ФИЗИКА И ХИМИЯ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ НА ПОЖАРЕ. ЛЕКЦИЯ №1
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер на май 25.png
баннер (1).jpg

ФИЗИКА И ХИМИЯ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ НА ПОЖАРЕ. ЛЕКЦИЯ №1

Дата актуализации статьи: 07.12.2021 09:30:00
прослушать текст

Поскольку я в дистанционном режиме, как сегодня говорят «на удаленке», читаю лекцию впервые, я предлагаю не откладывать возникшие у вас вопросы, а задавать их по ходу лекции. Если вы меня поняли, позвольте начать с того, что в последние 20–30 лет человечество усиленно взялось за увеличение комфортных условий своего обитания. В качестве доказательства этого примера приведу такие факты. Явно возросли возможности коммуникации, связи между людьми: мобильный телефон, Iphone, Ipad, компьютер, наконец. Все это чудо систем связи появилось в последние годы и очень повысило комфорт нашей жизни. Не остались в стороне и строители, архитекторы. Строящиеся здания обеспечены самыми великолепными условиями: скоростные комфортные лифты, окна во всю стену с панорамным видом, системы дистанционного регулирования температуры, кондиционеры воздуха, климат-контроль и прочие чудеса современного бытоустройства. И это на дистанционном управлении, на контроле, и еще с возможностью включения на автомате — все это для повышения комфортности нашей жизни. Но в комплекс понятий комфортности жизни входит и понятие «обеспечение безопасности». Нами обеспечены: пониженный риск меры безопасности обрушения, безопасности вторжения, безопасности хищения и прочие виды безопасности, кроме, к сожалению, одного. Я не смог заметить повышение уровня пожаровзрывобезопасности в современном здании, несмотря на то, что приступили к проектированию и даже пытаются строить умные квартиры, умные дома, даже умный город уже начинают строить, а уровень пожарной безопасности никак не почувствовал, никак не среагировал на эти нововведения. Вот давайте попробуем сейчас на лекции разобраться, в чем причина такого затруднительного положения с обеспечением пожарной безопасности.

Я думаю, что начать надо с того, как человечество осваивало проблему овладения огнем. История овладения человека огнем насчитывает более миллиона лет. За это время очень многое изменилось. Я предлагаю вам, чтобы вспомнить хорошие книги вашей юности, прочесть роман «Борьба за огонь» Рони-старшего Жозефа Анри. Там подробно изложено, что получил человек, овладев огнем. Первое: продление светлого времени суток. Второе: возможность регулирования окружающей температуры в холодные периоды. Третье: самые надежные двери и запорные устройства. Никакой саблезубый тигр не осмелится войти в пещеру, если на входе в нее выложить и поддерживать огонь. Дальше человек научился на костре обрабатывать продукты питания и от вынужденного сыроедения перешел к потреблению пищи, приготовленной на огне, на костре. Врачи-физиологи утверждают, что продолжительность жизни только за счет этого увеличилась почти вдвое с 18–20 лет до 35–40. Кроме того, человек научился на огне обрабатывать глину. Начался долгий период глиняного развития общества. После этого с помощью управления процессами горения человек овладел кузнечным делом, литейным делом, добычей металла, производством с помощью огня новых систем и конструкций. Но подлинные чудеса начались, когда человек научился прямую энергию процессов горения превращать в электрическую энергию. Следующий крупный прорыв — человек, потребляя энергию процессов горения, смог энергию перегретого пара превратить в механическую энергию. Наступил век паровых машин. Был он недолгий. Но следующий момент, когда человек научился энергию процессов горения прямо превращать в механическую энергию с помощью кривошипно-шатунных механизмов и создал двигатели внутреннего сгорания, радикально изменились транспортные возможности. Человек отказался от гужевого транспорта, заменив его автомобилем. Более того, это даже позволило человеку научиться летать. Наконец, следующий этап, когда человек научился энергию процессов горения превращать в механическую энергию — реактивную струю реактивного двигателя, человек создал ракеты и даже вышел в открытый космос. Это говорит о том, насколько человек в совершенстве овладел процессами горения. Многие современные специалисты утверждали, что по истории того, как человек пользовался управлением и применением процессов горения, можно проследить всю историю развития цивилизации. Попробуйте на досуге представить себе, до какой степени должно дойти совершенство управления процессами горения, чтобы летящий со звуковой, сверхзвуковой скоростью на орбите космический корабль состыковать с приближающимся к нему другим космическим кораблем. Масса этих кораблей — десятки тонн, а точность стыковки — несколько сантиметров. Вот до какой степени надо владеть и управлять процессами горения. Это колоссальное достижение человечества.

К сожалению, все эти аспекты в освоении процессов горения почти никак не коррелируются с изучением процессов горения на пожаре. Сегодня и в стране, и в мире нет специалиста по горению, который взял бы на себя смелость скорректировать, спрогнозировать, рассчитать параметры предстоящего пожара, завтрашнего пожара. Мы более-менее удовлетворительно можем описать прошедший, вчерашний пожар, а вот завтрашний пожар описать не может, к сожалению, никто — ни для одного объекта, ни для одной системы, ни для одного устройства. Если мы собираемся бороться с пожарами, то, прежде всего, необходимо бороться с главным процессом на пожаре — с процессом горения. Вот с изучения, уточнения наших представлений о процессах горения я и хотел бы начать этот цикл лекций. Кстати сказать, многие современные ученые уделяют огромное внимание энергопотреблению на душу населения в год. Утверждают, что чем больше цифра потребления энергии на человека в среднем, тем выше уровень цивилизации, уровень развития промышленности и уровень комфортной жизни. Сейчас я покажу вам рисунок 1, где представлены все виды потребляемой энергии и динамика изменения этого потребления за последние 200–250 лет. Если вам хорошо виден этот график, то на правой шкале увидите, что огромное количество энергии получается за счет использования угля, нефти, газа и других процессов, связанных с процессом горения, а это, в свою очередь, вынуждает нас ежегодно потреблять тысячи, миллионы тонн угля, миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров горючего газа, а все это надо добыть, хранить, транспортировать, перерабатывать и применять. Безусловно, это повышает меру и степень пожарной опасности в современном мире. И поэтому это, увеличивая комфортность нашей жизни, создает определенные неприятности, связанные с тем, что если мы потеряем управление процессом горения, этот процесс превращается в лютого, смертельно опасного врага. И этот враг не щадит нас ни в комфортных условиях жизни, ни в умном доме, ни в умном городе. Кстати, мировая статистика до сих пор показывает, что от 80–85 %, гибнущих на пожаре, погибают, к сожалению, на внутренних пожарах: на пожарах в зданиях и сооружениях. Я думаю, что по этическим соображениям мне нет смысла сейчас упоминать ни взрывы и пожары на шахтах Кузбасса, которые считаются случайными, а на самом деле «хронические», периодически возникающие, ни трагически памятную историю пожара в «Зимней вишне», ни пожары времен советской власти — знаменитые рязанские, ни современные пожары с историей в Мексиканском заливе. Тот, кто занялся обеспечением пожарной безопасности, все это знает и мало чего для себя утешительного в динамике пожаров может найти в современных статистических данных.

Очень интересный цикл работ был выполнен примерно 50 лет назад под руководством профессора Брушлинского. Он руководил 5–6 диссертациями, в которых путем анализа статистических данных пожарной опасности по ряду стран, методом парных корреляций доминирующих факторов опасности пожара взялся спрогнозировать динамику развития пожарной опасности на ближайшие годы по 6–8 странам. И результаты этой диссертации, этого комплекса диссертаций, были поражающие. Ученый совет школы, в которую они предъявили эту диссертацию, был поражен тем, что прогноз был совершенно неутешительным. Как следует из этого графика, с течением времени уровень пожарной опасности возрастает практически для всех стран мира. Это первый парадокс этих диссертаций. И второй парадокс заключался в том, что эти кривые располагались сверху вниз по уровню развития цивилизации и промышленности страны. Первый и второй графики относятся к странам типа Америки, России, Японии и других, а третий и четвертый графики — это показатель динамики роста пожарной опасности для стран третьего мира так называемых: для Гвинеи-Бисау или Буркина-Фасо. В совете были поражены, а в главном управлении пожарной охраны МВД СССР возмущены этими результатами, но проверка показала, что научные методы корректны, придраться не к чему. Все диссертации были успешно защищены и благополучно забыты. Представьте себе, какое потрясение было у специалистов пожарной безопасности через 10–15 лет, когда этот характер прогноза динамики роста пожарной опасности для большинства стран подтвердился почти точно в соответствии с данными этих диссертаций.

Приведу вам другой пример, очень знаменательный в истории развития пожарной безопасности ведущих стран мира. Примерно в эти же годы в Соединенных Штатах Америки впервые за 100 лет был принят федеральный закон об обеспечении пожарной безопасности в стране. Руководство государства было возмущено тем, что Америка твердо заняла первое место в мире по количеству пожаров, размеру материального ущерба от пожаров и взрывов и по количеству людей, погибших на них. Интересно, что они привели и сравнения с Советским Союзом. В те годы численность населения наших стран была соизмерима: 250 миллионов человек жили в СССР и примерно 280 миллионов человек — в Америке. Примерно сопоставимый уровень цивилизации и промышленного развития, но число жертв в Америке было в три раза больше в год, чем число жертв пожаров в Советском Союзе. Это вызвало возмущение руководства Америки, и был принят этот федеральный закон. Но наибольший интерес для нас представлял не сам этот закон, а преамбула к нему. Крупнейшие специалисты мира составили обстоятельно преамбулу, в который давали объяснения такого позорного положения с пожарами и взрывами в Америке. Они пришли к заключению, что вся проблема в том, что американцы из каждого доллара, затраченного на обеспечение пожарной безопасности, 95 центов тратят на пожаротушение и только 5 центов — на профилактику и предупреждение пожаров. Лучше обстоит дело во Франции, где соотношение этих затрат примерно 40 к 60. «А лучше всего, — говорилось в этой преамбуле, — обстоят дела в Советском Союзе, где затраты на профилактику и предупреждение пожаров несравненно выше, чем на их тушение». К сожалению, в этой преамбуле не было сказано, сколько же мы тратили на профилактику пожаров, а сколько — на тушение, поэтому мы по сей день так и не знаем, сколько же мы затрачивали денег на те или другие средства обеспечения пожарной безопасности и как их следует разумно распределять. Но прошло время, произошел большой цикл событий, хорошо вам известных, изменился социальный строй в России, изменилась система ведения хозяйства и существенно изменились формы и методы обеспечения пожарной безопасности в стране. Я не буду детально на этом останавливаться, но назову вам примерно результаты, крайне неутешительные. В течение этих прошедших 50–70 лет численность населения Америки увеличилась до 300 миллионов и даже больше, а численность населения современной России сократилась до 145 миллионов. То есть мы теперь вдвое меньше Соединенных Штатов Америки, а вот число жертв от пожаров ежегодно в России сегодня в 5–6 раз больше, чем в 300-миллионной Америке. Причин такого досадного положения много и в сегодняшней лекции мы не будем анализировать их. Здесь и без подробного анализа очевидно, что должны были быть утрачены действенные меры обеспечения пожарной безопасности в стране и их надо восстанавливать. Мы должны усилить и формы, и методы, и способы борьбы с пожарами. А для того, чтобы успешно бороться с пожарами, нужно хорошо овладеть основным представлением о главном явлении на пожаре — представлением о законах горения в условиях пожара.


Замечательным образцом того, как обстоят дела с изучением пожара и его динамики, дает история привлечения к этим проблемам Драйздейла. Дуглас Драйздейл был как раз в эти годы, после принятия федерального закона, приглашен для чтения курса лекций в Эдинбургский университет, и после пяти лет работы по подготовке и чтению такого курса лекций он издал совершенно замечательную книгу — 500-страничный том «Введение в динамику пожара». В девяностом году эта книга была впервые переведена на русский язык и стала настольной для тех, кто занимался проблемами обеспечения пожарной безопасности. В качестве небольшого отступления сообщу, что именно в эти годы в высшей школе МВД, бывшей пожарно-технической школе, впервые была создана кафедра процессов горения и впервые прочитан курс «Процессы горения на пожаре». Ранее, в течение многих лет, этот раздел читал блестящий «патриарх» пожарной охраны Советского Союза полковник Петр Демидов. Он это читал потому, что это была кафедра пожарной тактики, а именно тактики лицом к лицу сталкиваются в процессе боевой работы с процессами горения. Был это небольшой 10–12-часовой курс, который давал лишь общее представление о параметрах горения на пожаре. После введения специального курса процессов горения на него выделилось порядка 60 часов. За 20–30 лет развития этой дисциплины объем часов увеличился до 70–80 часов обучения. В это время ВИПТШ МВД СССР была издана еще одна книга, более 30 лет служившая учебным пособием для специалистов пожарной безопасности, — это курс «Физико-химические основы развития и тушения пожара». Это еще 60–70 часов лекционной, лабораторной и практической работы по изучению законов горения на пожаре. За 6 часов лекций, выделенных мне, вряд ли можно радикально изучить процессы горения при пожаре, но общее представление о современном состоянии мы с вами попробуем получить. И вот история работы Драйздейла наглядно демонстрирует такой факт: в одном из изданий своей книги он пообещал, что лет через пять издаст вторую книгу, но уже с названием «Динамика развития пожара». Прошло 5, 6, 10 и только через 15 лет Драйздейл издал вторую книгу, но, к сожалению, она тоже называлась «Введение в динамику пожара». То есть самой динамики пожара после 20 лет работы над этим направлением он так и не осилил, хотя у него в материалах указывалось, как были широко развернуты работы по изучению этого страшного явления: широкий фронт исследований проводил Вустерский политехнический институт, штат Массачусетс. К исследованиям были подключены почти все промышленно развитые страны мира: Великобритании, Япония, Франция, Норвегия и многие другие. Было проведено более 250 реальных пожаров в порядке исследования динамики их развития. Масштабы исследований были колоссальны, но после всего этого через 15 лет Драйздейл издал только «Введение в динамику пожаров» и следующего издания не появилось до сих пор. Поверьте мне, я самым высоким образом ценю эту книгу. Это замечательная книга. Кстати сказать, у меня она есть даже в двух экземплярах, вот насколько я дорожу этим материалом. Но я привел историю неудачной попытки написать «Динамику пожара» только для того, чтобы показать масштаб проблемы.

Сегодня нет в стране, нет в мире специалиста по горению, который мог бы описать динамику любого завтрашнего пожара. И в этом проблема обеспечения пожарной безопасности. Поэтому для того, чтобы активно и, главное, эффективно бороться с пожарами, надо знать более глубоко и достоверно основной процесс на пожаре — процесс горения. В общих чертах горение на пожаре выглядит следующим образом: это, прежде всего, диффузионное горение. Это такой процесс горения, когда компоненты в зону горения, горючее и окислитель, поступают непосредственно в зоне самого процесса горения без предварительного перемешивания по законам диффузии. И по газодинамическому режиму процессов горения, которое определяется числом Рейнольдса, горение на пожаре, к сожалению, попадает в самую неопределенную зону. Напомню, критерий Рейнольдса, который существенно отличает ламинарное горение от турбулентного, имеет диапазон неопределенности. Рейнольдс, который равен скорости пламени, умноженной на характеристический размер, на диаметр или масштабный размер зоны горения и плотность, деленная на коэффициент вязкости — ρvd / η. Если это число больше 2400, то наступает неопределенный переход режима горения в турбулентное из ламинарного. И этот диапазон распространяется до числа Рейнольдса порядка 11–12 тысяч. Вот после 12 тысяч горение заведомо турбулентно. Чем отличается ламинарное горение от турбулентного? Ламинарное (от слова ламина — пластина), как бы слоистое, спокойное, медленное горение. А турбулентное (от лат. turbulence — вихрь) — это вихревое с интенсивным перемешиванием. Законоописание ламинарного и турбулентного процессов существенно различаются. К сожалению, горение на пожаре чаще всего попадает в эту зону неопределенного ламинарно-турбулентного горения, где критерий Рейнольдса колеблется от 2,5 тысяч до 11 тысяч. Эта неопределенность тоже существенно затрудняет изучение процессов горения на пожаре. Чем еще отличается процесс горения на пожаре от великолепных, обстоятельнейшим образом изученных процессов горения в других условиях? Тем, что в тех случаях горение происходит в определенном, выделенном для этого пространстве — будь то деревенская печь или уличное приспособление для горения: мангал, тандыр, жаровня, будь то двигатель внутреннего сгорания или реактивный двигатель, горение всегда происходит в заранее определенном, выделенном пространстве. Это первое отличие. И второе: это горение является управляемым, то есть интенсивность процесса горения зависит от интенсивности подачи горючих веществ и материалов в зону горения. Таким горением можно управлять, можно его регулировать, можно его описать — тогда знаешь, с чем имеешь дело. К сожалению, на пожаре все выглядит существенно иначе. На пожаре горят вещества и материалы, преимущественно не предназначенные для процессов горения. А если горят материалы, предназначенные для процессов горения, скажем, если это нефть, мазут, бензин, керосин, они горят в условиях не тех, на которые рассчитано их применение (неспециального очага). И поэтому описание законов горения на пожаре еще никому не удалось сделать обстоятельно и точно. Мы не владеем аппаратом изменения параметров процессов горения настолько, чтобы описать динамику пожара. Поэтому продолжают бушевать вопросы во всем мире, периодически по разным странам, про ужасные лесные пожары. Продолжает быть потрясающей статистика гибели людей на пожарах и потрясающие ущербы от пожаров и взрывов в промышленности, местах хранения и транспортировки горючих веществ и материалов. Вот так обстоит дело с изучением законов процессов горения на пожаре на сегодняшний день. Самый обстоятельный анализ показывает, что для изучения горения на пожарах нам потребуется довольно продолжительное время.

Наиболее определенно в этом плане выслужился один из крупнейших специалистов по процессам горения, который также участвовал в составлении преамбулы к федеральному закону Соединенных Штатов 1974 года, — профессор Гарвардского университета. Он принимал участие в изучении материалов, подготовленных для конгресса Соединенных Штатов, он анализировал данные, он сделал прогноз наших представлений, наших возможностей о процессах горения на пожаре. Он утверждал, что этот прогноз выглядит примерно следующим образом: в 2030, 2080 году произойдет пересмотр всех концепций науки о пожаре. Следующий этап — 22 век и полное понимание турбулентного горения, и решение проблем динамики пожара. 3 этап — 23 век и адекватное физико-химическое описание, и создание моделей пожара. И четвертый, заключительный этап, — 24 век и овладевание подробным инженерно-техническим наследием, которое гарантирует нам жизнь почти свободную от пожара. Несмотря на то, что автор сделал это высказывание скорее в стиле модных в прошлом веке рассказов «Физики шутят», я, как человек почти 60 лет отдавший проблемам безопасности пожаров и пожаротушения, с большим вниманием и уважением отнесся к этому прогнозу. При всем том, что он выглядит неутешительно, позволю себе пошутить: если мы с вами продолжим изучение процессов горения, как это предполагается, то на ближайшие 300–400 лет мы с вами без работы не останемся. Проблемы пожаро- и взрывобезопасности будут актуальны в ближайшие 300–400 лет.

Вот такова картина на сегодня по обеспечению пожаровзрывобезопасности практически во всех странах мира. И ни одна страна не достигла поразительных, желаемых или заманчивых результатов в этом направлении работы — в борьбе с пожарами. Примерно 45 минут длится академический час лекции, в 43 минуты уложился я со своим докладом. Предлагаю оставшееся у нас время потратить на то, что вам осталось непонятным. Прошу задавать вопросы.

— Иосиф Микаэлевич, это была вводная лекция, очень много интересной информации мы получили. Я думаю, все сейчас находятся под большим впечатлением. Мы ждем вопросы на сайте «PRO ПБ» и передадим их Иосифу Микаэлевичу для того, чтобы он к следующей лекции подготовил ответы на них.

— Алексей Викторович, я уже много лет не читаю лекции, поэтому поделюсь с вами в оставшееся время самой распространенный шуткой преподавателя. Когда к преподавателю нет вопросов, это означает две вещи: либо все понятно, все хорошо, все достаточно ясно, что бывает очень редко, либо, наоборот, все настолько непонятно, что даже спрашивать не о чем. Поэтому я прошу вас: задавайте все интересующие вопросы. Я постараюсь ответить на них.

— Уважаемые коллеги, если лекция вам понравилась и вам, действительно, все было понятно, я попрошу поставить в чате +.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, здравствуйте уважаемый Иосиф Микаэлевич, хотел бы задать вам небольшой вопрос: где сейчас наиболее развиты исследования процессов горения?

— Если Вас интересуют исследования по горению в условиях пожара, мой ответ будет предельно короткий: в России — нигде.

– Большое спасибо.

— Может быть, еще у кого-то есть вопросы? Не стесняйтесь, задавайте.

— Добрый день. У меня такой вопрос: Вы говорили, что оптимистические прогнозы, что мы опишем динамику процессов горения. А почему это все застопорилось? В чем проблема этого изучения? Почему такие оптимистические прогнозы ученых, которые этим занимались, не оправдались?

— К сожалению, мне неизвестны оптимистические прогнозы ученых. Я не располагаю данными об оптимистических прогнозах ученых, если не считать высказывание сэра Эменса, но его трудно назвать оптимистическим. Он оптимистичен для нас, что мы не останемся без работы. Но подумайте, насколько это трагично, что на ближайшие 300–400 лет человечество, если оно столько просуществует, будет по-прежнему страдать от пожаров и десятками тысяч жертв расплачиваться за то, что пожарное горение не было своевременно изучено. Я могу сказать, почему так обстояло дело в России или в СССР. Блестяще изучались законы горения, связанные с практическим применением: горение в доменных печах, горение двигателя, горение в котлах, горение угольной пыли в котельных установках, горение в реактивном двигателе. Кстати сказать, по своему первому образованию я специалист по жидкостным реактивным двигателям (ЖСД). И дипломную работу написал по двигателю на ракете ФАУ-2. Той ракете, которая стала родоначальницей всех ракет в освоении космоса. Там организованное горение рассчитано до тысячных долей процента, потому что это требовалось. А вот обеспечение такой информацией об условиях горения на пожаре никогда в СССР не было так востребовано. Эти исследования всегда велись третьем планом, и единственный институт по изучению процессов горения — наш головной и единственный ВНИИПО МВД ССР, к сожалению, не преуспел в изучении процессов горения настолько, чтобы хоть приблизительно описать динамику пожаров. То есть пожарная безопасность всегда относилась к вопросам второго плана, второй степени потребности и, к сожалению, эта ситуация продолжает ухудшаться. Вот такие безрадостные результаты, которыми владею я на сегодня.

— Спасибо большое.

— Если на сегодня вопросов больше нет, то я хотел бы поблагодарить Вас, Иосиф Микаэлевич за то, что нашли время и смогли прочитать нам эту лекцию. Мы с нетерпением ждем следующих лекций, ближайшая у нас запланирована на следующий понедельник. С актуальным расписанием вы можете ознакомиться на портале «Про пожарную безопасность». Все поступающие вопросы мы, безусловно, передадим Иосифу Микаэлевичу для того, чтобы он на следующей лекции смог на них ответить. Еще раз всем большое спасибо.

— Благодарю за внимание.

— До новых встреч.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В своей четвертой лекции доктор технических наук, профессор академии НАНПБ Абдурагимов И.М. показывает примеры расчета воздуха, требуемого для горения, и расчета объема и состава продуктов сгорания; рассказывает о важности правильного понимания и учета интенсивности горения при принятии решений руководителями тушения пожара; разъясняет какие газы называют «подлыми» и почему, а также отдельно рассматривает вопрос об опасности взрыва твердых горючих веществ.
Пятая лекция доктора технических наук, профессора академии НАНПБ Абдурагимова И.М. называется «Предельные явления в горении как научная и практическая основа пожаровзрывобезопасности».  В ней он рассказывает о предельных показателях компонентов «треугольника пожара» (с приведением конкретных примеров), механизмах огнетушащих действий на примере различных огнетушащих веществ, температуре потухания и важности применения знаний о предельных явлениях горения в повседневной жизни.
В заключительной шестой лекции доктор технических наук, профессор академии НАНПБ Абдурагимов И.М. напоминает основные моменты предыдущих пяти лекций, рассказывает о понятии «пожарная стратегия», а также задается вопросом введения количественной оценки пожарной безопасности и тушения пожара.
S-1812 (А002)
просмотры2439
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт