Пожарно-технический минимум мертв. Да здравствует профессиональная переподготовка!
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Пожарно-технический минимум мертв. Да здравствует профессиональная переподготовка!

Дата актуализации статьи: 16.02.2022 12:22:00 16.02.2022
прослушать текст

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Недавний приказ МЧС, приказ № 806, который, казалось бы, должен устранить противоречия в вопросах обучения мерам пожарной безопасности: кто, как, чему должен обучаться; кто, как, кого должен обучать, — на самом деле составлен так, что только больше путаницы внес в этот вопрос. И количество вопросов и на портале «PRO ПБ», и через мой сайт «ПТМ01.РУ», и от слушателей курса профессиональной переподготовки, который я веду, и вообще просто от специалистов по пожарной безопасности поступают с такой скоростью, в таком объеме, в таком количестве, что я понял, что тот открытый урок, который мы недавно провели, своей цели не достиг. Хотя там я проводил открытый урок на базе учебного центра. На этом открытом уроке, вроде бы, я все разъяснил, и опять же разъяснил так, как я считаю, не претендуя, естественно, на истину в последней инстанции, но понимая, что мое мнение как специалиста направлено в конечном итоге на противопожарную защиту. Но это мнение или не было услышано, или его не так поняли, или, действительно, я растянул вот этот вот открытый урок на хорошую лекцию, а людям требовался другой вид подачи материала: им требовались конкретные ответы на конкретные вопросы. Поэтому в части, касающейся пожарно-технического минимума, дополнительного профессионального образования как по программам профессиональной переподготовки, так и по программам повышения квалификации, по программам противопожарного инструктажа, я сейчас планирую сделать серию видео с конкретными ответами на конкретные вопросы. Первый из таких вопросов, которые особо волнуют людей, которые постоянно поступают в мой адрес, это вопрос: «Что же делать с пожарно-техническим минимумом?», — потому что в этом приказе все составлено так, что, вроде бы, казалось бы, и те коллеги, которые не привыкли задумываться над нормой, а привыкли прочитать и выполнить, прочитать и выполнить, они пребывают в каком-то заблуждении относительно этой темы. Так вот, казалось бы, пожарно-технический минимум, вроде бы, пока еще допустим. До 1 марта 2022 года можно пройти это обучение и на три года забыть, как считают ошибочно некоторые, про дополнительное профессиональное образование. Давайте разберемся с этим вопросом: является ли пожарно-технический минимум тем, чем можно заменить, как это написано в приказе МЧС, дополнительное профессиональное образование и профессиональную переподготовку».

Путаницу и неразбериху внес 5-й пункт приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806. В этом пункте указано действие настоящего приказа № 806, который, повторюсь, регулирует обучение мерам пожарной безопасности с 1 марта этого года. Так вот, действие настоящего приказа не распространяется на лиц (обратите внимание: не распространяется в целом — это важный момент, мы потом к нему вернемся), прошедших обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с вот этим вот приказом 645, который перестает действовать с 1 марта 2022 года до даты истечения сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных этим приказом. То есть первый абзац 5-го пункта говорит, что если обучение, причем и по программам противопожарного инструктажа, и по программам пожарно-технического минимума, было пройдено по старым нормам, то до истечения сроков действия этого приказа по новым нормам обучать никого не надо. И второй абзац 5-го пункта говорит, что пункт 2 приложения 3 к настоящему приказу не распространяется на лиц, прошедших обучение минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с приказом МЧС России, указанным в абзаце втором пункта 4 статьи приказа, то есть опять по этим старым нормам. То есть если вы проходили пожарно-технический минимум, то вам не нужно проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования — профессиональная переподготовка. Так думают те, кто буквально это читает, и не задумываются над смыслом. А мы как пожарные специалисты должны задумываться над смыслом, иначе грош нам цена как пожарным специалистам, если мы будем любой информационный повод использовать как указание к действию, а не как то, над чем надо подумать, посмотреть — хорошо это или плохо влияет на пожарную безопасность. И дальше, исходя из этого, понимать действия, потому что пожарный специалист всегда рассматривает любой вопрос с 4 позиций. Первая позиция (самая важная) — это фактическая опасность: как то или иное действие повлияет на фактическую пожарную опасность или безопасность? Без этого нельзя даже думать о каких-то других действиях. Второй аспект, который прорабатывается пожарным специалистом в любом вопросе, — это пожарная безопасность де-юре, что с точки зрения закона представляет собой то или иное требование пожарной безопасности, то или иное действие, которое нужно совершить для того, чтобы достичь нашей цели, опять же фактической противопожарной защиты. Мы должны рассмотреть этот вопрос с правовой позиции. Третий аргумент пожарного специалиста — это мнение различного рода органов исполнительной власти, которые призваны не только производить со скоростью бешеного принтера эти нормативные правовые акты и нормативные документы, но и следить за тем, чтобы они исполнялись, и разъяснять людям, как их исполнять. Этот момент тоже следует учитывать. Ну и последний аргумент — это всегда судебная практика, хотя в данном случае, конечно, никакой судебной практики пока нет. Как раз, наоборот, мы сформулируем сегодня готовые аргументы для суда, для прокурора, для следователя, для того, чтобы им проще было разобраться в этом вопросе. Давайте приступим и рассмотрим фактическую угрозу, фактическую пожарную опасность, безопасность в связи с этим приказом МЧС.

Как связано обучение мерам пожарной безопасности и фактическая пожарная безопасность на объекте? Дело в том, что чем больше человек знает, тем лучше он сможет обеспечить пожарную безопасность на том участке, на котором он ею занимается. Неважно — гражданин это, руководитель организации, специалист по пожарной безопасности. Чем больше ты знаешь, тем лучше и эффективнее ты работаешь. Я думаю: это можно принять за аксиому, я думаю: это утверждение, не требующее какого-либо доказательства. Больше того, я считаю, что ни инженерия, ни право, а педагогика и психология должны стать основой системы обеспечения пожарной безопасности не только в России, но и во всем мире. Но это небольшое отступление, а пока чем больше ты знаешь — тем выше уровень пожарной безопасности. Примем это за аксиому. А откуда ты получаешь знания? От того или иного преподавателя, того или иного курса и, по-моему, совершенно очевидно, что чем больше тебя обучают, чем больше часов учебных предусмотрено на освоение той или иной программы, тем лучше. Что сделало МЧС в пятом пункте приказа, который мы процитировали в абзаце 2. А оно просто приравняло того, кто получал какой-либо, когда-либо документ по программам пожарно-технического минимума, к тем, кто обучался по дополнительным профессиональным программам — профессиональная переподготовка. Потому что если действие этого приказа, который устанавливает, что ряд лиц должны проходить профессиональную переподготовку, не распространяется на тех, кто имеет удостоверение ПТМ, то это и есть уравнивание этих двух видов обучения. Но послушайте: вот у меня есть сертификат о том, что я окончил курсы пожарно-технического минимума для руководителей и ответственных за пожарную безопасности учреждений, офисов. Я обычно обучался в академии государственной противопожарной службы, потому что есть определенный практический лайфхак, — обучаться либо во ВНИИПО (Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны), либо в академии. Потому что приходит потом инспектор, ты ему говоришь: «Вот смотри, это академический сертификат, есть вопросы?» Но вопрос не в том, как я его сдавал, этот тест, хотя там такие вопросы были, — волосы вставали дыбом. Вопрос в объеме этого курса. Объем пожарно-технического минимума для руководителей, ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах), — 10 часов. Печать и подпись, печать академии государственной противопожарной службы.

И что получается? Предположим, что у меня не было бы пожарно-технического образования, что мне не нужно получать дополнительное профессиональное образование, профессиональную переподготовку минимальным объемом 250 часов. Мне достаточно тех десяти часов, которые я прошел в 2016 году. Если по старому приказу я через три года должен был это повторить и получить новый сертификат, то по новому приказу по абзацу 2 пункта 5 вот этого мне достаточно на всю жизнь, чтобы обеспечивать пожарную безопасность не только в офисах, потому что вот в этом новом 806 приказе никакого уточнения по направлению подготовки, по объему нет. Просто «прошел обучение по курсу пожарно-технического минимума», так сформулировали, — можешь не проходить профессиональную переподготовку. А теперь давайте представим: человек не получил той информации, которую я, например, на курсах своих даю даже не за 250, а за 280 часов, он не прослушал лекции, он не участвовал в практических занятиях. Ему выдали сертификат, что он обучался 10 часов. Сравните 10 и 280 — есть разница? Есть. А мы с вами определили: чем больше ты учишь — тем больше ты знаешь, чем больше ты знаешь — тем выше уровень пожарной безопасности. Так, значит, абзац 2 пункта 5 приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года негативно влияет на уровень пожарной безопасности, если он допускает вот такую странную взаимозаменяемость. Если достаточно было хоть когда-то пройти вот эти 10 часов и можно не учиться 250, хотя если вдруг ты никогда не проходил эти 10 часов, то ты должен отучиться по полной программе 250 часов. Как можно сравнить несравнимое? Что произойдет в результате? Об этом мы поговорим в конце, потому что результат для руководителя организации, для ответственного за пожарную безопасность, для инспектора ГПН, который это пропустит, может оказаться плачевным. Поговорим об этом в выводе, а вот пока, я думаю, совершенно очевидно негативное влияние приказа МЧС России № 806 от 18 ноября 2021 года на фактическую пожарную безопасность объекта защиты. Хорошо, некоторые коллеги почему-то убеждены, что любой приказ МЧС — это закон. Вот коллега написала, например, на своем форуме «ВКонтакте», что можно, используя это, быстренько получить сейчас ПТМ и забыть про все остальное. Это тоже не совсем так, это тоже некоторое непонимание того, что подзаконный акт, который законным-то не является, не может противоречить закону. Давайте разберем это все с позиций де-юре.

Чем с точки зрения прав вообще определяется необходимость проводить какое-то обучение руководителям организаций своих работников. С моей точки зрения, это регулируется статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 год № 69 «О пожарной безопасности», в которой указано, что руководитель организации обязан обучать своих работников мерам пожарной безопасности. И возникает тогда у них вопрос: а как нам это сделать? Как это сделать правильно? На этот вопрос отвечает статья 25 того же Федерального закона, в которой указано, что обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа и что нас интересует в рамках темы этого видео, — дополнительным профессиональным программам. И тут возникает небольшой такой правовой коллапс. Дело в том, что требования к содержанию указанных программ, порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, то есть МЧС. Но это утверждение противоречит профильному закону, который регулирует вопросы образования. МЧСники просто попытались влезть в то, что не является их прерогативой, потому что все, что касается дополнительных профессиональных программ, которые осуществляются в рамках дополнительного профессионального образования, регулирует совершенно другой федеральный орган исполнительной власти. Здесь уместно вспомнить Корнея Ивановича Чуковского: «Кому велено чирикать — не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать — не чирикайте! Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» Что же, по-моему, лучше не скажешь. Здесь мы имеем то же самое. Специалисты по пожарной безопасности объявили обучение мерам пожарной безопасности дополнительным профессиональным образованием, забыв, что регулирует дополнительное профессиональное образование другой орган исполнительной власти. Каким образом МЧС, являясь специалистом в области пожарной безопасности, будет определять порядок утверждений согласования дополнительных профессиональных программ, когда этот порядок уже определен в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Здесь все указано: все, что нужно, здесь уже есть и не требуется от МЧС определять порядок согласования программ дополнительного профессионального образования, которые по закону ни с кем не согласовываются, поскольку образовательная организация по закону «Об образовании» обладает автономностью. Но это тоже, наверное, стоит вынести в отдельную тему: надо ли согласовывать эти программы, кем они разрабатываются, нужно ли буквально следовать вот этому содержанию программы из 806 приказа, на который без слез не взглянешь, на эти типовые программы. Это все второй вопрос, мы это обсудим. Сейчас надо понять: ПТМ сюда как-то можно впихнуть, я не вижу как, потому что ПТМ не является дополнительным профессиональным образованием, он просто не подходит под это по часам, по тем самым часам, которые, как мы выяснили, нужны для фактического обеспечения пожарной безопасности. Потому что чем больше ты учишься — тем лучше ты потом эту пожарную безопасность обеспечиваешь. Исходя из этой логики, очень правильно в правилах противопожарного режима тоже убрали словосочетание «пожарно-технический минимум», убрали эту привязку. В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, указано, что обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. И что получается, если вот эти вот руководители организации сейчас, как советуют некоторые люди, получат быстренько корочку ПТМ, что в итоге получится? Даже если они пройдут это обучение, которое и нуждалась-то в реформировании, потому что никто не обучался, — все корочки покупали. Даже если они пройдут, предположим, это обучение, что будет дальше? Они будут знать 10 часов, в объеме 10 часов ту информацию, те знания, умения, навыки они будут получать вместо 250. Это положительно скажется на пожарной безопасности? Нет. Это будет являться нарушением закона? Да. Почему? Потому что нарушена будет 37 статья Федерального закона «О пожарной безопасности». Руководитель организации не обеспечил обучение мерам пожарной безопасности. Почему не обеспечил? Потому что это обучение по 25-й статье того же Федерального закона «О пожарной безопасности» реализуется по дополнительным профессиональным программам и это же содержится в подзаконном акте — Правилах противопожарного режима. А вот упоминание о возможности учиться по программам ПТМ и на три года забыть про этот приказ вообще — это, что называется, от лукавого, потому что это противоречит тем нормативным правовым актам, которые я назвал. И не с 1 марта этого года, а с того момента, когда внесли изменения в этот Федеральный закон. Вот с этого момента инспектор, любой инспектор, видит корочку ПТМ, даже академическую, даже выдаваемую академией, если она выдана после 11 июня 2021 года, он говорит: «Ребята, у вас нарушена статья 25 Федерального закона “О пожарной безопасности”». «Так, — говорите ему, — а почему?» А потому, что это не дополнительное профессиональное образование. Это противоречит 25-й статье, это противоречит пункту 3, это противоречило до издания этого приказа, это противоречило во время издания этого приказа и это будет противоречить после вступления этого приказа в силу, потому что этот приказ не имеет никакого приоритета перед постановлением правительства и федеральным законом. А вот вам право, а не фантазии. И в данном случае права бьются с фактической пожарной безопасностью, потому что чем больше учишься — тем лучше обеспечиваешь пожарную безопасность. Мы это взяли как аксиому. И очень странно, что и фактической пожарной безопасности, и праву противоречит мнение МЧС, во-первых, выраженное в приказе, а во-вторых, подтверждаемое в многочисленных письмах.

Вообще, я сторонник работы с письмами МЧС. Иногда их можно просто коллекционировать как образец высочайшего непрофессионализма. Достаточно вспомнить фразу о степени огнестойкости плит подвесного потолка, а иногда, действительно, встречаются очень умные, дельные мысли, правильные мысли. Но в случае с письмами, которые разъясняют положение 806‑го приказа, я, честно говоря, даже затрудняюсь. По мне, так весь приказ настолько ненужный, учитывая то, что на самом деле и без него все понятно. Достаточно, повторюсь, достаточно того, что федеральный закон устанавливает необходимость обучения и вид обучения — дополнительное профессиональное образование, и это же подтверждается в подзаконном акте. И дальше все переходит в сферу образовательной организации. Повторюсь, сейчас я не касаюсь инструктажей — это вопрос отдельного видео. А так все понятно и без этого. Мы дополнительную профессиональную переподготовку проводили задолго до вступления в силу, задолго до того, как появился проект приказа 806, и учили людей достаточно успешно. Отзывы от этих обучаемых об их практической работе на основании того, как мы провели занятия, мне лично льстят. Поэтому обращений таких много, писем таких много. Шакирова Анастасия, директор учебного центра «ТАКИР», подготовила несколько писем по запросам разъяснений — получила ответы. PRO ПБшники тоже направили обращение от 1 февраля 2022 года — получили ответ. И МЧС, видимо, столько получило запросов, что решило информационное письмо неопределенному кругу лиц направить. И 22 декабря 2021 года написало письмо, на самой даже формулировке не хочу останавливаться, потому что во всех этих письмах повторяется та же самая ошибка из приказа ПТМ пожарно-технический минимум, — не понятно какой вид обучения, не относящийся ни к одному из видов образовательной деятельности, приравнен к дополнительному профессиональному образованию — профессиональная переподготовка. Так вот это письмо, мне последний абзац очень интересен, одновременно отмечает, что настоящее письмо не содержит правовых норм, носит информативный характер, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний временного или постоянного характера. Но везде, во всех письмах, повторяется та же ошибка: ПТМ равно дополнительное профессиональное образование. И что получается? Давайте подумаем о мотивации тех, кто ратует за возможность не проходить профессиональную переподготовку, а удовольствуется только пожарно-техническим минимумом. Так как судебной практики нет, давайте выдвинем гипотезу: что будет, если вдруг на объекте, где человек, где руководитель организации обошелся пожарно-техническим минимумом и не стал обучаться более серьезно. Что будет на этом объекте, если, не дай бог, кто-то погибнет.

Итак, произошла трагедия. Но это же не просто трагедия — это уголовная ответственность для руководителя организации, ответственного за пожарную безопасность, это 219 статья уголовного кодекса. И дальше следствие будет разбираться — не МЧС, не инспектор, для которого имеют значение вот эти письма или приказы МЧС, будет разбираться следователь. И он будет устанавливать причинно-следственную связь между действием или бездействием руководителя организации, ответственного за пожарную безопасность, и гибелью человека. И он тоже может задуматься: «Товарищ руководитель, скажи, пожалуйста, а ты знал, что тебе нужно обучаться мерам пожарной безопасности в соответствии с 37 статьей Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”». Знал руководитель, должен был знать, а если не знал, то незнание не освобождает от ответственности. «А как ты должен был обучаться? Ты должен был обучаться в соответствии с 25-й статьей того же Федерального закона по дополнительным профессиональным программам, и ты должен был это делать на уровне закона, на уровне обязанностей, предусмотренных законом с 11 июня 2021 года. Ты это сделал? Нет. Почему?» «Я вот думал, есть 645 приказ, я вот по нему прошел ПТМ». «А ты, — спросит следователь, — понимал, что ПТМ — это всего лишь 10 часов, допустим, это офис. А ты должен был пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в объеме 250 часов, как это предусмотрено еще и правилами противопожарного режима. То есть ты не выполнил требования пожарной безопасности». «А вот же приказ МЧС есть…» «Меня не волнует приказ МЧС», — скажет следовать. И он будет прав, потому что в данном случае этот приказ потакает вот этому вот желанию руководителя организации не делать, обойтись да еще и прикрыться федеральным органом исполнительной власти, как бы это закон. Да еще и с помощью МЧС, которое разъясняет письма, содержание-то какое: «Да ладно, не делай, не делай. Подумаешь, обучение какое-то. 10 часов достаточно, зачем 250, ну что ты». И поможет ему эта аргументация, когда его начнут прессовать-то? Я думаю, нет. И пойдет такой руководитель, такой ответственный туда, куда пойдет. Потому что скупой платит дважды, и инспектор, который не проверил, не заставил, не обеспечил, пойдет туда же только по статье за халатность и тоже правильно пойдет, потому что чем больше человек обучается — тем лучше он будет обеспечивать пожарную безопасность. Мне могут, конечно, сказать: «Павел Юрьевич, ты так топишь». Молодежь любит слово «топишь». Это значит: ратуешь, борешься за профессиональную переподготовку, потому что ты сам проводишь вот эти вот курсы и это твой хлеб. Ребята, понимаете, если человек задумывается о том, как бы ему не делать, как бы ему обойтись пожарно-техническим минимумом, чтобы ему только ничего не делать, не проходить это страшное обучение 250 часов, «у меня же нет времени, я же занятой», он не мой клиент. Ко мне на профессиональную переподготовку, я вам скажу по секрету, на последнем потоке — 60 процентов людей с высшим пожарно-техническим образованием. Им, в принципе, профессиональная переподготовка для корочки не нужна. Они за знаниями пришли. И остальные также. Они учатся, выполняют задания на самоподготовку. У нас проходит реальное обучение. Поэтому те, кто хочет отмазаться, — это не мои заказчики. Они пойдут в какой-то учебный центр, который как торговал корочками ПТМ, точно так же будет торговать дипломами о профессиональной переподготовке чуть дороже. ПТМ у них стоило 3000, или 2000, или 500 рублей, чтобы к ним шли. Профессиональная переподготовка у них будет стоить 5 тысяч. Вот они придут, им дадут доступ в личный кабинет, там будет куча литературы, которая у меня стоит в шкафу. Они якобы ее прочитают, потом они за 4000 купят какую-нибудь курсовую, назовут вот эту курсовую «Выпускная квалификационная работа», отошлют ее. Наверняка никто смотреть даже не будет, им потом по почте пришлют диплом. Они так и так не мои заказчики. Я это видео записываю для того, чтобы пожарных специалистов прежде всего сориентировать. Ребята, нет больше ПТМ, умер ПТМ, умер он 11 июня 2021 года. Любой ПТМ, выданный после этого, противоречит Федеральному закону «О пожарной безопасности», противоречит правилам противопожарного режима и является фикцией, филькиной грамотой. Знаете, как выражение произошло? Когда царь Иван Васильевич Грозный кого-то, будем говорить, кошмарил, митрополит Филипп Колычев за этого откошмаренного заступался и писал царю грамоты. Царь их не принимал, выкидывал, называл «Филькина грамота». Это обозначение какого-то неважного документа. Вот такой замечательный красивый сертификат, академический сертификат о прохождении мной обучения по программам пожарно-технического минимума в объеме 10 часов с 11 июня 2021 года — филькина грамота. И если я буду проводить проверку какого-то объекта (я этим занимаюсь, я провожу пожарно-технические обследования объектов) и мне дадут вот это вот, да уже когда и давали, с 11 июня я перестал их принимать в качестве подтверждения прохождения обучения мерам пожарной безопасности, подтверждения выполнения руководителем организации обязанностей, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ. И так поступать я рекомендую и тщательно практикующим специалистам, и сотрудникам ГПН, для которых это видео я занесу в серию «Кошмарим правильно, кошмарим с умом». И мне совершенно неважно, что написано в приказе МЧС, мне достаточно, уж простит меня МЧС, постановления правительства Российской Федерации, и федерального закона, и фразы из хорошего фильма «Место встречи изменить нельзя»: береженого Бог бережет, небереженого конвой стережет. В данном случае береженый тот, кто не будет лениться, не будет быстренько покупать корку ПТМ, а будет обучаться, потому что это обучение на самом деле, если оно проводится правильно, оно реально закрывает от рисков, оно помогает в работе. А те, кто не бережется, — персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя», классики советского кино. Я вам уже ответил. До свидания, уважаемые коллеги, следующее видео будет посвящено вопросу: можно ли проходить повышение квалификации в области пожарной безопасности, вот это вот дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности, по программам повышения квалификации без предварительной профессиональной переподготовки? Я думаю, вам это видео тоже будет полезно. До свидания, уважаемые коллеги, спасибо за внимание. 

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
В данном материале автор блога Князев П.Ю. отвечает на очень непростой вопрос, связанный с подтверждением процедуры изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и сооружений. При этом он, как обычно, аргументирует свое мнение исходя из четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований законодательства, мнений МЧС и Минстроя, а также судебной практики.
S-2003 (А015)
просмотры1697
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт