Повышение квалификации после только лишь пожарно-технического минимума незаконно!
Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen youtube vk ok instagram rutube
Пожарный календарь

Повышение квалификации после только лишь пожарно-технического минимума незаконно!

Дата актуализации статьи: 22.02.2022 08:00:00 22.02.2022

Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие друзья. Я продолжаю разбор темы с реформированием МЧС системы обучения мерам пожарной безопасности. И сегодняшний вопрос очень популярный и на сайте «PRO ПБ», и на моем сайте «ПТМ01.ру». Звучит он следующим образом: «Можно ли проходить обучение по программам повышения квалификации, если у вас к вашему базовому образованию есть только пожарно-технический минимум?» То есть нужно ли людям, у которых нет пожарно-технического образования, образование в сфере техносферной безопасности, компетенции по пожарной безопасности, полученных в рамках другого вида образования, другой специальности, нужно ли им сначала пройти переподготовку, а потом повышение квалификации? 

Вопрос этот вызван тем, что в письме МЧС ОТ 22 декабря 2021 года № ИВ-19-1999 указано, что лица, прошедшие обучение по программам пожарно-технического минимума, проходят дальнейшее обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам, программам повышения квалификации в области пожарной безопасности, то есть минуя профессиональную переподготовку. Как всегда рассмотрим этот вопрос и с точки зрения фактической пожарной безопасности, и с правовых позиций, но в данной ситуации письма МЧС рассматривать бессмысленно, потому что вот это вот ошибочное мнение идет именно из письма МЧС. Вместо этого мы составим запрос в профильное министерство, в Министерство образования, потому что на самом деле это не дело МЧС отвечать на такие вопросы, это превышение полномочий по большому счету, поскольку эта сфера не является сферой деятельности МЧС. МЧС — это орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, а не в области образования, поэтому в третьем блоке мы составим запрос в Министерство образования по этой теме и посмотрим в будущем, что они нам ответят. Судебную практику здесь мы опустим, потому что пока ее, естественно, нет. Давайте приступим и опять рассмотрим вопрос влияния обучения на фактическую пожарную безопасность.

Логотип АБ 2020
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Академия Безопасности» (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») осуществляет образовательную деятельность с 2013 года.
Сайт компании: https://ab-dpo.ru/

В прошлый раз я очень подробно расписал зависимость пожарной безопасности или пожарной опасности от обучения в этой области. Действительно, от чего зависит пожарная безопасность? От действий или бездействия тех лиц, которые призваны осуществлять какие-то особые функции, особые объемные обязанности в этой сфере. Обычный работник проходит инструктаж и все, а вот тот, кто раньше проходил специализированный вид обучения, пожарно-технический минимум, для чего он его проходил, — чтобы знать, как ему поступить, как ему руководить предприятием или как ему быть ответственным за пожарную безопасность. И вот выполнение этими работниками особых функций и обуславливало особый объем обучения. Этот объем мог составлять 10 часов, мог составлять 16 или 40 часов и по объему здесь уже укладываться в программу повышения квалификации, но все равно это не 250 часов минимальных, которые нужно пройти тем, кто учится по программам, по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. А мы вывели как аксиому: чем больше человек учится — тем лучше он обеспечивает пожарную безопасность. На что направлено мнение МЧС, выраженное в этом письме? На увеличение, повышение уровня фактической пожарной безопасности или на снижение? На мой взгляд, ответ очевиден. И будут на очередной коллегии докладывать, что по статистике количество пожаров уменьшилось, но вот такая беда — количество погибших на них увеличилось. Почему? Не знаю, наверное, как-то так посчитали. Как говорил один деятель: «Статистика вещь упрямая, но управляемая». И здесь то же самое: мы принимаем решение, не думая о последствиях этих решений, и этим самым снижаем то, что призваны повышать. Поэтому, уважаемые коллеги, любой вопрос, связанный с уменьшением часов на обучение мерам пожарной безопасности, в конечном итоге бьет по объекту защиты — и никак иначе. Пожарная безопасность ухудшается. И самое интересное — ладно бы это было как-то обоснованно, ладно бы это мнение о том, что после пожарно-технического минимума можно сразу проходить повышение квалификации, не нужна профессиональная переподготовка, ладно бы оно закону соответствовало, так оно еще и закону напрямую противоречит. И сейчас, во второй части этого видео, мы с вами очень наглядно это докажем.

Я всегда говорил, что пожарный специалист, специалист по пожарной профилактике, — это универсальный специалист, такой человек-оркестр: он и юрист, он и инженер, физик-химик, педагог, психолог и управленец. И вот именно навыки работы пожарного специалиста с нормативно-правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности, они помогают в итоге пожарному разбираться и в тех сферах деятельности, которые являются смежными. К сожалению, не всем, конечно, как мы видим по разъяснению МЧС, но тем не менее. Вот у нас на курсе профессиональной переподготовки большой блок посвящен умению вычленять из разных положений нормативно-правовых актов, нормативных документов конкретные требования пожарной безопасности, то есть конкретные условия по принципу: если что-то так, то должно быть что-то вот так. И вот именно с этих позиций и нужно было проанализировать статью 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, статью, которая и описывает дополнительное профессиональное образование. Часть 4 этой статьи говорит о том, что программа повышения квалификации направлена на что? На совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня, но и то, и то в рамках уже имеющейся квалификации. В отличие от программы профессиональной переподготовки, которая необходима для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Понимаете — в чем разница? В одном случае, если ты идешь учиться на программу повышения квалификации, у тебя должна быть эта квалификация, которую ты будешь повышать. А если этой квалификации нет? МЧС утверждает, что достаточно вот этого вот сертификата пожарно-технического минимума, получается, чтобы подтвердить квалификацию. Мне кажется, это не правильно. Почему? Потому что есть 60 статья Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и часть 7 этой статьи, она описывает исчерпывающий перечень документов, который подтверждает наличие квалификации: диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра и диплом специалиста. К документам о квалификации в соответствии с частью 10 статьи 60 относятся и документы о повышении, присвоении квалификации по результатам либо дополнительного профессионального образования, либо диплома профессиональной переподготовки. То есть имеющаяся квалификация не может быть подтверждена сертификатом пожарно-технического минимума. Вы знаете, в комментариях под предыдущим видео мне один коллега предложил сжечь публично свой сертификат. Это очень будет убедительно, что он не нужен. Вы знаете, я этого не могу, к сожалению, сделать. Во-первых, это нарушений требований пожарной безопасности. Какой я пример подам? Одно дело — я на занятиях что-то сжигаю в учебных целях, другое дело — вот так вот ни для чего, для пафоса, для эффекта. Во-вторых, зачем сжигать, когда он действует три года, а выдан в 2016 году, смысла никакого нет. Он просто не нужен, он не является документом, который подтверждает квалификацию. Квалификацию подтверждает диплом, но здесь опять важный вопрос: а диплом в какой области выдан? Если это диплом агронома, вокального певца, есть ли у него квалификация? Диплом по квалификации есть, но здесь же важный вопрос: квалификации в какой сфере? Если ты педагог по вокалу, если ты историк и ты хочешь заниматься пожарной безопасностью, — какую квалификацию ты будешь повышать? Квалификацию историка? Поэтому в данной ситуации надо задавать простые вопросы прежде всего тем, кто делает такие документы, — самим себе. Чтобы повысить квалификацию, ее надо иметь, и это не квалификация — просто какой-то диплом о высшем образовании, это должна быть квалификации в области пожарной безопасности, а ее может дать только профессиональная переподготовка или среднее специальное, но пожарно-техническое образование. Ты не можешь получить среднее специальное образование зоотехника и иметь квалификацию в области пожарной безопасности. Это и в самом приказе № 806 сказано.

На открытом уроке я уже демонстрировал эту схему. Схему: кто, кого и как должен обучать. И вот здесь есть очень важный момент — действительно, профессиональную переподготовку не нужно проходить следующим лицам: тем, кто имеет высшее и среднее профессиональное образование по специальности «пожарная безопасность». Обращаю ваше внимание: не по любой специальности, а по специальности только пожарной безопасности; высшее профессиональное образование — «техносферная безопасность» (по профилю «пожарная безопасность»), опять же не по любому профилю в рамках этой специальности, а только по пожарной безопасности и компетенции в области пожарной безопасности, приобретенные в период получения среднего профессионального образования или высшего образования. И вот эти лица, действительно, логично освобождаются от профессиональной переподготовки и примутся сразу проходить повышение квалификации, потому что у них квалификация есть. То есть в одном месте МЧС говорит, в принципе, правильные, хорошие вещи. И ты должен быть специалистом либо по пожарной безопасности, иметь среднее специальное или высшее образование в этой области, или это должен быть специалист в техносферной безопасности, у них какая-то, наверное, подготовка по пожарной безопасности есть, или ты должен иметь компетенции, полученные в рамках получения высшего профессионального образования в другой области. А эти компетенции подтверждаются учебным планом этой организации. Если там есть темы, разделы по пожарной профилактике, пожалуйста, занимайся на здоровье, но я очень сомневаюсь, что такие темы есть у тех специалистов, которых я перечислил: у зоотехника, агронома, учителя пения и т. п. Поэтому-то вот настолько странно звучит разъяснение МЧС о том, что ты можешь повысить свою квалификацию, имея только пожарно-технический минимум и не подтверждая наличие этой квалификации. И поэтому же я думаю, что нужно делать запрос именно в профильное министерство, Министерство образования, на эту тему. Давайте его вместе с вами и сделаем.

Мне представляется, что умение писать письма в различные органы, которые издают разные нормативные правовые акты и нормативные документы, — это сейчас ключевое умение любого профессионала, потому что, действительно, если мы занимаемся тем, что на разных форумах, собраниях, конференция по много часов рассуждаем над выполнением того или иного пункта, того или иного законодательного акта. Не правильнее было бы все эти рассуждения сразу, как только возникает вопрос, отправлять в тот или иной орган исполнительной власти? Понятно, что результат этих обращений не всегда тот, который нас может удовлетворить. По-хорошему, любое обращение с выявлением какого-то правового коллапса, несуразицы, противоречия должно сопровождаться в этих министерствах выводами и увольнениями тех людей, которые вот эти вот огрехи допускают. Этого не происходит, что очень плохо. Но тем не менее вот на занятиях у нас очень часто вместо рассуждений: как это исполнять? Направляйте прямо запрос. А вот, ребята, вы написали, что на один огнетушитель нужно 9 документов оформлять на объекте, так разъясните как? И это приносит свои плоды. Так что давайте, уважаемые коллеги, вместе отправим документ, запрос в Министерство образования и науки. Заходим на сайт Министерства образования и науки, ищем форму для обращения граждан. В электронной форме заполняем тип обращения «Другое», указываем фамилию, имя и отчество, указываем e-mail и телефон. Выбираем субъект Российской Федерации и копируем заранее подготовленный текст. Самое сложное для меня — это потом ввести вот этот код, потому что, во-первых, не понятно русский это шрифт или латинский. Во-вторых, я с трудом его всегда воспринимаю. Но тем не менее попробуем. И обращение отправлено. Самое важное — это формулировка вопросов. Я их сформулировал следующим образом: «Возможно ли дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области пожарной безопасности у тех лиц, которые не имеют квалификации именно по той же специальности, в которой предусмотрено ее повышение. Можно ли повысить квалификацию по направлению «пожарная безопасность» лица, которое имеет диплом бакалавра по специальности «экономика» или лица, имеющее диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 53.02.04 «вокальное искусство», или магистра по теоретической прикладной логопедии или кинооператора. Не нужно ли указанным лицам предварительно, до повышения квалификации, получить новую квалификацию именно по направлению «пожарная безопасность». Второй вопрос: «Обязана ли образовательная организация проверять специальность в рамках квалификации, имеющейся у лица, планирующего ее повышать, и отказать в повышении квалификации в случае ее отсутствия по конкретной специальности?» И вопрос такой, до известной степени риторический: «Вот этот документ, сертификат, удостоверение является подтверждающим наличие какой-то квалификации?» Посмотрим, что ответит Министерство образования и науки, а пока, учитывая, что судебной практики по данному вопросу нет, а гипотетическую судебную практику, гипотетическую беседу со следователем мы уже описали в предыдущем видео, которые я прикреплю в качестве ссылки в описании под этим. Так вот, учитывая, что анализировать судебную практику не приходится в виду ее отсутствия, можно сделать уже окончательный вывод по этому вопросу: «Достаточно ли пожарно-технического минимума, чтобы после него сразу проходить повышение квалификации без профессиональной переподготовки?»

Исходя из вот этих двух аргументов, которые мы рассмотрели, — фактической пожарной опасности, влияния обучения на фактическую пожарную опасность и правовых аспектов этой проблемы, я могу сделать следующий вывод. Проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования, программам повышения квалификации могут только те, кто имеет квалификацию, которую он собрался повышать, а эта квалификация подтверждается рядом документов: документом о высшем или среднем образовании по специальности «пожарная безопасность», документом о высшем образовании по специальности «техносферная безопасность» по направлению пожара, наличие компетенции у тех, кто получал образование по другим специальностям, но имеет компетенцию по пожарной безопасности. Эти компетенции определяются или в федеральных государственных образовательных стандартах, или в учебном плане образовательной организации, но где-то должны быть указаны. И последний, четвертый, способ подтвердить наличие квалификации — это профессиональная переподготовка. Других способов повысить квалификацию, кроме как иметь вот именно эту квалификацию, именно по этим направлениям, — нет. Чтобы повышать квалификацию, ее нужно для начала иметь. Наличие квалификации в области пожарной безопасности не подтверждается документом о прохождении обучения по программам пожарно-технического минимума. Следовательно, если у вас есть только не пожарная специальность, пускай у вас будет квалификация о среднем профессиональном образовании, бакалавр, специалист, магистр. Но если это все не пожарное и к этому не пожарному образованию у вас есть только сертификат и удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума, то проходить повышение квалификации в области пожарной безопасности незаконно. Решать, безусловно, руководителю объекта защиты, какой вид обучения ему для себя выбрать — пожарно-технический минимум, чтобы на три года получить индульгенцию или обучиться нормально. Повторюсь, и в прошлый раз это говорил, — это не попытка завлечь людей на мой курс. Те, кто задается вопросом: как бы нам обмануть даже не государство, обмануть саму природу, саму суть пожарной безопасности, поучиться поменьше, поменьше затратить сил, поменьше потратить денег, — они не мои коллеги, не мои заказчики, не мои потенциальные слушатели. К нам приходят те, кто заинтересован в реальном обучении, поэтому решать, безусловно, вам. Я свое мнение, мнение специалиста по пожарной безопасности, инженера по пожарной безопасности, педагога, специализирующегося на вопросах андрагогики, обучения взрослых, и окончившего аспирантуру по этому направлению, высказал, а дальше решать, безусловно, каждому руководителю в каждой организации, каждому инспектору, который проверяет каждого руководителя каждой организации. Решать, исходя из того, что ему кажется более правильным. Ответ Министерства образования я, конечно, выложу, конечно, я поделюсь. До свидания, уважаемые коллеги. Благодарю за внимание. 

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.




  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
В данной статье автор блога Князев П.Ю. дает максимально развернутый ответ на извечный вопрос "пожарный или пожарник", ссылаясь на исторические документы, словари и иные источники. Очень советуем ознакомиться.
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
S-2018 (А015)
просмотры398
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт