы, а работники ВНИИПО и в официальном документе указали какой-то несуществующий ГОСТ, но это техническая опечатка, придираться к ней вряд ли имеет смысл. Важно другое: оформлять документы по техническому обслуживанию огнетушителей следует согласно приложению А к этому национальному стандарту, то есть журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, вот эти журналы должны быть объединены вот в этой вот форме.

Ладно, подумали мы, раз коллегам так важна форма, пожалуйста. Мы, как говорится, от разных жизненных ситуаций сложных только крепчаем и впихнули, можно сказать, «невпихуемое» и все те действия, которые описаны выше, включили в ту форму, которая так важна для МЧС, доказав попутно, что хорошее содержание не испортишь никакой самой странной формой. В результате мы получили, по-моему, все, чтобы и волки были сыты, и МЧСовцы целы. На этом листе Еxсel есть все, что требуется по форме МЧС: номер и марка огнетушителя, дата и вид проведенного технического осмотра, скрепя сердцем, мы написали результаты технического обслуживания в следующей графе, хотя не понимаем до сих пор, как дата и вид проведенного технического осмотра могут привести к результатам технического обслуживания, но все по форме. А дальше в графе «Внешний вид и состояние узлов огнетушителя» мы вписали все то, что уже с вами проработали: это отсутствие вмятин, сколов и царапин по тем самым требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов, это проверка защитных лакокрасочных покрытий, это проверка состоянии предохранительного устройства, это проверка манометра, гибкого шланга, — все то же самое, точно так же мы проверяем. Точно так же можем выбрать: соответствуют или не соответствуют, отсутствуют или в наличии, — все то же самое, только вбито в одну ячейку таблицы по форме МЧС. Проверяем все: от внешнего вида, состояния до обозначений места расположения огнетушителя. Используем все нормативные документы и в результате получаем один лист журнала, который я предлагаю назвать «Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты», отдельный том, посвященный огнетушителям, и указать, что он же является журналом проверки наличия состояния огнетушителей, он же журнал проведения технического осмотра огнетушителей и так далее. И таким образом мы сможем решить эту волнующую многих специалистов проблему.

Как вы видите, этот лист журнала тоже рассчитан на один огнетушитель. А дальше все просто: проводится техническое обслуживание, что занимает примерно полчаса, результаты технического обслуживания записываются в этот журнал по МЧСовской форме, что занимает примерно 2 минуты, а при хорошей сноровке — всего одну, а дальше распечатывается лист журнала на один огнетушитель, потом на второй, потом на третий и так далее. К ним прикрепляется сверху титульный лист, а затем эти все листы сшиваются в один ежеквартальный журнал эксплуатации, он же журнал учета, он же журнал технического обслуживания, осмотра и прочее и прочее. И дальше в следующем квартале распечатывается второй журнал, потом третий, потом четвертый. Я лично рекомендую распечатать его на формате А3, так, на мой взгляд, будет красивее, но и формат А4 вполне допустим. Вот с лупой вполне можно рассмотреть, что там написано. Журнал распечатывается, складывается, хранится и показывается разным проверяющим.

Собственно, по этой схеме я и работал на практике без малого 20 лет и никаких претензий к такому ежеквартальному, поквартальному стилю работы и оформлению журналов нет. Так что теперь, уважаемые коллеги, мы знаем точно, какие действия нам необходимо провести с огнетушителем, в какие сроки и как это все должно быть оформлено. Единственное, что осталось подсветить, так это вопрос: кто должен выполнять все эти действия? Но это отдельная тема, которую мы рассмотрим в следующий раз. Да, на всякий случай для отдельных особо придирчивых пользователей портала «PRO ПБ» хочу пояснить, что в начале этого видео, когда я говорил про разные цвета огнетушителей, я пошутил. Я в курсе, что разноцветные огнетушители раньше выпускались по британским стандартам в зависимости от того, какое огнетушащее вещество в нем содержится. И это, кстати, было прекрасно и, по-моему, от этого зря отказались в новых BS. Зря, действительно, сделали их все красными, хотя и с цветовой маркировкой по тому виду огнетушащего вещества, которое в нем находится, так что в начале этого видео была шутка, специально поясняю для тех, кто поспешит меня поймать на ошибке.

На этом, уважаемые коллеги, я с вами попрощаюсь. Всего вам доброго, до новых встреч.

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
В данном материале автор блога Князев П.Ю. отвечает на очень непростой вопрос, связанный с подтверждением процедуры изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и сооружений. При этом он, как обычно, аргументирует свое мнение исходя из четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований законодательства, мнений МЧС и Минстроя, а также судебной практики.
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
S-2364(А015)
просмотры6732
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт